Семантический поиск

Материал из Поле цифровой дидактики
 Description
WWWВсемирная паутина — глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре сети Интернет и гипертекстовом протоколе передачи данных HTTP. Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов — программ, запускаемых на подключённых к сети компьютерах и использующих протокол HTTP для передачи данных.
XMLXML (Extensible Markup Language) - это язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML-документами. Этот язык используется в качестве средства для описания грамматики других языков и контроля за правильностью составления документов.
Абстрактный тип данныхАбстра́ктный тип да́нных (АТД) — это математическая модель для типов данных, где тип данных определяется поведением (семантикой) с точки зрения пользователя данных, а именно в терминах возможных значений, возможных операций над данными этого типа и поведения этих операций.
АбстракцияСоставной элемент вычислительного мышления. Фундаментальная идея абстракции состоит в разделении несущественных деталей реализации подпрограммы и характеристик, существенных для корректного её использования.
АвтономияСпособность человека выбирать и иметь выбор. Подробно рассматривается в теории самодтерминации.
АгентАгенты - это автономные объекты, которые могут самостоятельно реагировать на внешние события и выбирать соответствующие действия. Это - некто или нечто, выполняющий инструкции. В информатике - сущность, которая расположена в некоторой среде и способна в этой среде к автономным целенаправленным действиям.
Агентное моделирование

Агентное моделирование (agent-based model) (ABM)— метод имитационного моделирования, исследующий поведение децентрализованных агентов и то, как такое поведение определяет поведение всей системы в целом. В отличие от системной динамики аналитик определяет поведение агентов на индивидуальном уровне, а глобальное поведение возникает как результат деятельности множества агентов (моделирование «снизу вверх»). ABM представляют собой модели, в которых отдельные лица или агенты описываются как уникальные и автономные объекты, которые обычно взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой на местном уровне. Агентами могут быть организмы, люди, предприятия, учреждения и любые другие объекты, преследующие определенную цель. Когда мы даем агентам правила адаптации к изменениям в их среде и к тому, что делают другие агенты, тогда поведение каждого отдельного агента и, следовательно, поведение всей системы вытекает из этих правил, характеристик агентов и окружающей среды. Эмерджентность - это основная объясняющая концепция агентного моделирования. Эпштейн и Акстелл (1996) удачно описали этот вид объяснения своим знаменитым вопросом:

  • «Сможете ли вы его вырастить?»:
    • Можете ли вы заставить вашу модельную систему выглядеть и вести себя как настоящая, снабдив своих агентов правильным адаптивным поведением?
Адаптация

Адапта́ция (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

  • Адаптация в кибернетике — процесс накопления и использования информации в системе, направленный на достижение определённого, обычно оптимального в некотором смысле, состояния или динамики (поведения) системы при начальной неопределённости и изменяющихся внешних условий, изменений окружающей среды. При адаптации могут изменяться параметры и структура системы, алгоритм её функционирования, управляющие воздействия и т. п.
Активное эссеAn “Active Essay” is a new kind of literacy, combining a written essay, live simulations, and the programs that make them work in order to provide a deep explanation of a dynamic system. The reader works directly with multiple ways of representing the concepts under discussion. By “playing with” the simulations and code, the reader gets some hands-on experience with the topic. Active Essays -термин Алана Кея «активное эссе», где виды изложения и аргумента, которые можно ожидать в эссе, усиливаются благодаря тому, что интерактивная программа является одним из многих типов медиа для нового типа документа.
АкторА́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Актор в агентно-ориентированном программировании и модели акторов — программная сущность заданной структуры и механизмов взаимодействия. А́ктор в UML (англ. actor) — множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями.
Акторно-сетевая теорияКлючевое положение теории состоит в том, что участники сетей — люди — рассматриваются наравне со всеми другими сущностями, включенными в сеть. Объектом изучения акторно-сетевой теории является сеть социальных взаимодействий, неотделимая от социальных акторов. Акторно-сетевая теория обосновывает равенство всех узлов сети тем, что без других сущностей человек не может существовать ни одного мгновения. Внутри акторно-сетевой теории люди не имеют никакого преимущества перед объектами или орудиями. Отношения между людьми, вещами, медиаторами, компьютерными программами полностью симметричны. Люди, орудия и объекты рассматриваются как равные узлы гибридной сети.
Алгоритм

Алгоритм — конечная совокупность точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Независимые инструкции могут выполняться в произвольном порядке, параллельно, если это позволяют используемые исполнители.

Aлгоритм (algorithm) — это любая корректно определенная вычислительная процедура, на вход (input) которой подается некоторая величина или набор величин, и результатом выполнения которой является выходная (output) величина или набор значений. Таким образом, алгоритм представляет собой последовательность вычислительных шагов, преобразующих входные величины в выходные.
Diagrams_bed5db8cee4f071de30328edd77489b1.png

Анализ социальных сетей/Ключевые понятияСтатья, в которой собраны ключевые понятия для анализа социальных сететей
АналитикаПроцесс компьютерного сбора и обработки данных, необходимых для принятия решений.
Аналитика мультимодальнаяНаправление учебной аналитики подчёркивает, что современные цифровые средства позволяют собирать данные сразу по нескольким каналам и такое многоканальное объединение данные позволяет глубже понимать динамику обучения.
Аналитика учебнаяАналитика учебная. (Learning analytics) — измерение, сбор, анализ и представление данных об учениках и их действиях с целью понимания и оптимизации учебного процесса и той среды, где это этот процесс происходит. Набор методов, позволяющих учителям и ученикам лучше понимать происходящее в учебном процессе.
АркадаАркада - жанр компьютерных игр, характеризующийся коротким по времени, но интенсивным игровым процессом.
База данныхБазы данных — это набор информации, которая хранится упорядоченно в электронном виде. В базе могут храниться данные о людях, товарах, заказах и о многом другом. Многие базы данных изначально представляют собой небольшой список в текстовом редакторе или электронной таблице. По мере увеличения объема данных в списке постепенно появляются несоответствия и излишняя информация. Информация, отображенная в виде списка, становится непонятной. Кроме того, ограничены способы, с помощью которых можно искать и отображать подмножества данных. Как только начинают появляться эти проблемы, мы рекомендуем перенести всю информацию в базу данных, созданную в системе управления базами данных (СУБД), такой как Access.
База знанийБаза знаний (БЗ; англ. knowledge base, KB) — база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области. В самообучающихся системах база знаний также содержит информацию, являющуюся результатом решения предыдущих задач.
Библиографическая записьБиблиографическая запись — элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска.
БиграфБиграф. Двудо́льный граф или бигра́ф — это математический термин теории графов, обозначающий граф, множество вершин которого можно разбить на две части таким образом, что каждое ребро графа соединяет какую-то вершину из одной части с какой-то вершиной другой части, то есть не существует ребра, соединяющего две вершины из одной и той же части.
БиологияБиоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος «жизнь» + λόγος «учение, наука» — наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности: структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
БиосфераБиосфера, согласно определению Вернадского, есть область жизни, более точно определяемая как оболочка, в которой могут происходить изменения, вызванные солнечным излучением. Лишь в этой сфере возможно существование живого вещества. Вернадский включает в биосферу земную тропосферу, океаны и тонкую плёнку в континентальных областях, уходящую на глубину около трёх километров.
Бит (инструментал)музыкальная основа рэп-композиции, на которую накладывается речитатив
БихевиоризмВ педагогических моделях, основанных на концепции бихевиоризма, преподаватели полностью контролируют события, происходящие в учебной аудитории, и предлагают ученикам структурированные уроки, в которых учебная деятельность переходит от одной учебной задачи к другой
БлогБлог (web-log) это - пополняемая через веб-интерфейс коллекция записей. Согласно определению, которое дает SlashDot, «блог - это новый, личный способ эволюции электронного сообщества. Термин "Блог" - blog - происходит от Web-logging. Он может служить примером того, как люди используют сеть для построения своей собственной среды общения». Как правило, это личные записи, содержащие аннотированные ссылки на другие ресурсы, опубликованные в сети. С этой точки зрения первый блог создал сам Бернерс-Ли, когда публиковал новости о развитии проекта Всемирной Паутины. Первые блоги появились еще в 1996 году, но стали заметным и популярным феноменом начиная с 1999 года.
Болезнь Паркинсонадегенеративное заболевание головного мозга, сопровождающееся симптомами нарушения двигательных функций
Большая языковая модельLLM — нейросетевые модели, которые позволяют обобщать, понимать и писать тексты на разных языках. Нейросеть выучивает язык во время обучения, при котором ей «показывают» огромное количество художественной литературы, интернет-форумов, энциклопедий и других источников, хорошо представляющих человеческий язык во всем его многообразии.
Большие данныеБольшие данные — данные, которые образуются в процессе отслеживания действий агентов различной природы, источниками которых могут быть непрерывно поступающие данные с измерительных устройств, события от радиочастотных идентификаторов, потоки сообщений из социальных сетей, метеорологические данные, данные о бизнес-транзакциях, данные дистанционного зондирования Земли, потоки данных о местонахождении абонентов сетей сотовой связи, устройств аудио- и видеорегистрации.
Валидация

Валида́ция (от лат. validus – «здоровый, крепкий, сильный») в технике или в системе менеджмента качества — доказательство того, что требования конкретного пользователя, продукта, услуги или системы удовлетворены.

  • Валида́ция - особая процедура проверки валидности (пригодности) теста или оценочной процедуры, которая, как правило, подразумевает расчет корреляции между результатами теста (оценки) и внешним (объективным) показателем эффективности деятельности.
ВалидностьВали́дность (англ. validity, фр. validité – годность (действительность, законность, весомость, обоснованность), от лат. validus – «сильный, здоровый, достойный») — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Более прикладное определение понятия «валидность» — мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики.
Веб-приложениеВеб-приложение — клиент-серверное приложение, в котором клиент взаимодействует с веб-сервером при помощи браузера. Одним из преимуществ такого подхода является тот факт, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, поэтому веб-приложения являются межплатформенными службами
Веб-скрепингВеб-скрепинг, (от англ. web scraping) — технология получения веб-данных путем извлечения их со страниц веб-ресурсов вручную или автоматически. Чаще термин относится к автоматизированным процессам, реализованным с помощью кода, который выполняет запросы на целевой сайт.
Веерная матрицаВеерная матрица — таблицы, используемые в методологии, семиотике, теории классификаций для описания таксономий и онтологий.
ВекторВе́ктор (от лат. vector — «перевозчик», «переносчик», «несущий») — в простейшем случае математический объект, характеризующийся величиной и направлением. Например, в геометрии и в естественных науках вектор есть направленный отрезок прямой в евклидовом пространстве (или на плоскости). Является одним из основополагающих понятий линейной алгебры.
Вероятностное программированиеВероятностное программирование — способ описания статистических моделей в виде декларативного программного кода, с последующим применением алгоритмов анализа и статистического вывода. Родственно методам Байесовской вероятности. В отличие от классического программирования, конечной целью которого является выполнение программы, вероятностное программирование делает упор на анализе вероятностных программ. Типовой сценарий — описание зависимостей наблюдаемых данных от скрытых параметров в виде программы, после чего используются встроенные алгоритмы для обратного вероятностного вывода значений на входе от известных данных на выходе.
ВетвлениеВетвление в программировании — операция, применяющаяся в случаях, когда выполнение или невыполнение некоторого набора команд должно зависеть от выполнения или невыполнения некоторого условия. Ветвление — одна из трёх (наряду с последовательным исполнением команд и циклом) базовых конструкций структурного программирования.
ВикиПонятие обозначающее коллективное участие множества авторов в редактировании гипертекста
ВикиграммаВикиграмма – социограмма совместной деятельности - графическое изображение структуры связей между авторами и вики-статьями. Викиграмма статьи строится на основании истории редактирований страницы.
Виртуальная реальностьТехнология «Виртуальная реальность» (Virtual Reality) – это технология неконтактного информационного взаимодействия, формирующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире» («виртуальный мир»), и тактильных ощущений при взаимодействии пользователя с объектами «виртуального мира».
ВозможностьВозможность - Affordance - понятие введённое Гибсоном в рамках теории экологического восприятия для обозначения возможностей, которые среда открывает для живого организма.
ВоспроизводимостьВоспроизводимость (англ. reproducibility англ. replication) — близость друг к другу отдельных значений в серии результатов повторных (параллельных) измерений, степень разброса относительно среднего Воспроизводимость результатов испытаний, кроме методики испытаний (включающей метод, средства, алгоритм проведения и т. д.) может в значительной степени зависеть от свойств объекта испытаний.
Временная сложность алгоритмаВ информатике временна́я сложность алгоритма определяется как функция от длины строки, представляющей входные данные, равная времени работы алгоритма на данном входе.
Время

Вре́мя — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, мера длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах и самих процессов, изменения и развития, а также одна из координат единого пространства-времени, представления о котором развиваются в теории относительности.

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее).

В метрологии — физическая величина, одна из семи основных величин Международной системы величин (англ. International System of Quantities, фр. Système International de grandeurs, ISQ), а единица измерения времени «секунда» — одна из семи основных единиц в Международной системе единиц (СИ) (фр. Le Système International d’Unités, SI, англ. International System of Units, SI).

Выборка

Вы́борка или вы́борочная совоку́пность — часть генеральной совокупности элементов, которая охватывается экспериментом (наблюдением, опросом).

Характеристики выборки
  • Качественная характеристика выборки — что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
  • Количественная характеристика выборки — сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.
Выполняемая статьяФормы научных публикаций, когда читатель может взаимодействовать с текстом и данными, которые содержаться в статье. Читатель может изменить форму представления данных, внести изменения и дополнения в код модели и т.п.
Выращивание данныхData-farming - данных в ходе изучения сложных и комплексных систем с огромным количеством агентов в искусственных сообществах многоагентного моделирования/
Вычислительная биологияВычислительная биология — это междисциплинарный подход, использующий достижения информатики (и вычислительной техники), прикладной математики и статистики для решения проблем, поставляемых биологией.
Вычислительная дидактикаОбласть дидактики, рассматривающая новые дидактические отношения, когда обучающая машина учит другую обучаемую машину, когда обучающая машина учит человека или когда обучающий человек учит обучаемую программу или обучаемого агента.
Вычислительная историяВычислительная история - это междисциплинарная область, которая объединяет исторические исследования с методологиями компьютерных наук и цифровых гуманитарных наук для анализа, моделирования и визуализации исторических данных. Это относительно новая область, возникшая в ответ на растущую доступность цифровых ресурсов и растущий интерес к количественным подходам к историческим исследованиям. Истоки вычислительной истории можно проследить в 1940-х и 1950-х годах, когда историки начали использовать статистические методы и ранние компьютеры для анализа исторических данных. Одним из пионеров в этой области был французский историк Фернан Бродель https://ru.wikipedia.org/wiki/Бродель,_Фернан который использовал количественные методы для изучения средиземноморского мира в XVI веке.