Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Новая страница: «== Научно-психологические метафоры == # Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания # Метафора Айсберга в психоаналитической теории # Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории # Метафора психики как компьютера в когнитивн...»
 
 
(не показана 41 промежуточная версия 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
== Научно-психологические метафоры ==
Ключевые слова:
# Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
# [[Медитация]]
# [[Метафора Айсберга]] в психоаналитической теории
# [[Стресс]] 
# [[Зона ближайшего развития]] в Культурно-исторической теории
# [[Эмоция]]
# Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
 
# Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм
 
== Глава 1 ==
Тезиси к обзорной статье по теории:
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
 
АННОТАЦИЯ
 
Актуальность.
Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.
 
Цель.
Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.
 
Данные и методы.
Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз [[PubMed]], [[Google Scholar]], Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям:
– язык осознанности и руководимых медитаций;
– вербальные суггестии и релаксационные протоколы;
– психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи;
– руководимая визуализация в психотерапии и медицине.
 
Результаты и обсуждение.
На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:
 
– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);
 
– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.);
 
– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов);
 
– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности).
 
Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций».
Научная новизна и практическая значимость.
Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:
 
1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;
 
2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;
 
3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.
 
На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.
 
Ключевые слова:
Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.


== Материалы и методы  ==
== Материалы и методы  ==
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
=== Процесс ===
=== Процесс ===


[[Файл:Psy meth.png|600px]]
[[Файл:Meditation.png|800px]]


== Исследование  ==
== Исследование  ==
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
[[Файл:Metaphor.PNG|600px]]
[[Файл:Metaphorkeywords.PNG|600px]]


Работа многоагентными моделями.
 
У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь.
== Прототип модели ==
Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.
 
<netlogo model="DawkinsWeasel" />


== Результаты ==
== Результаты ==
[[Медитация]]


{| class="wikitable"
! Метафора
! Автор
! Источник
|-
| внимание – прожектор
| William James
| Principles of Psychology, 1890
|-
| внимание – фильтр
| Donald Broadbent
| Perception and Communication, 1958
|-
| сознание – tabula rasa
| John Locke
| An Essay Concerning Human Understanding, 1690
|-
| психика – компьютер
| Hilary Putnam
| The Nature of Mental States, 1967
|-
| бессознательное – айсберг
| Sigmund Freud
| The Interpretation of Dreams, 1900
|-
| память – библиотека
| Henry Roediger III
| Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980
|-
| зеркальный этап (Я – зеркало)
| Jacques Lacan
| Écrits, 1949
|-
| личность – театр
| Erving Goffman
| The Presentation of Self in Everyday Life, 1959
|-
| [[мозг – нейронная сеть]]
| Warren McCulloch & Walter Pitts
| A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943
|-
| информация – код
| Claude Shannon & Warren Weaver
| A Mathematical Theory of Communication, 1948
|-
| память – голограмма
| Karl Pribram
| Languages of the Brain, 1971
|-
| мысль – поток
| William James
| Principles of Psychology, 1890
|}


== Обсуждение ==
== Обсуждение ==
----
[[Категория:Психо-лингвистическое исследование]]

Текущая версия от 19:24, 24 декабря 2025

Ключевые слова:

  1. Медитация
  2. Стресс
  3. Эмоция


Глава 1

Тезиси к обзорной статье по теории:

"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"

АННОТАЦИЯ

Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации. ​

Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий. ​

Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; ​ – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; ​ – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; ​ – руководимая визуализация в психотерапии и медицине. ​

Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:

– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);

– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); ​

– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); ​

– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). ​

Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». ​ Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:

1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;

2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;

3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.

На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований. ​

Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс

Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens


Прототип модели

Результаты

Медитация



Обсуждение