Технология витагенного образования
Аннотация | Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. При этом различаются два понятия. Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Это то, что в обучении называется ЗУНами. Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется
компетентностями. |
---|---|
Цель технологии | Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни. Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил. Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности. Формирование представления о многомерности образовательного процесса. |
Специфика работы с содержанием обучения | Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ключевые компетентности 2) ЗУН 3) СУД |
Методы, приемы, средства обучения | коммуникативные методы |
Дидактические приемы обучения | вербальные, практические, наглядные |
Важные для технологии понятия (если есть) | Приемы голографического мышления, Голографическое сознание, социогенные факторы развития, биогенные факторы развития, сотрудничество, Конструирующая проекция, Дидактическая проекция, Витагенная проекция |
Год создания технологии (если есть) | |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | |
Основные источники | |
Дополнительные источники |
Форма оценивания образовательной технологий
Концептуальные положения Голографическое сознание. Понятия «голография», «голографическое сознание» впервые использовал в онтопсихологии А. Менегетти (Онтопсихологическая педагогика, 1993). Каждая индивидуальность рассматривается как голограмма – соединение многочисленных векторов движения (развития). Исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь (вита). Использование богатейшего набора составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач. Сотрудничество учителя и ученика. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного процесса, направленная на достижение единых целей и представляющая сплав совместной деятельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Различаются, в соответствии с возрастом ребенка, следующие стадии сотрудничества. • Опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым. • Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей. • Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий. • Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу. • Содружество (период старшего детства) – высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества. Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности. Опора на подсознание личности, представление о многомерности и голографичности образовательного процесса. Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества. Особенности содержания и методики Витагенная проекция – витагенная информация учащихся, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания. Вектор: ученик – знание – учитель. Источниками витагенной информации являются (рис. 10): средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха – неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт. Конструирующая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой Информации, произведения искусства, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки и пр., создающая целостную голографическую картину знания. Дидактическая проекция – научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся. Вектор: учитель – знание – учение. Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий. 1-я стадия. Первичное восприятие витагенной информации, недифференцированное. 2-я стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом – в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости. 3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период. Пять условий превращения витагенной информации в ценности образования. Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность. Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий. Вторым условием является ценностное отношение к незнанию. Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе. А.С. Белкин выделяет следующие виды незнания: образовательное; научно-исследовательское; духовное; житейски-бытовое; социальное. Выделяются условно и уровни незнания: неосведомленность; неведение; полное неведение; искаженное неведение (невежество). Условие третье – формирование представлений о многомерности образовательного процесса. Образование должно приобрести главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно. Условие четвертое – личностный подход: • опора на положительное в личности; • оптимистическая перспектива в работе с ребенком, • учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития. Условие пятое – опора на подсознание личности, что представляет прежде всего творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях. Сознание – это верхушка айсберга, имя которому – подсознание. Приемы голографического мышления Голографический подход в психологии и педагогике означает рассмотрение объекта в отражении (проекции) в многомерном пространстве. Это процесс многомерного объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. (Это относится как к обучению, так и к воспитанию в рамках единого образовательного процесса.) Голографическая проекция – мысленное моделирование знания, где источник его получения – незнание, интеллектуальные потенции самой личности. Для этого применяются: • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. «Что было бы, если…» • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. • Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение. • Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. «Я предлагаю вам идею – незаконченное произведение… Дополните и закончите его на основе своего жизненного опыта». • Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. • Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». • Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия. • Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. • Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был Президентом». Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.