Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Аннотация | Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: гуманистическая + религиозная. Методологический подход: личностно ориентированный. Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН. Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный. 107 фотографияВид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества. Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации. Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям |
---|---|
Цель технологии | Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию. |
Специфика работы с содержанием обучения | воспитание должно опережать обучение знаниям |
Методы, приемы, средства обучения | Объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, игровые с элементами творчества |
Дидактические приемы обучения | Игровые методы, педагогика сотрудничества, создание проблемной ситуации, |
Важные для технологии понятия (если есть) | Приоритет гуманизма, Сердечное общение, индивидуальный подход, культ урока |
Год создания технологии (если есть) | 1980 |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gumannaya-pedagogika-shalva-amonashvili?ysclid=lxsizcs0a6470679005 |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники |
Форма оценивания образовательной технологий
Концептуальные положения Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения. Воспитание должно опережать обучение знаниям. Сердечное общение. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе. Игровые методы – основа учебного процесса. Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство. Особенности содержания Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: – познавательное чтение; – письменно-речевая деятельность; – лингвистическое чутье (уроки родного языка); – квазичтение и квазиписьмо; – приемы материализации процессов чтения и письма; – литературное творчество детей; – математическое воображение; – осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); – постижение прекрасного (уроки о природе); – планирование деятельности; – общение; иноязычная речь; – шахматы; – духовная жизнь; – осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); 108– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.); – общечеловеческие качества. Особенности методики Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы: – гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; – индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; – личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера; – мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики; – культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь; – оценивание деятельности детей: использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка; – резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей. Заповеди Ш.А. Амонашвили Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах. Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.