Концепция холистической педагогики
Аннотация | Слово «холистический» образовано от греческого «holon» и означает «Вселенная как целое», «то, что не делится на части».
Холистическая педагогика признает, что человеческая душа непостижима и неделима. Основывается на идее целостности человека как такового и его целостности с окружающим миром. Так, в соответствии с холистической парадигмой, мир интерпретируется как целостная система. |
---|---|
Цель технологии | воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности |
Специфика работы с содержанием обучения | Что касается содержания образования, то холистическая школа не отказывается в целом от государственных рамочных рекомендаций в этом отношении, но ставит и свои особые акценты. Она должна предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки также ремесленно-техническую). В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающаяся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, экологические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества, и другие. |
Методы, приемы, средства обучения | спиральный куррикулум, проектное обучение, интегрированные школьные дисциплины, дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их индивидуальными потребностями, сочетание активности и покоя |
Дидактические приемы обучения | Процесс из четырех этапов. Первый этап – подготовка: человек собирает информацию, относящуюся к проблеме или проекту. Следующий этап – инкубация (высиживание): человек делает передышку и не прилагает осознанных усилий решить проблему. Предполагается, что образы сами преобразовываются в человеке. На этапе озарения решение часто приходит неосознанно и неожиданно. Четвертая стадия – проверка: человек претворяет идею в жизнь и осознанно работает над деталями.Холистическое образование одобряет движение в классе. Разработан целостный подход к танцу для начальной школы. Суть его состоит в развитии кинетической осведомленности, которая опирается на способность детей контролировать свое движение и одновременно чувствовать его. С помощью жестов они учатся давать очертания и формы своим мыслям. |
Важные для технологии понятия (если есть) | мир как единая система, мир как интегрированная система, мир как живая саморганизующая система, мир как развивающаяся система |
Год создания технологии (если есть) | 1960-70«1960-70» содержит последовательность символов, не поддающуюся интерпретации в соответствии с имеющейся матрицей компонентов дат. |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200205007 |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники |
Форма оценивания образовательной технологий
Концепция холистической педагогики обучает: 1)Отношению между разумом и телом. Образование имеет тенденцию сосредоточивать внимание на интеллекте и игнорировать физическую, эмоциональную и духовную жизнь. Целостное образование пытается связать разум и тело. Этот процесс часто начинается с прислушивания к своему телу. 2) Общественным связям. Целостное образование пытается создать общность внутри класса и школы, а также связать учеников с обществом, которое окружает школу. В конечном счете целостное образование стремится объединить ученика с мировым сообществом. В классе учитель пытается создать атмосферу доверия, которая способствует появлению чувства общности. Это достигается через уважение к ученикам, внимательное отношение к ним, искреннее выражение своих чувств. 3) Связи с Землей. Необходимо, чтобы в центре экологического образования находилось чувство благоговения и причастности ко всем природным процессам Земли. Например, забота детей о растениях и животных в школе поощряется. Во многих школах есть сады, школы часто имеют свои фермы с черепахами, кроликами и цыплятами. 4) Связи с собой. Эта связь относится к нашему самосознанию. Литература, мифология и сказки позволяют ему появиться и окрепнуть. Детскую литературу можно назвать «конвейером» мудрости и чуда... Волшебные сказки, мифы и все формы детской литературы всего мира могут помочь воспитать самосознание ребенка. Наука также участвует в воспитании самосознания.