Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»
Аннотация | в данной статье рассмотрен вопрос интеграции в образовании, даны понятия «учебная дисциплина» и «научная дисциплина» и рассмотрена возможность интегрированного обучения |
---|---|
Цель технологии | формирование целостного представления о мире |
Специфика работы с содержанием обучения | Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; географии, биологии и химии (естествознание); истории, литературы, музыки и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др. Для некоторых специализированных учебных заведений предусмотрен государственным стандартом образования интегрированный курс «Основы естественнонаучного познания мира», объединяющий такие дисциплины как математика, физика, химия и биология, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ. Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (пусть даже в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов таким образом, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе. Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок –путешествие и т.п. Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок. При этом достигается: – действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении; – выигрыш во временных затратах на усвоение материала; – у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д. Примеры: интегрированный урок «Кристаллы» (физика + химия), урок «Географические открытия» (география + история). Интегрированными являются все нетрадиционные типы уроков, перечисленные в п. 3.2. Интегрированные дни. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Пример: «Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека». При этом происходит неотсроченная интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов. Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели. Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объём работы необходимо выполнить непосредственно перед «днём».согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей |
Методы, приемы, средства обучения | урок -экскурсия, урок -поход, урок-погружение, кейс, творческая лаборатория, урок-гостиная, тренинг, деловая игра |
Дидактические приемы обучения | интегрированный урок, межпредметный урок, метапредметный урок |
Важные для технологии понятия (если есть) | интеграция, учебная дисциплина, научная дисциплина, интегративность |
Год создания технологии (если есть) | с 16 века |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-idei-integrirovannogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-nauke-i-praktike |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники | https://aripk.ru/media/userfiles/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8.pdf |
Форма оценивания образовательной технологий
Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; географии, биологии и химии (естествознание); истории, литературы, музыки и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др. Для некоторых специализированных учебных заведений предусмотрен государственным стандартом образования интегрированный курс «Основы естественнонаучного познания мира», объединяющий такие дисциплины как математика, физика, химия и биология, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ. Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (пусть даже в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов таким образом, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе. Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок –путешествие и т.п. Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок. При этом достигается: – действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении; – выигрыш во временных затратах на усвоение материала; – у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д. Примеры: интегрированный урок «Кристаллы» (физика + химия), урок «Географические открытия» (география + история). Интегрированными являются все нетрадиционные типы уроков, перечисленные в п. 3.2. Интегрированные дни. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Пример: «Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека». При этом происходит неотсроченная интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов. Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели. Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объём работы необходимо выполнить непосредственно перед «днём».