Психология повседневности в прозе Антона Чехова и Ги де Мопассана

Материал из Поле цифровой дидактики

Автор онлайн-курсаЭскина Мария, выпускница бакалавриата Московского городского педагогического университета Института гуманитарных наук по специальности "Зарубежная филология: английский и немецкий языки и зарубежная литература" и студентка первого курса программы магистратуры "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".


О курсе

Курс разработан для студентов-филологов, учителей литературы, а также всех, кто интересуется малой прозой конца XIX века и хочет погрузиться во внутренний мир «обыкновенного» человека – его одиночество, сомнения и тихие драмы повседневности.


Структура курса


Модуль 1. Психология повседневности как предмет литературного анализа

Перед началом обучения, пожалуйста, пройдите короткую Google-форму, которая поможет определить Ваш уровень подготовки. Также рекомендуется просмотреть Вводную презентацию.

В первом модуле курса сформирована теоретическая и историко-культурная основа дальнейшего анализа. Вы познакомитесь с ключевыми биографическими аспектами творчества Антона Чехова и Ги де Мопассана, которые являются значимыми для понимания их интереса к психологическим и пограничным состояниям человеческого сознания. Модуль вводит понятие «психология повседневности» как аналитическую категорию и рассматривает его в контексте кризиса рациональной картины мира конца XIX века. Особое внимание уделяется тому, как обыденность, социальная норма и внутренние психологические механизмы в прозе Чехова и Мопассана становятся источником несвободы, тревоги и экзистенциального конфликта.

Вы можете ознакомиться с материалами Модуля 1 по ссылке.

Модуль 2. Футляры повседневности: механизм «маленького человека»

Во втором модуле курса рассматривается образ «маленького человека» в прозе Антона Чехова и Ги де Мопассана на материале рассказа «Человек в футляре» и новеллы «Ожерелье». Через сравнительный анализ выявляются общие и различающиеся психологические механизмы, формирующие повседневное сознание героев, а также роль вещи как медиатора между личностью и социальной реальностью. Особое внимание уделяется трансформации традиционного типа «маленького человека» в литературе конца XIX века: от социально униженного персонажа к фигуре психологически и экзистенциально несвободной. Модуль демонстрирует, как страх, иллюзия и отказ от самопринятия становятся формами внутреннего футляра, определяющими трагическую логику повседневности в русской и французской прозе.

Вы можете ознакомиться с материалами Модуля 2 по ссылке.

Также Вы можете пройти небольшое тестирование для закрепления материала.

Модуль 3. Раздвоение реальности: безумие, гений и границы сознания

В третьем модуле курса анализируются новелла Ги де Мопассана «Орля» и повесть Антона Чехова «Чёрный монах» как тексты, исследующие пограничные состояния сознания и кризис рациональной картины мира конца XIX века. Через сравнительное прочтение раскрываются различные модели безумия — как разрушительного вторжения и как соблазнительной формы духовного самоутверждения. Модуль фокусируется на проблеме раздвоения реальности, уязвимости самосознания и роли культурных мифов в формировании психического опыта. Особое внимание уделяется соотношению болезни, гениальности и нормы, а также тому, как сверхъестественные образы становятся художественным способом репрезентации внутренней реальности человека.

Ознакомьтесь с материалами Модуля 3.

Также Вы можете закрепить материал после изучения Модуля 3 по ссылке.

Модуль 4. Случай, жест и катастрофа: повседневность как трагический механизм

В четвертом модуле курса рассматриваются новелла Ги де Мопассана «Прогулка» и рассказ Антона Чехова «Смерть чиновника» как тексты, в которых повседневное случайное событие становится источником трагического исхода. Сравнительный анализ выявляет роль жеста, телесной реакции и случайности как механизмов разрушения социальной и психологической устойчивости личности. Модуль фокусируется на взаимодействии комического и трагического, а также на внутренних формах подчинения и самоконтроля, определяющих поведение «маленького человека». Особое внимание уделяется тому, как обыденность в прозе конца XIX века превращается в пространство экзистенциальной уязвимости и скрытого насилия.

Вы можете ознакомиться с материалами Модуля 4 по ссылке.

Также Вы можете закрепить материал Модуля 4 по ссылке.

Теперь Вы можете пройти Тестирование, проверить, насколько хорошо Вы усвоили материал, а также получить сертификат о прохождении курса.

Список использованной литературы

1. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Ленинград: Советский писатель, 1979. – 224 с.

2. Гливенко, И. И. Мопассан и Чехов: сравнительный этюд / И. И. Гливенко. – Киев, 1904. – 29 с.

3. Данилин, Ю. И. Жизнь и творчество Мопассана / Ю. И. Данилин. – Москва: Художественная литература, 1968. – 256 с.

4. Дерман, А. Б. О мастерстве Чехова / А. Б. Дерман. – Москва: Советский писатель, 1959. – 208 с.

5. Катаев, В. Б. Литературные связи Чехова / В. Б. Катаев. – Москва: Изд-во МГУ, 1989. – 261 с.

6. Кирнозе, З. И. Страницы французской классики / З. И. Кирнозе. – Москва: Просвещение, 1992. – 223 с.

7. Кочнова, К. А. Семантическая тема "одиночество" в пейзаже А. П. Чехова [Электронный ресурс] / К. А. Кочнова // Электронный научно-практический журнал «Филология и литературоведение». – 2015. – № 4. – URL: https://philology.snauka.ru/2015/04/1241 (дата обращения: 28.11.2025).

8. Мелетинский, Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. – Москва: Наука, 1990. – 261 с.

9. Наумова, И. П. Чехов и Мопассан (об одном «литературном» диалоге) / И. П. Наумова // Взаимосвязи и взаимовлияние русской и европейской литератур. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. – С. 100–102.

10. Baldensperger, F. La litterature comparee, le mot et la chose / F. Baldensperger. – Strasbourg: Edouard Champion, 1921. – 154 p.

11. Cadot, M. L’image de la Russie dans la vie intellectuelle française (1839–1856) / M. Cadot. – Paris: Fayard, 1967. – 645 p.