Природа зла в трагедии Гёте «Фауст»: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Автор [[Участник:Бессмертный Игорь| Бессмертный Игорь]] | |||
| | |||
[[Файл:Фауст 1.jpg|200px|thumb|справа|[https://ru.pinterest.com/pin/757027018594290753/ Иллюстрация 1877. Август Фон Крелинг]]] | |||
<p> | |||
'''Трагедия И.В. Гёте «Фауст»''' содержит в себе специфичную концепцию о происхождении Зла. Главным образом, Гёте транслирует эту её через образ Мефистофеля: из монологов персонажа, его песен, подписей и портретных характеристик можно сделать выводы о том, как могут трактоваться взаимоотношения Света и Тьмы в произведении. | |||
</p> | |||
<h2>Краткая аннотация</h2> | |||
<p> | |||
В приведённой статье применяется интертекстуальный анализ, позволяющий выявить мифопоэтические источники концептов зла у Гёте через сопоставление с: а) христианской демонологией, б) античными хтоническими культами. | |||
</p> | |||
<h2>Понятие интертестуальности</h2> | |||
<p> | <p> | ||
Термин '''интертекстуальности''' был введён в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. | |||
</p> | </p> | ||
<h2>Актуализация гётевской концепции зла через портрет Мефистофеля</h2> | |||
<p> | |||
Во-первых, представляясь Фаусту, Мефистофель отождествляет понятия '''Тьмы, Зла и Небытия''', он противопоставляет их другим трём словам: '''Свет, Добро и Бытие'''. По словам нечистого, Небытие – это куда более древнее состояние, чем Бытие, которое оно же и породило: | |||
</p> | |||
<p> | |||
<center> | <center> | ||
''Я – части часть, которая была'' <br> | ''Я – части часть, которая была'' <br> | ||
Строка 26: | Строка 32: | ||
''И отнял место у нее самой.'' | ''И отнял место у нее самой.'' | ||
</center> | </center> | ||
</p> | |||
<p> | <p> | ||
Строка 35: | Строка 41: | ||
</p> | </p> | ||
<p> | |||
'''Абсолютная и вездесущая пустота''' предстаёт идеей фикс Мефистофеля. Его речевая характеристика репрезентирует концепцию того, что ни одно божье творение вообще '''не имеет права на существование''' – всё нужно стереть с лица земли, дабы восстановить справедливость после того, как Свет отнял у Тьмы то место, '''которое принадлежало ей по праву'''. Поэтому для Мефистофеля и не существует понятий о морали и нравственности: всё, что он встречает на своём пути – отрицает, всё, что он несёт в мир – лишь разрушение. | |||
</p> | |||
<p> | |||
Тогда логично предположить, что дьявол старше самого Господа и что породил его тоже не Бог. В одной из первых частей трагедии даже есть сцена, где воплощения Всевышнего и Дьявола общаются друг с другом с глазу на глаз, но, тем не менее, ни один из них другого не проклинает, не старается задавить авторитетом – '''они разговаривают как равные'''. По крайней мере, по силе. Но почему же? Ответ на этот вопрос Гёте тоже вложил в уста Мефистофелю. | |||
Тогда логично предположить, что дьявол старше самого Господа и что породил его тоже не Бог. В одной из первых частей трагедии даже есть сцена, где воплощения Всевышнего и Дьявола общаются друг с другом с глазу на глаз, но, тем не менее, ни один из них другого не проклинает, не старается задавить авторитетом – они разговаривают как равные. По крайней мере, по силе. Но почему же? Ответ на этот вопрос Гёте тоже вложил в уста Мефистофелю. | Дело в том, что '''ни Бог, ни Дьявол во вселенной Гёте не обладают полным всемогуществом'''. Мефистофелю, например, из всех земных стихий подконтрольно только пламя, способное разрушать всё, к чему ни прикоснётся, Господь же в свою очередь не имеет полной власти над душой и рассудком людей. '''Человек предстаёт, скорее, как поле битвы тьмы и света, нежели как зона чьей-то власти''', поэтому даже пари между Богом и Сатаной становится возможным. | ||
Дело в том, что ни Бог, ни Дьявол во вселенной Гёте не обладают полным всемогуществом. Мефистофелю, например, из всех земных стихий подконтрольно только пламя, способное разрушать всё, к чему ни прикоснётся, Господь же в свою очередь не имеет полной власти над душой и рассудком людей. Человек предстаёт, скорее, как поле битвы тьмы и света, нежели как зона чьей-то власти, поэтому даже пари между Богом и Сатаной становится возможным. | |||
</p> | </p> | ||
<p> | <p> | ||
Стоит также обратить внимание на слова о том, что Мефистофель – это лишь часть тёмной силы: его возможности, хоть и впечатляют, не тянут на единоличного властелина всего Зла во Вселенной. Он не может войти в дверь, над которой висит пентаграмма (таково правило), не может щелчком пальца вызволить Гретхен из тюрьмы (может лишь помочь), в конце концов, не может из ничего воссоздать Елену и Париса – язычники живут в другом аду. Данный эпизод вносит существенный вклад в сложную систему идейно-тематических оппозиций произведения, подчеркивая культурно-исторический релятивизм гётевской концепции зла. | Стоит также обратить внимание на слова о том, что '''Мефистофель – это лишь часть тёмной силы''': его возможности, хоть и впечатляют, не тянут на единоличного властелина всего Зла во Вселенной. Он не может войти в дверь, над которой висит пентаграмма (таково правило), не может щелчком пальца вызволить Гретхен из тюрьмы (может лишь помочь), в конце концов, не может из ничего воссоздать Елену и Париса – язычники живут в другом аду. Данный эпизод вносит существенный вклад в сложную систему идейно-тематических оппозиций произведения, подчеркивая '''культурно-исторический релятивизм''' гётевской концепции зла. | ||
</p> | </p> | ||
<h2>Культурный релятивизм концепции через призму персонажей-язычников</h2> | <h2>Культурный релятивизм концепции через призму персонажей-язычников</h2> | ||
<center> | |||
{{#widget:iframe | |||
|url=https://www.calameo.com/read/007913204f6cc53a9795a | |||
|width=900 | |||
|height=500 | |||
}} | |||
</center> | |||
<p> | <p> | ||
Каждая цивилизация понимает идеи Добра и Зла по-своему. К примеру Елена Прекрасная, когда в альтернативной сюжетной линии Илиады, созданной Гёте, возвращается в Спарту; на входе в свои палаты встречает ужасную Форкиаду, которая преграждает ей путь к бывшему брачному ложу и казнохранилищу. Форкиада говорит, что, дабы искупить свою вину за то немыслимое горе, которое Елена принесла ахейцам, ей нужно принести жертву. Елена далеко не сразу осознаёт, что в жертву она должна принести себя, а когда она слышит это уже прямым текстом, то старается узнать, как ей избежать смерти. У неё не появляется той рефлекторной христианской потребности покаяться во грехах, и это просто потому что она не христианка. Появляется эта потребность у Маргариты. | Каждая цивилизация понимает идеи Добра и Зла по-своему. К примеру Елена Прекрасная, когда в альтернативной сюжетной линии Илиады, созданной Гёте, возвращается в Спарту; на входе в свои палаты встречает ужасную Форкиаду, которая преграждает ей путь к бывшему брачному ложу и казнохранилищу. Форкиада говорит, что, дабы искупить свою вину за то немыслимое горе, которое Елена принесла ахейцам, ей нужно '''принести жертву'''. Елена далеко не сразу осознаёт, что в жертву она должна принести '''себя''', а когда она слышит это уже прямым текстом, то старается узнать, как ей избежать смерти. У неё не появляется той рефлекторной христианской потребности покаяться во грехах, и это просто потому что она не христианка. Появляется эта потребность у Маргариты. | ||
</p> | </p> | ||
<p> | <p> | ||
В отличие от древней гречанки, она превыше всего ставит не собственную жизнь, а христианские законы. Она беззаветно верна божьему суду и ни под каким предлогом не соглашается бежать из тюрьмы, куда, как она считает, попала по собственной вине. Ей отрубают голову, зато после смерти Господь спасает её чистую и непорочную душу. | В отличие от древней гречанки, она превыше всего ставит не собственную жизнь, а '''христианские законы'''. Она беззаветно верна божьему суду и ни под каким предлогом не соглашается бежать из тюрьмы, куда, как она считает, попала по собственной вине. Ей отрубают голову, зато после смерти Господь спасает её чистую и непорочную душу. | ||
И это отнюдь не значит, что Маргарита праведней Елены. Это значит только то, что разные цивилизации живут по разным законам нравственности и морали, а от этих-то законов и зависит то, каким образом свет и тьма уживаются в их мире. Так, на мой взгляд, стоит трактовать высказывание Мефистофеля: | И это отнюдь не значит, что Маргарита праведней Елены. Это значит только то, что '''разные цивилизации живут по разным законам нравственности и морали''', а от этих-то законов и зависит то, каким образом свет и тьма уживаются в их мире. Так, на мой взгляд, стоит трактовать высказывание Мефистофеля: | ||
</p> | </p> | ||
Строка 67: | Строка 83: | ||
<p> | <p> | ||
Нельзя также обойти вниманием то, что Дьявол, заключив с Фаустом договор, сам далеко не честно соблюдает условия пари. Даже на своём губительном, разрушительном поприще он проявляет бесчестие и двуличие. Он, откровенно говоря, бьёт Фаусту ниже пояса. Вспомним тот момент, когда под видом безобидного снотворного он подсовывает учёному яд. Фауст шёл с Маргаритой на грех, гораздо менее тяжкий, нежели убийство, но из-за обмана Мефистофеля Маргарита оказалась убийцей собственной матери, как следствие получила нервный срыв и утопила собственного грудного ребёнка. | Нельзя также обойти вниманием то, что Дьявол, заключив с Фаустом договор, сам далеко не честно соблюдает условия пари. Даже на своём губительном, разрушительном поприще он проявляет бесчестие и двуличие. Он, откровенно говоря, бьёт Фаусту ниже пояса. Вспомним тот момент, когда под видом безобидного снотворного он подсовывает учёному яд. '''Фауст шёл с Маргаритой на грех, гораздо менее тяжкий, нежели убийство''', но из-за обмана Мефистофеля '''Маргарита оказалась убийцей собственной матери''', как следствие получила нервный срыв и '''утопила собственного грудного ребёнка'''. | ||
</p> | </p> | ||
<p> | <p> | ||
Это возвращает нас к мысли о том, что истинному злу безразличны любые правила людской морали. С людьми бесы привыкли обходиться, как с марионетками: они лишь создают для них иллюзии, чтобы куклы плясали в такт их дудке, но на самом деле не одаряют их никакими благами. Чего стоит иллюзия винных фонтанов и виноградных садов, которую Лукавый исполняет в погребе Ауэрбаха? Чего стоит эфемерное ощущение богатства, наведённое на людей Мефистофелевскими банкнотами, выпущенными для терпящей кризис империи? Всё это лишь приманки для слабых духом людей. | Это возвращает нас к мысли о том, что истинному злу безразличны любые правила людской морали. С людьми бесы привыкли обходиться, как с марионетками: они лишь создают для них иллюзии, чтобы куклы плясали в такт их дудке, но '''на самом деле не одаряют их никакими благами'''. Чего стоит иллюзия винных фонтанов и виноградных садов, которую Лукавый исполняет в погребе Ауэрбаха? Чего стоит эфемерное ощущение богатства, наведённое на людей Мефистофелевскими банкнотами, выпущенными для терпящей кризис империи? '''Всё это лишь приманки для слабых духом людей'''. | ||
</p> | </p> | ||
Строка 94: | Строка 106: | ||
<p> | <p> | ||
Тем не менее, Дьявол колеблется перед тем, как проклясть ангелов, забравших Фауста. Возьму на себя риск трактовать это так: в мире нет чистых воплощений абсолютного зла – в любом звере пусть тускло, но всегда теплится искра добра, света и любви. Это восходит к учению современника Гёте, [ | Тем не менее, Дьявол колеблется перед тем, как проклясть ангелов, забравших Фауста. Возьму на себя риск трактовать это так: в мире нет чистых воплощений абсолютного зла – в любом звере пусть тускло, но всегда теплится искра добра, света и любви. Это восходит к учению современника Гёте, [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85 Гегеля], который утверждал, что '''каждое явление содержит в себе своё же собственное противоречие''', зовущееся '''антитезисом'''. | ||
</p> | </p> | ||
---- | |||
<center> | |||
{{#widget:iframe | |||
|url= | |||
https://time.graphics/line/b75b216e6e992c491bf499a8a31d7fd5 | |||
|width=900 | |||
|height=500 | |||
}} | |||
</center> | |||
<h2>Проверка знаний</h2> | |||
<p> | |||
Вы можете пройти тест по статье, перейдя [https://learningapps.org/watch?v=p2euyhwsj25 по ссылке]. | |||
</p> | |||
<h2>Литература, источники и задействованные ресурсы</h2> | |||
* [https://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust.txt Гёте И. Фауст / пер. Б. Пастернак] | |||
* [https://www.hse.ru/data/2011/05/30/1212616980/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%AE.%20-%20%D0%98%D0%B7%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html Кристева Ю. Избранные труды : Разрушение поэтики. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.] | |||
* Временные линии созданы в [https://time.graphics/ru/ Time Graphics] | |||
* Презентации загружены через [https://www.calameo.com/ Calameo] | |||
* Викторина разработана с помощью [https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool= LearningApps] | |||
----- | |||
[[Категория:Работы филологов ИГН]] | [[Категория:Работы филологов ИГН]] | ||
Текущая версия на 18:07, 6 апреля 2025
Автор Бессмертный Игорь
Трагедия И.В. Гёте «Фауст» содержит в себе специфичную концепцию о происхождении Зла. Главным образом, Гёте транслирует эту её через образ Мефистофеля: из монологов персонажа, его песен, подписей и портретных характеристик можно сделать выводы о том, как могут трактоваться взаимоотношения Света и Тьмы в произведении.
Краткая аннотация
В приведённой статье применяется интертекстуальный анализ, позволяющий выявить мифопоэтические источники концептов зла у Гёте через сопоставление с: а) христианской демонологией, б) античными хтоническими культами.
Понятие интертестуальности
Термин интертекстуальности был введён в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Актуализация гётевской концепции зла через портрет Мефистофеля
Во-первых, представляясь Фаусту, Мефистофель отождествляет понятия Тьмы, Зла и Небытия, он противопоставляет их другим трём словам: Свет, Добро и Бытие. По словам нечистого, Небытие – это куда более древнее состояние, чем Бытие, которое оно же и породило:
Я – части часть, которая была
Когда-то всем и свет произвела.
Свет этот – порожденье тьмы ночной
И отнял место у нее самой.
Мир бытия – досадно малый штрих
Среди небытия пространств пустых
Абсолютная и вездесущая пустота предстаёт идеей фикс Мефистофеля. Его речевая характеристика репрезентирует концепцию того, что ни одно божье творение вообще не имеет права на существование – всё нужно стереть с лица земли, дабы восстановить справедливость после того, как Свет отнял у Тьмы то место, которое принадлежало ей по праву. Поэтому для Мефистофеля и не существует понятий о морали и нравственности: всё, что он встречает на своём пути – отрицает, всё, что он несёт в мир – лишь разрушение.
Тогда логично предположить, что дьявол старше самого Господа и что породил его тоже не Бог. В одной из первых частей трагедии даже есть сцена, где воплощения Всевышнего и Дьявола общаются друг с другом с глазу на глаз, но, тем не менее, ни один из них другого не проклинает, не старается задавить авторитетом – они разговаривают как равные. По крайней мере, по силе. Но почему же? Ответ на этот вопрос Гёте тоже вложил в уста Мефистофелю. Дело в том, что ни Бог, ни Дьявол во вселенной Гёте не обладают полным всемогуществом. Мефистофелю, например, из всех земных стихий подконтрольно только пламя, способное разрушать всё, к чему ни прикоснётся, Господь же в свою очередь не имеет полной власти над душой и рассудком людей. Человек предстаёт, скорее, как поле битвы тьмы и света, нежели как зона чьей-то власти, поэтому даже пари между Богом и Сатаной становится возможным.
Стоит также обратить внимание на слова о том, что Мефистофель – это лишь часть тёмной силы: его возможности, хоть и впечатляют, не тянут на единоличного властелина всего Зла во Вселенной. Он не может войти в дверь, над которой висит пентаграмма (таково правило), не может щелчком пальца вызволить Гретхен из тюрьмы (может лишь помочь), в конце концов, не может из ничего воссоздать Елену и Париса – язычники живут в другом аду. Данный эпизод вносит существенный вклад в сложную систему идейно-тематических оппозиций произведения, подчеркивая культурно-исторический релятивизм гётевской концепции зла.
Культурный релятивизм концепции через призму персонажей-язычников
Каждая цивилизация понимает идеи Добра и Зла по-своему. К примеру Елена Прекрасная, когда в альтернативной сюжетной линии Илиады, созданной Гёте, возвращается в Спарту; на входе в свои палаты встречает ужасную Форкиаду, которая преграждает ей путь к бывшему брачному ложу и казнохранилищу. Форкиада говорит, что, дабы искупить свою вину за то немыслимое горе, которое Елена принесла ахейцам, ей нужно принести жертву. Елена далеко не сразу осознаёт, что в жертву она должна принести себя, а когда она слышит это уже прямым текстом, то старается узнать, как ей избежать смерти. У неё не появляется той рефлекторной христианской потребности покаяться во грехах, и это просто потому что она не христианка. Появляется эта потребность у Маргариты.
В отличие от древней гречанки, она превыше всего ставит не собственную жизнь, а христианские законы. Она беззаветно верна божьему суду и ни под каким предлогом не соглашается бежать из тюрьмы, куда, как она считает, попала по собственной вине. Ей отрубают голову, зато после смерти Господь спасает её чистую и непорочную душу. И это отнюдь не значит, что Маргарита праведней Елены. Это значит только то, что разные цивилизации живут по разным законам нравственности и морали, а от этих-то законов и зависит то, каким образом свет и тьма уживаются в их мире. Так, на мой взгляд, стоит трактовать высказывание Мефистофеля:
Язычники живут в своём аду.
Я там чужой и дел их не веду
Сюжетные повороты, дополняющие семантику зла
Нельзя также обойти вниманием то, что Дьявол, заключив с Фаустом договор, сам далеко не честно соблюдает условия пари. Даже на своём губительном, разрушительном поприще он проявляет бесчестие и двуличие. Он, откровенно говоря, бьёт Фаусту ниже пояса. Вспомним тот момент, когда под видом безобидного снотворного он подсовывает учёному яд. Фауст шёл с Маргаритой на грех, гораздо менее тяжкий, нежели убийство, но из-за обмана Мефистофеля Маргарита оказалась убийцей собственной матери, как следствие получила нервный срыв и утопила собственного грудного ребёнка.
Это возвращает нас к мысли о том, что истинному злу безразличны любые правила людской морали. С людьми бесы привыкли обходиться, как с марионетками: они лишь создают для них иллюзии, чтобы куклы плясали в такт их дудке, но на самом деле не одаряют их никакими благами. Чего стоит иллюзия винных фонтанов и виноградных садов, которую Лукавый исполняет в погребе Ауэрбаха? Чего стоит эфемерное ощущение богатства, наведённое на людей Мефистофелевскими банкнотами, выпущенными для терпящей кризис империи? Всё это лишь приманки для слабых духом людей.
Онтологическая диалектика явления
Возникает вопрос: а можно ли назвать Мефистофеля воплощением абсолютного зла? Если вспомнить финальную сцену трагедии, то на едва ли на этот вопрос можно ответить твёрдо. Тот дурман, которым ангелы опьяняют Сатану, – что это? Неужели проблеск света в отсутствующей душе Лукавого? Нет, это что-то другое, ведь Дьявол восторгается далеко не чистотой ангельского образа – это заметно в его фразе:
Высокий мальчик, ты прелестней всех,
Тебе лишь не подходит вид монаха.
А ну, на шее расстегни рубаху,
Чтоб промелькнул во взгляде томный грех.
Тем не менее, Дьявол колеблется перед тем, как проклясть ангелов, забравших Фауста. Возьму на себя риск трактовать это так: в мире нет чистых воплощений абсолютного зла – в любом звере пусть тускло, но всегда теплится искра добра, света и любви. Это восходит к учению современника Гёте, Гегеля, который утверждал, что каждое явление содержит в себе своё же собственное противоречие, зовущееся антитезисом.
Проверка знаний
Вы можете пройти тест по статье, перейдя по ссылке.
Литература, источники и задействованные ресурсы
- Гёте И. Фауст / пер. Б. Пастернак
- Кристева Ю. Избранные труды : Разрушение поэтики. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
- Временные линии созданы в Time Graphics
- Презентации загружены через Calameo
- Викторина разработана с помощью LearningApps