Семантический поиск
| Description | |
|---|---|
| Remote Procedure Call | RPC (Remote Procedure Call) — это когда ваша программа "звонит" на удалённый компьютер и просит его что-то сделать, а потом получает результат обратно. RPC (Remote Procedure Call) или Удалённый Вызов Процедуры — это способ попросить другой компьютер (сервер) выполнить какую-то работу за вас и вернуть результат. |
| SEL (social-emotional learning) | SEL (Social Emotional Learning) - процесс развития у детей и взрослых ключевых социальных и эмоциональных компетенций, таких как самосознание, саморегуляция, социальная осознанность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений. Цель SEL: помочь человеку эффективно понимать и управлять своими эмоциями, устанавливать позитивные отношения, достигать личных и коллективных целей, а также принимать обоснованные и этичные решения. SEL формирует основу для благополучия, успешного обучения и адаптации в обществе. |
| SLAM | SLAM (англ. simultaneous localization and mapping — одновременная локализация и построение карты) — метод, используемый в мобильных автономных средствах для построения карты в неизвестном пространстве или для обновления карты в заранее известном пространстве с одновременным контролем текущего местоположения и пройденного пути. Популярные методы приближённого решения данной задачи — фильтр частиц и расширенный фильтр Кальмана. Некоторые реализации метода используются в беспилотных автомобилях, летательных аппаратах, автономных подводных аппаратах, планетоходах, и даже внутри человеческого тела. |
| STEM | STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика) — обобщающий термин, используемый для группировки этих отдельных, но тесно связанных между собой технических дисциплин в контексте описания образовательной политики учреждения либо учебной программы. Термин был предложен в 2001 году для обозначения тренда в образовательной и профессиональной сферах учеными Национального научного фонда США (независимое агентство при правительстве США, которое обеспечивает фундаментальные исследования и образование во всех областях науки, кроме медицины). |
| Sandbox | Sandbox («песочница») — это термин, используемый в индустрии развлечений и компьютерных технологий, обозначающий среду, предоставляющую пользователям неограниченную свободу действий и творчество без строгих правил и заранее заданных целей. Основные характеристики Sandbox-игр: Свобода действий: Пользователь может свободно перемещаться по миру, взаимодействовать с объектами и персонажами практически любым способом. Отсутствие жесткой структуры сюжета: Хотя некоторые игры предоставляют основную сюжетную линию, игрок может игнорировать её и заниматься исследованием мира, строительством, творчеством или выполнением побочных заданий. Творческая составляющая: Возможность самостоятельно строить, разрушать, менять ландшафт и формировать уникальный опыт. Процедурная генерация: Часто такие игры генерируют уникальные миры случайно или частично автоматически, обеспечивая бесконечное разнообразие опыта. Примеры Sandbox-игр: Minecraft: Один из наиболее известных представителей жанра, где игроки могут строить, добывать ресурсы, сражаться с монстрами и исследовать огромный мир. Terraria: Двухмерная игра-песочница с элементами экшена и исследования подземелий. Garry's Mod: Модификация Half-Life 2, позволяющая игрокам экспериментировать с физикой и предметами в виртуальном пространстве. No Man’s Sky: Игра с открытым миром, генерируемым процедурно, где каждая планета уникальна и доступна для исследований. Таким образом, концепция sandbox представляет собой особую категорию интерактивных сред, стимулирующих творческий потенциал пользователей и дающую простор для экспериментов и индивидуального развития. |
| Signature pedagogy | Фирменная педагогика профессий - педагогика, характерная для определённой профессиональной области. Понятие, введённое в статье Signature Pedagogies in the Professions - для определения того, что в различных профессиональных областях существуют свои методы профессионального обучения. Задача таких педагогик - научить думать как математики, физики, информатики, биологи |
| Sprite | Спрайт - sprite - графический объект в компьютерной графике. В ряде визуальных языков программирования спрайт присутствует как объект, наделённый собственными свойствами и методами |
| TF-IDF | TF-IDF (от англ. TF — term frequency, IDF — inverse document frequency) — статистическая мера, используемая для оценки важности слова в контексте документа, являющегося частью коллекции документов или корпуса. Вес некоторого слова пропорционален частоте употребления этого слова в документе и обратно пропорционален частоте употребления слова во всех документах коллекции. Мера TF-IDF часто используется в задачах анализа текстов и информационного поиска, например, как один из критериев релевантности документа поисковому запросу, при расчёте меры близости документов при кластеризации. |
| TeachLivE™ | TeachLivE™ Что это: Это симулятор смешанной реальности, который позволяет будущим или действующим учителям практиковаться в виртуальном классе. Как это работает: Учитель стоит перед большим экраном, на котором проецируется класс с 5-6 виртуальными учениками — аватарами. Эти аватары запрограммированы на разнообразное поведение и могут управляться как с помощью ИИ, так и людьми-операторами, чтобы создать максимально реалистичные и сложные сценарии. Сценарии: Учитель может отрабатывать: Управление поведением: Реагировать на отвлекающих, спящих, или агрессивных учеников. Сложные диалоги: Проводить родительские собрания или беседы с учениками, демонстрирующими особые потребности. Обучение: Практиковать новые методы преподавания и сразу видеть реакцию "учеников". Где используется: Разработанный в Университете Центральной Флориды (UCF), он активно используется в более чем 40 университетах и школьных округах в США и других странах мира для повышения квалификации учителей. |
| Teachable Agent | Это концепция, основанная на идее, что студенты могут обучать компьютерного персонажа, создавая концептуальную карту, которая показывает связи между узлами на карте. Обучая агента, студенты формируют цепочки связанных идей. Это помогает углубить их понимание темы, так как они должны четко осмыслить материал, чтобы передать его агенту. |
| Team Assembly | Team Assembly - формирование команд. Ключевое понятие в области Team Science - как образуются команды |
| Teammate | Товарищ по команде - teammate |
| URI | URI— унифицированный (единообразный) идентификатор ресурса. URI — последовательность символов, идентифицирующая абстрактный или физический ресурс. Ранее назывался Universal Resource Identifier — универсальный идентификатор ресурса. |
| URL | Унифицированный указатель ресурса (от англ. Uniform Resource Locator, сокр. URL — система унифицированных адресов электронных ресурсов, или единообразный определитель местонахождения ресурса. Используется как стандарт записи ссылок на объекты в Интернете (Гипертекстовые ссылки во «всемирной паутине» www). |
| Unicode | Юникод - набор универсальных знаков, при помощи которого компьютеры могут передавать сообщения друг другу. Кодировка Unicode обеспечивает унификацию тысяч различных систем письменности |
| User interface | Интерфе́йс по́льзователя, он же по́льзовательский интерфейс (UI — англ. user interface) — интерфейс, обеспечивающий передачу информации между пользователем-человеком и программно-аппаратными компонентами компьютерной системы. |
| VOMAS | VOMAS (Virtual Overlay Multi-agent System) - подход к описанию многоагентных систем. В основе подхода лежит использование данных для проверки адекватности модели. |
| VR Chemistry Lab, понятие мягкой саморегуляции | Мягкая саморегуляция — это способность человека самостоятельно управлять своей учебной деятельностью: ставить цели, планировать, контролировать прогресс и корректировать усилия без внешнего принуждения. Это ключевой навык для обучения в условиях свободы и выбора |
| WWW | Всемирная паутина — глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре сети Интернет и гипертекстовом протоколе передачи данных HTTP. Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов — программ, запускаемых на подключённых к сети компьютерах и использующих протокол HTTP для передачи данных. |
| XML | XML (Extensible Markup Language) - это язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML-документами. Этот язык используется в качестве средства для описания грамматики других языков и контроля за правильностью составления документов. |
| Абстрактный тип данных | Абстра́ктный тип да́нных (АТД) — это математическая модель для типов данных, где тип данных определяется поведением (семантикой) с точки зрения пользователя данных, а именно в терминах возможных значений, возможных операций над данными этого типа и поведения этих операций. |
| Абстракция | Составной элемент вычислительного мышления. Фундаментальная идея абстракции состоит в разделении несущественных деталей реализации подпрограммы и характеристик, существенных для корректного её использования. |
| Автокорреляция | Автокорреляция — это статистическая мера, показывающая степень связности между значениями одной и той же переменной в разные моменты времени или с определённым запаздыванием (лагом). Проще говоря, она измеряет, насколько текущее значение ряда связано с его предыдущими значениями. Временной ряд демонстрирует автокорреляцию, если значение в момент времени t связано с значениями в моменты времени t-1, t-2 и так далее. В эконометрике и социальной статистике для корректного построения моделей важно учитывать автокорреляцию, так как она влияет на эффективность оценок параметров модели. |
| Автокорреляция в остатках | Автокорреляция в остатках — это статистическая связь между значениями ошибок (остатков) регрессионной модели, взятыми с разным временным сдвигом (лагом). Иными словами, если значение ошибки в один момент зависит от ошибки в предыдущие моменты, говорят о наличии автокорреляции. Автокорреляция нарушает одно из основных условий классической линейной регрессии — некоррелированность ошибок по времени (условие Гаусса-Маркова). Это приводит к неэффективности оценок коэффициентов модели и ошибочному выводу об их значимости. Основные признаки автокорреляции в остатках:
|
| Автокорреляция уровней временного ряда | Автокорреляция уровней временного ряда (англ. autocorrelation of time series levels, серийная корреляция) — статистическая мера линейной зависимости между значениями временного ряда в различные моменты времени. Автокорреляция показывает, насколько текущее значение ряда связано с его предыдущими значениями на определенном временном лаге. |
| Автономия | Способность человека выбирать и иметь выбор. Подробно рассматривается в теории самодтерминации. |
| Автономия в обучении | Автономия в обучении — это способность ученика самостоятельно управлять своим учебным процессом: ставить цели, выбирать стратегии, контролировать прогресс и оценивать результаты |
| Авторегрессионная модель | Авторегрессионная (AR-) модель (англ. autoregressive model) — модель временных рядов, в которой значения временного ряда в данный момент линейно зависят от предыдущих значений этого же ряда. |
| Агент | Агенты - это автономные объекты, которые могут самостоятельно реагировать на внешние события и выбирать соответствующие действия. Это - некто или нечто, выполняющий инструкции. В информатике - сущность, которая расположена в некоторой среде и способна в этой среде к автономным целенаправленным действиям. |
| Агентное моделирование | Агентное моделирование (agent-based model) (ABM)— метод имитационного моделирования, исследующий поведение децентрализованных агентов и то, как такое поведение определяет поведение всей системы в целом. В отличие от системной динамики аналитик определяет поведение агентов на индивидуальном уровне, а глобальное поведение возникает как результат деятельности множества агентов (моделирование «снизу вверх»). ABM представляют собой модели, в которых отдельные лица или агенты описываются как уникальные и автономные объекты, которые обычно взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой на местном уровне. Агентами могут быть организмы, люди, предприятия, учреждения и любые другие объекты, преследующие определенную цель. Когда мы даем агентам правила адаптации к изменениям в их среде и к тому, что делают другие агенты, тогда поведение каждого отдельного агента и, следовательно, поведение всей системы вытекает из этих правил, характеристик агентов и окружающей среды. Эмерджентность - это основная объясняющая концепция агентного моделирования. Эпштейн и Акстелл (1996) удачно описали этот вид объяснения своим знаменитым вопросом:
|
| Адаптация | Адапта́ция (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.
|
| Адаптивное обучение | Метод персонализированного обучения. |
| Активное эссе | Active Essays -термин Алана Кея «активное эссе», где виды изложения и аргумента, которые можно ожидать в эссе, усиливаются благодаря тому, что интерактивная программа является одним из многих типов медиа для нового типа документа. Активное эссе использует программирование для создания интерактивных документов, где текстовое описание научного концепта может быть соединено с симуляцией, позволяющей читателю экспериментально исследовать этот концепт. Активное эссе включает модифицируемые программные объекты, которые читатель может изменять для исследования представленных идей. |
| Актор | А́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Актор в агентно-ориентированном программировании и модели акторов — программная сущность заданной структуры и механизмов взаимодействия. А́ктор в UML (англ. actor) — множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями. |
| Акторно-сетевая теория | Ключевое положение теории состоит в том, что участники сетей — люди — рассматриваются наравне со всеми другими сущностями, включенными в сеть. Объектом изучения акторно-сетевой теории является сеть социальных взаимодействий, неотделимая от социальных акторов. Акторно-сетевая теория обосновывает равенство всех узлов сети тем, что без других сущностей человек не может существовать ни одного мгновения. Внутри акторно-сетевой теории люди не имеют никакого преимущества перед объектами или орудиями. Отношения между людьми, вещами, медиаторами, компьютерными программами полностью симметричны. Люди, орудия и объекты рассматриваются как равные узлы гибридной сети. |
| Алгоритм | Алгоритм — конечная совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Независимые инструкции могут выполняться в произвольном порядке, параллельно, если это позволяют используемые исполнители. Aлгоритм (algorithm) — это любая корректно определенная вычислительная процедура, на вход (input) которой подается некоторая величина или набор величин, и результатом выполнения которой является выходная (output) величина или набор значений. Таким образом, алгоритм представляет собой последовательность вычислительных шагов, преобразующих входные величины в выходные. |
| Анализ временных рядов | Анализ временных рядов — совокупность математико-статистических методов для выявления структуры временных рядов и их прогнозирования. Временно́й ряд (или ряд динамики) — собранный в разные моменты времени статистический материал о значении каких-либо параметров (в простейшем случае одного) исследуемого процесса. Каждая единица статистического материала называется измерением или отсчётом. Во временном ряде для каждого отсчёта должно быть указано время измерения или номер измерения по порядку. Анализ структуры временного ряда позволяет выявить основные компоненты:
|
| Анализ социальных сетей/Ключевые понятия | Статья, в которой собраны ключевые понятия для анализа социальных сететей |
| Анализ тональности текста | Ана́лиз тона́льности те́кста (сентимент-анализ, англ. Sentiment analysis, англ. Opinion mining) — класс методов контент-анализа в компьютерной лингвистике, предназначенный для автоматизированного выявления в текстах эмоционально окрашенной лексики и эмоциональной оценки авторов (мнений) по отношению к объектам, речь о которых идёт в тексте. Тональность — это эмоциональное отношение автора высказывания к некоторому объекту (объекту реального мира, событию, процессу или их свойствам/атрибутам), выраженное в тексте. Эмоциональная составляющая, выраженная на уровне лексемы или коммуникативного фрагмента, называется лексической тональностью (или лексическим сентиментом). Тональность всего текста в целом можно определить как функцию (в простейшем случае сумму) лексических тональностей составляющих его единиц (предложений) и правил их сочетания. |
| Аналитика | Процесс компьютерного сбора и обработки данных, необходимых для принятия решений. |
| Аналитика мультимодальная | Направление учебной аналитики подчёркивает, что современные цифровые средства позволяют собирать данные сразу по нескольким каналам и такое многоканальное объединение данные позволяет глубже понимать динамику обучения.
|
| Аналитика учебная | Аналитика учебная. (Learning analytics) — измерение, сбор, анализ и представление данных об учениках и их действиях с целью понимания и оптимизации учебного процесса и той среды, где это этот процесс происходит. Набор методов, позволяющих учителям и ученикам лучше понимать происходящее в учебном процессе.
|
| Аркада | Аркада - жанр компьютерных игр, характеризующийся коротким по времени, но интенсивным игровым процессом. |
| Археология | Археология — это научная дисциплина, изучающая прошлое человечества посредством анализа материальных памятников, объектов и археологических находок, таких как памятники, орудия труда, жилища, погребения и другие артефакты. Цель археологии — восстановить историческую картину жизни древних и исторических обществ, понять их социальную структуру, быт, культуру и развитие. |
| Астрономия | Астроно́мия (от др.-греч. ἄστρον — «звезда» и νόμος — «закон») — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел (планет, звёзд, астероидов, и т. д.) и систем. В частности, астрономия изучает Солнце и другие звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники, экзопланеты, астероиды, кометы, метеороиды, межпланетное вещество, межзвёздное вещество, пульсары, чёрные дыры, туманности, галактики и их скопления, квазары и многое другое. |
| База данных | Базы данных — это набор информации, которая хранится упорядоченно в электронном виде. В базе могут храниться данные о людях, товарах, заказах и о многом другом. Многие базы данных изначально представляют собой небольшой список в текстовом редакторе или электронной таблице. По мере увеличения объема данных в списке постепенно появляются несоответствия и излишняя информация. Информация, отображенная в виде списка, становится непонятной. Кроме того, ограничены способы, с помощью которых можно искать и отображать подмножества данных. Как только начинают появляться эти проблемы, мы рекомендуем перенести всю информацию в базу данных, созданную в системе управления базами данных (СУБД), такой как Access. |
| База знаний | База знаний (БЗ; англ. knowledge base, KB) — база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области. В самообучающихся системах база знаний также содержит информацию, являющуюся результатом решения предыдущих задач. |
| Бег | Бег — это способ наземного передвижения, при котором люди и другие животные быстро передвигаются на ногах. Бег — это походка с воздушной фазой, при которой все ноги находятся над землёй (хотя бывают исключения). Это отличается от ходьбы, при которой одна нога всегда соприкасается с землёй, ноги в основном прямые, а центр тяжести перепрыгивает через опорную ногу или ноги в виде перевёрнутого маятника. Особенностью бегущего тела с точки зрения механики пружин и масс является то, что изменения кинетической и потенциальной энергии в пределах шага происходят одновременно, а накопление энергии осуществляется за счёт упругих сухожилий и пассивной эластичности мышц. Термин «бег» может относиться к различным скоростям, от лёгкой пробежки до спринта. |
| Библиографическая запись | Библиографическая запись — элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска. |
| Биграф | Биграф. Двудо́льный граф или бигра́ф — это математический термин теории графов, обозначающий граф, множество вершин которого можно разбить на две части таким образом, что каждое ребро графа соединяет какую-то вершину из одной части с какой-то вершиной другой части, то есть не существует ребра, соединяющего две вершины из одной и той же части. |
