Тренинговые технологии

Материал из Поле цифровой дидактики


0.00
(0 голосов)
Аннотация Формально тренинг – это групповое занятие психологической тематики под руководством ведущего, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.

Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы, закладывает этические и эстетические основы практического поведения. Самое важное – человек не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. В ходе тренинга происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности. Тренинг – это один из специфических способов получения личностного опыта. В тренинге истину – особенно истину о себе самом – нужно добыть. Для этого должны, во-первых, происходить какие-то события, а во-вторых, участником этих событий должна стать сама личность. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую) на то или иное воздействие на личность.

Цель технологии Общая цель тренингов – развитие личности.
Специфика работы с содержанием обучения Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
Методы, приемы, средства обучения От 5 человек, Возможность свободного передвиженияя, Организация пространства, видеокамерой, магнитофоном, видеомагнитофоном, диапроектором), игрушками, карточками, красками, бумагой, хорошей учебной доской и цветным мелом (либо фломастерами), художественными репродукциями
Дидактические приемы обучения Микротренинг, марафон, тренинговая-реальность
Важные для технологии понятия (если есть) Диагностические, Обучающие, Воспитывающие, Развивающие, Коррекционные, Терапефтические, Саморегуляции, Педагогические
Год создания технологии (если есть) 1973
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://ddtks.ru/files/documents/metod/g-selevko ehnciklopedija obrazovatelnykh tekhnolog.pdf
Основные источники Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
Дополнительные источники

Форма оценивания образовательной технологий

Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущий предупреждает возможные неудачи, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»). На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность). Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности ее содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз. Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения. Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, коллегами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, её социально-перцентивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа своей деятельности, а также на способы высвобождения своего творческого потенциала. На заключительном этапе (этапе рефлексии, интраактивности) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы. В тренингах большее значение имеет не сам игровой процесс, дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.