Таксономия Толлингеровой
Материал из Поле цифровой дидактики
Описание | Таксономия учебных задач Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения |
---|---|
Область знаний | Информатика, Педагогика, Психология |
Авторы | Толлингерова |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Таксономия, Таксономия Блума, Таксономия учебных задач |
Среды и средства для освоения понятия |
Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
- Задачи по узнаванию
- Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий
- Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил
- Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.
Задачи, требующие простых мыслительных операций:
- Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.)
- Задачи по перечислению и описанию фактов
- Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий
- Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
- Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)
- Задачи по распределению (категоризация и классификация)
- Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.)
- Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению
- Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)
Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
- Задачи по переносу (трансляция, трансформация)
- Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)
- Задачи по индукции
- Задачи по дедукции
- Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации)
- Задачи по оценке
Задачи, требующие сообщения данных:
- Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.
- Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов
- Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты
Задачи, требующие творческого мышления:
- Задачи по практическому приложению
- Решение проблемных задач и ситуаций
- Постановка вопросов и формулировка задач и заданий
- Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)
- Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на рациональной основе).
Литература
- Толлингерова Д. К психологической теории учебных задач // Социалистическая школа. 1976/77. № 4. С. 156-160.
- Толлингерова Д., Голоушова Д. Составление учебных задач заданной когнитивной требовательности как одно из основных коммуникативных умений учителей // Психология проектирования умственного развития детей. М.: Роспедагентство, 1994. С. 25-35.