Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Материал из Поле цифровой дидактики


5.00
(2 голоса)
Аннотация Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая + религиозная. Методологический подход: личностно ориентированный. Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН. Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный. 107 фотографияВид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества. Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации. Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям

Цель технологии Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.
Специфика работы с содержанием обучения воспитание должно опережать обучение знаниям
Методы, приемы, средства обучения Объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, игровые с элементами творчества
Дидактические приемы обучения Игровые методы, педагогика сотрудничества, создание проблемной ситуации,
Важные для технологии понятия (если есть) Приоритет гуманизма, Сердечное общение, индивидуальный подход, культ урока
Год создания технологии (если есть) 1980
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gumannaya-pedagogika-shalva-amonashvili?ysclid=lxsizcs0a6470679005
Основные источники Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
Дополнительные источники

Форма оценивания образовательной технологий

Концептуальные положения  Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.  Воспитание должно опережать обучение знаниям.  Сердечное общение.  Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.  Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.  Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.  Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.  Игровые методы – основа учебного процесса.  Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство. Особенности содержания Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: – познавательное чтение; – письменно-речевая деятельность; – лингвистическое чутье (уроки родного языка); – квазичтение и квазиписьмо; – приемы материализации процессов чтения и письма; – литературное творчество детей; – математическое воображение; – осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); – постижение прекрасного (уроки о природе); – планирование деятельности; – общение; иноязычная речь; – шахматы; – духовная жизнь; – осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); 108– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.); – общечеловеческие качества. Особенности методики Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы: – гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; – индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; – личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера; – мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики; – культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь; – оценивание деятельности детей: использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка; – резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей. Заповеди Ш.А. Амонашвили Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах. Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.