Технологии групповой деятельности
Аннотация | Технология групповой деятельности в образовании — это организация учебного процесса, при которой педагог формирует динамические группы учащихся, объединённых общими интересами, потребностями и возможностями в обучении. Эта технология способствует усвоению новых знаний, формированию межличностных отношений и развитию коммуникативных способностей учащихся. Она включает разные уровни деятельности: фронтальную работу педагога, работу со статичными парами, групповую работу, межгрупповую работу и фронтально-коллективную деятельность. Технология требует от педагога умения разделять класс на группы, организовывать работу в них, заинтересовывать учащихся и контролировать выполнение заданий. |
---|---|
Цель технологии | Обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня усвоения содержания. |
Специфика работы с содержанием обучения | учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; организация совместной работы учащихся в группах для достижения общей цели; создание эффективной системы заданий для распределения задач между группами; развитие коммуникативных навыков учащихся; планирование учебных действий, адекватных поставленной учебной задаче, и выбор эффективных методов взаимодействия между учащимися. |
Методы, приемы, средства обучения | диалог, сотрудничество |
Дидактические приемы обучения | классно-урочная, академическая + клубная, групповая |
Важные для технологии понятия (если есть) | организация совместных действий, взаимное обогащение, обмен, коммуникация, распределение ролей |
Год создания технологии (если есть) | 1960 |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya gruppovoy deyatelnosti/?ysclid=lxsksnzc2q364108931 |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники |
Форма оценивания образовательной технологий
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Кроме того, установлено, что совместная деятельность опосредует межличностные отношения. При этом эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучающихся в пределах размера группы, оптимальной для данного типа учебной задачи. В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции – соперничества по врожденным программам самоутверждения личности. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести: – классно-урочную организацию (см. гл. 3); – лекционно-семинарскую систему (см. гл. 3); – формы дифференциации учебного процесса (см. п. 6.4.); – дидактические игры (см. п. 5.1.); – белль-ланкастерскую систему (см. п. 6.5.); – бригадно-лабораторный метод (см. п. 6.6.); – метод проектов (см. п. 6.4.); – метод Трампа (см. п. 6.4.). Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классноурочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. И.Б. Первин выделяет пять уровней групповой (коллективной) учебно-познавательной де�ятельности: 1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели - это есть сама традиционная классно-урочная организация ТО. 2) Работа в статичных парах - применяется как включенный прием (метод) в различных этапах урока (выполнение упражнения, лабораторной и практической работы, взаимопроверка и т.д.). 3) Групповая организация учебных занятий (на принципах дифференциации). 4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). 5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Собственно групповыми технологиями в педагогической практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе