Технология витагенного образования

Материал из Поле цифровой дидактики


0.00
(0 голосов)
Аннотация Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. При этом различаются два понятия. Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Это то, что в обучении называется ЗУНами. Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется

компетентностями.

Цель технологии Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни. Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил. Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности. Формирование представления о многомерности образовательного процесса.
Специфика работы с содержанием обучения Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ключевые компетентности 2) ЗУН 3) СУД
Методы, приемы, средства обучения коммуникативные методы
Дидактические приемы обучения вербальные, практические, наглядные
Важные для технологии понятия (если есть) Приемы голографического мышления, Голографическое сознание, социогенные факторы развития, биогенные факторы развития, сотрудничество, Конструирующая проекция, Дидактическая проекция, Витагенная проекция
Год создания технологии (если есть)
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии
Основные источники
Дополнительные источники

Форма оценивания образовательной технологий

Концептуальные положения  Голографическое сознание. Понятия «голография», «голографическое сознание» впервые использовал в онтопсихологии А. Менегетти (Онтопсихологическая педагогика, 1993). Каждая индивидуальность рассматривается как голограмма – соединение многочисленных векторов движения (развития).  Исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь (вита).  Использование богатейшего набора составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач.  Сотрудничество учителя и ученика. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного процесса, направленная на достижение единых целей и представляющая сплав совместной деятельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Различаются, в соответствии с возрастом ребенка, следующие стадии сотрудничества. • Опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым. • Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей. • Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий. • Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу. • Содружество (период старшего детства) – высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.  Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности.  Опора на подсознание личности, представление о многомерности и голографичности образовательного процесса.  Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества. Особенности содержания и методики Витагенная проекция – витагенная информация учащихся, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания. Вектор: ученик – знание – учитель. Источниками витагенной информации являются (рис. 10): средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха – неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт. Конструирующая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой Информации, произведения искусства, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки и пр., создающая целостную голографическую картину знания. Дидактическая проекция – научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся. Вектор: учитель – знание – учение. Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий. 1-я стадия. Первичное восприятие витагенной информации, недифференцированное. 2-я стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом – в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости. 3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период. Пять условий превращения витагенной информации в ценности образования. Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность. Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий. Вторым условием является ценностное отношение к незнанию. Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе. А.С. Белкин выделяет следующие виды незнания: образовательное; научно-исследовательское; духовное; житейски-бытовое; социальное. Выделяются условно и уровни незнания: неосведомленность; неведение; полное неведение; искаженное неведение (невежество). Условие третье – формирование представлений о многомерности образовательного процесса. Образование должно приобрести главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода витагенное образование невозможно. Условие четвертое – личностный подход: • опора на положительное в личности; • оптимистическая перспектива в работе с ребенком, • учет интересов личности в образовательном процессе с точки зрения ее всестороннего развития. Условие пятое – опора на подсознание личности, что представляет прежде всего творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях. Сознание – это верхушка айсберга, имя которому – подсознание. Приемы голографического мышления Голографический подход в психологии и педагогике означает рассмотрение объекта в отражении (проекции) в многомерном пространстве. Это процесс многомерного объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. (Это относится как к обучению, так и к воспитанию в рамках единого образовательного процесса.) Голографическая проекция – мысленное моделирование знания, где источник его получения – незнание, интеллектуальные потенции самой личности. Для этого применяются: • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. «Что было бы, если…» • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. • Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение. • Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. «Я предлагаю вам идею – незаконченное произведение… Дополните и закончите его на основе своего жизненного опыта». • Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. • Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». • Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия. • Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. • Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был Президентом». Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.