Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин)
Аннотация | Чтобы систематизировать названия методик, первоначальную методику стали называть по имени и в честь её автораизобретателя — методика Ривина (МР). А все другие приёмы работы в сочетательном диалоге получали новые названия (методика взаимообмена заданиями — ВОЗ, методика взаимопередачи тем — ВПТ, методика взаимопроверки заданий — ВПЗ, методика доводящих карточек — ДК и др.) и оформлялись как отдельные независимые методики работы в парах сменного состава.
В целом полагаем, что использование термина «метод Ривина» или термина «методика Ривина» зависит от фокуса рассмотрения того способа учебной работы, который предложил Ривин. А именно: термин метод Ривина подразумевает широкий, масштабный взгляд на взаимобучение и взаимодействие людей в парах сменного состава. Его можно использовать для обозначения упорядоченного, самоуправляемого общения в парах сменного состава для совместного (одновременного) достижения общей и индивидуальных образовательных целей. Термин «методика Ривина» уместно использовать в более узком смысле,когда мы говорим об упорядоченном общении в парах сменного состава с целью изучения письменных текстов |
---|---|
Цель технологии | Достижение совместным коллективным путем одновременно общих и индивидуальных целей |
Специфика работы с содержанием обучения | В ходе освоения содержания текстов изучающий особым образом составляет подробнейший план содержания текста, который складывается из заглавий абзацев (частей) текста. |
Методы, приемы, средства обучения | Коллективная работа, Проблемное обучение, Обучение в сотрудничестве, Мозговой штурм, Метод проектов, Интерпретация |
Дидактические приемы обучения | Мультимедийные презентации, Онлайн-ресурсы, игры и симуляторы, Видеоматериалы, Рабочие карточки |
Важные для технологии понятия (если есть) | Коллектив, Сотрудничество, Организация, Плканирование, Учет |
Год создания технологии (если есть) | 1984 |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rivina-izuchenie-uchebnyh-i-nauchnyh-tekstov-v-dialoge |
Основные источники | |
Дополнительные источники | https://studfile.net/preview/4016689/page:20/ |
Форма оценивания образовательной технологий
Схема взаимодействия учащихся. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает её поабзацно (по частям) в парах сменного состава следующим образом:
Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце,озаглавить и записать название в тетрадь. (Напоминаем, что у каждого учащегося своя тема и своя тетрадь).После этого для проработки второго абзаца из своего текста учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает,выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает его, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь. Для проработки третьего абзаца текста учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в его тетрадь.
После проработки всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой или обсуждает данную тему в малой группе. Затем получает новую тему и прорабатывает её тем же способом. При проработке абзаца можно проследить примерно следующие действия. Чтение текста, выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания.
Осмысление отдельных предложений (или частей этих предложений), определение главной мысли абзаца, выделение аргументации и выводов, рассмотрение частных примеров, целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами, выражение своего отношения (мнения) к содержанию и изложению абзаца, письменная фиксация названия главной мысли.