Технология витагенного образования (А.С.Белкин)
Аннотация | Технология витагенного образования, разработанная доктором педагогических наук А. С. Белкиным, основана на актуализации жизненного опыта личности и её личностного и интеллектуального потенциала в педагогических целях. Эта технология относится к отраслевым макротехнологиям, имеет светский и общеобразовательный характер, использует коммуникативные методы и классно-урочную форму работы с учащимися. Целевыми ориентирами технологии являются формирование навыков адаптации, самосохранения, жизнеспособности, представление о многомерности образования и опора на сотрудничество между педагогом и учащимся. |
---|---|
Цель технологии | елевые ориентации Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни. Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил. Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности. Формирование представления о многомерности образовательного процесса. |
Специфика работы с содержанием обучения | опора на жизненный опыт ученика, его интеллектуально-психологический потенциал; формирование отношений сотрудничества между учителем и учеником; использование интуиции, творчества и фантазий ученика для организации образовательного процесса; актуализация витагенного опыта ученика как инструмента для организации образовательного процесса; применение различных технологий витагенного метода, таких как приём ретроспективного анализа жизненного опыта, приём опережающей проекции преподавания, приём дополнительного конструирования и другие. |
Методы, приемы, средства обучения | Приемы голографического мышления |
Дидактические приемы обучения | Ретроспективный анализ жизненного опыта. Опережающая проекция преподавания. Дополнительное конструирование. Временная, пространственная и содержательная синхронизация образовательных проекций. Витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Творческий синтез образовательных проекций. Творческое моделирование идеальных образовательных объектов. |
Важные для технологии понятия (если есть) | Голографическое сознание, сотрудничество, жизненный опыт |
Год создания технологии (если есть) | 1999 |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya vitagennogo obrazovaniya a m belkin/?ysclid=lxskhaaxnl940503529 |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники |
Форма оценивания образовательной технологий
Концептуальные положения Голографическое сознание. Понятия «голография», «голографическое сознание» впер�вые использовал в онтопсихологии А. Менегетти (Онтопсихологическая педагогика, 1993). Каждая индивидуальность рассматривается как голограмма – соединение многочисленных векторов движения (развития). Исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь (вита). Использование богатейшего набора составляющих жизнедеятельности ребенка, под�ростка для решения педагогических задач. Сотрудничество учителя и ученика. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного про�цесса, направленная на достижение единых целей и представляющая сплав совместной дея�тельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Различаются, в соответствии с возрастом ребенка, следующие стадии сотрудничества. • Опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей дея�тельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль де�тей в оказании помощи взрослым. • Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастаю�щей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей. • Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых до�минирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечива�ется при относительном равенстве совместных усилий. • Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрос�лых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу. • Содружество (период старшего детства) – высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества. Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности. Опора на подсознание личности, представление о многомерности и голографичности об�разовательного процесса. Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.