Обсуждение участника:Демина Виктория: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
 
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
==Snap Project==
<snap project="Poddle" user="vicka demina" />


== Теоретический анализ проблемы речевого развития подростков в условиях интенсивной интернет-коммуникации ==


== Теоретический анализ проблемы речевого развития подростков в условиях интенсивной интернет-коммуникации ==
=== Аннотация ===


'''Аннотация.  
Статья посвящена анализу формирования нового типа речевой компетенции у подростков в условиях [[Среда цифровая|цифровой среды.]] Показано, что [[Коммуникативные навыки|интернет-коммуникация]] создает особые речевые стандарты, где приоритет отдается поликодовости, клиповости и быстрой адаптации к правилам конкретных [[Интернет|интернет]]-платформ. Это ведет к специфичности [[речь|речевого]] развития и становлению особого речевого поведения, при котором эффективность в цифровом сообществе становится значимее соответствия традиционным языковым нормам.


'''Статья посвящена анализу формирования нового типа речевой компетенции у подростков в условиях цифровой среды. Показано, что интернет-коммуникация создает особые речевые стандарты, где приоритет отдается поликодовости, клиповости и быстрой адаптации к правилам конкретных интернет-платформ. Это ведет к специфичности речевого развития и становлению особого речевого поведения, при котором эффективность в цифровом сообществе становится значимее соответствия традиционным языковым нормам.


; Ключевые слова: речь, речевое развитие, коммуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация, Интернет, интернет-коммуникация, интернет-дискурс, подростковый возраст.


Ключевые слова: речь, речевое развитие, коммуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация, Интернет, интернет-коммуникация, интернет-дискурс, подростковый возраст.


В эпоху становления новой информационной парадигмы, [[Компьютер|компьютеризация]] и активной интеграции научно-технических новшеств в жизнь общества значительно возрастает роль сети Интернет как средства массовой информации. Особенно сильно это влияние ощущается в среде подростков, что находит прямое отражение в трансформации их речевых практик и становлении новых языковых норм. Эти изменения, охватывающие все уровни языковой системы (лексику, синтаксис, прагматику) формируют актуальное поле для психолингвистического исследования. Подростки как особая возрастная группа была выбрана нами как объект изучения, поскольку их лексикон характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью к влиянию новых форм языка. Согласно мнению М.В. Сорокиной, именно в цифровой коммуникации наиболее ярко выражаются актуальные для подростков темы, а также отражаются их возрастные и социально-культурные особенности [1]. Кроме того, исследование развития речи подростков позволит прогнозировать развитие сознания людей, которые будут определять социальную, культурную и экономическую жизнь общества в ближайшие десятилетия.


В эпоху становления новой информационной парадигмы, компьютеризации и активной интеграции научно-технических новшеств в жизнь общества значительно возрастает роль сети Интернет как средства массовой информации. Особенно сильно это влияние ощущается в среде подростков, что находит прямое отражение в трансформации их речевых практик и становлении новых языковых норм. Эти изменения, охватывающие все уровни языковой системы (лексику, синтаксис, прагматику) формируют актуальное поле для психолингвистического исследования. Подростки как особая возрастная группа была выбрана нами как объект изучения, поскольку их лексикон характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью к влиянию новых форм языка. Согласно мнению М.В. Сорокиной, именно в цифровой коммуникации наиболее ярко выражаются актуальные для подростков темы, а также отражаются их возрастные и социально-культурные особенности [1]. Кроме того, исследование развития речи подростков позволит прогнозировать развитие сознания людей, которые будут определять социальную, культурную и экономическую жизнь общества в ближайшие десятилетия.
В рамках обозначенной проблематики особую актуальность приобретает исследование зависимости развития речи, в особенности, формирования образов языкового сознания от интернет-коммуникации, которая стала неотъемлемой частью жизни современных подростков. Научный интерес к данной области сформировался в русле психолингвистического изучения электронной коммуникации как специфического вида речевой деятельности, который стал предметом исследования в работах ряда ученых.
В рамках обозначенной проблематики особую актуальность приобретает исследование зависимости развития речи, в особенности, формирования образов языкового сознания от интернет-коммуникации, которая стала неотъемлемой частью жизни современных подростков. Научный интерес к данной области сформировался в русле психолингвистического изучения электронной коммуникации как специфического вида речевой деятельности, который стал предметом исследования в работах ряда ученых.
Так, М.Б. Бергельсон, являясь одним из пионеров изучения компьютерно-опосредованной коммуникации в отечественной науке, в своих работах (1990-2000 гг.) заложила теоретические основы понимания интернет-дискурса как новой социально-коммуникативной реальности [2]. Автор проанализировала компьютерно-опосредованную коммуникацию в сопоставлении с устной и письменной речью, выделив её ключевые параметры: асинхронность, опосредованность компьютером, возможность коллективного взаимодействия в условиях отсутствия невербальных каналов. Автор также обосновала тезис о формировании в сети виртуальных сообществ, которые, несмотря на отсутствие физического контакта, обладают всеми признаками социальной группы – установленными нормами, общими ценностями, ролевым взаимодействием, а также чувством групповой принадлежности (кибер-идентичностью). Она отмечала, что язык в таких сообществах становится не только средством передачи информации, но и важным инструментом создания социальной реальности. Этот вывод имеет принципиальное значение для нашего исследования, поскольку позволяет рассматривать речевую деятельность подростков в интернете не как набор индивидуальных актов, а как процесс социализации и формирования коллективного языкового сознания в условиях цифровой субкультуры. М.Б. Бергельсон также указывала на повышенную эмоциональную насыщенность и экспрессивность интернет-общения как на компенсаторный механизм восполнения дефицита невербальных (паралингвистических) средств коммуникации, изначально присущего текстовому каналу общения. Это предвосхитило изучение эмотиконов (смайлов), гиперболы и других средств речевой экспрессии в молодежном интернет-дискурсе.
Так, М.Б. Бергельсон, являясь одним из пионеров изучения компьютерно-опосредованной коммуникации в отечественной науке, в своих работах (1990-2000 гг.) заложила теоретические основы понимания интернет-дискурса как новой социально-коммуникативной реальности [2]. Автор проанализировала компьютерно-опосредованную коммуникацию в сопоставлении с устной и письменной речью, выделив её ключевые параметры: асинхронность, опосредованность компьютером, возможность коллективного взаимодействия в условиях отсутствия невербальных каналов. Автор также обосновала тезис о формировании в сети виртуальных сообществ, которые, несмотря на отсутствие физического контакта, обладают всеми признаками социальной группы – установленными нормами, общими ценностями, ролевым взаимодействием, а также чувством групповой принадлежности (кибер-идентичностью). Она отмечала, что язык в таких сообществах становится не только средством передачи информации, но и важным инструментом создания социальной реальности. Этот вывод имеет принципиальное значение для нашего исследования, поскольку позволяет рассматривать речевую деятельность подростков в интернете не как набор индивидуальных актов, а как процесс социализации и формирования коллективного языкового сознания в условиях цифровой субкультуры. М.Б. Бергельсон также указывала на повышенную эмоциональную насыщенность и экспрессивность интернет-общения как на компенсаторный механизм восполнения дефицита невербальных (паралингвистических) средств коммуникации, изначально присущего текстовому каналу общения. Это предвосхитило изучение эмотиконов (смайлов), гиперболы и других средств речевой экспрессии в молодежном интернет-дискурсе.
Развивая идеи М.Б. Бергельсон, Е.И. Горошко в своих исследованиях (2000 гг.) сместила фокус в сторону структурного и прагматического анализа самого интернет-дискурса, помещая его в контекст медиаэволюции. Если М.Б. Бергельсон изучала сетевую коммуникацию как принципиально новый тип речевого взаимодействия, то Е.И. Горошко исследует ее как сложную жанровую систему, формирующуюся под влиянием новых технологий и средств социального взаимодействия [3]. Автор рассматривает различные средства интернет-коммуникации, такие, как электронная почта (rambler, mail, Yandex), мессенджер (ICQ, WhatsApp, Telegram), форум (Reddit, Stack Overflow), блог (LiveJournal, Medium), имиджборд (2ch, 4chan) не просто как места для общения, а как устойчивые коммуникативные жанры со своими целями, участниками, хронотопом и композицией. Это позволило перейти от констатации общих особенностей «языка интернета» к анализу конкретных механизмов речевого поведения в каждом жанре.
 
Развивая идеи М.Б. Бергельсон, Е.И. Горошко в своих исследованиях (2000 гг.) сместила фокус в сторону структурного и прагматического анализа самого интернет-дискурса, помещая его в контекст медиаэволюции. Если М.Б. Бергельсон изучала сетевую коммуникацию как принципиально новый тип речевого взаимодействия, то Е.И. Горошко исследует ее как сложную жанровую систему, формирующуюся под влиянием новых технологий и средств социального взаимодействия [3].  
 
Автор рассматривает различные средства интернет-коммуникации, такие, как электронная почта (rambler, mail, Yandex), мессенджер (ICQ, WhatsApp, Telegram), форум ([[Reddit]], [[Stack Overflow]]), блог (LiveJournal, Medium), имиджборд (2ch, 4chan) не просто как места для общения, а как устойчивые коммуникативные жанры со своими целями, участниками, [[хронотоп]ом и композицией. Это позволило перейти от констатации общих особенностей «языка интернета» к анализу конкретных механизмов речевого поведения в каждом жанре.
Автор значительное внимание уделяла и гендерным аспектам интернет-коммуникации. В своих работах Е.И. Горошко проанализировала, как категория гендера, будучи одним из базовых параметров социальной идентичности, трансформируется в условиях цифровой среды. Автор показала, что интернет не является гендерно-нейтральным пространством, а создает уникальные условия для экспериментирования с гендерной идентичностью, что находит прямое отражение в речевом поведении. Анонимность и псевдонимичность, характерные для ранних чатов, форумов, позволяют пользователю конструировать гендерную самопрезентацию, что приводит к явлениям «гендерного свитчинга», когда пользователь выбирает гендер, отличный от биологического, для исследования иной социальной роли, игрового эксперимента или тактического преимущества [4]. Язык в этом случае становится основным инструментом исполнения выбранной гендерной роли: субъекты коммуникации сознательно используют лексику, синтаксические конструкции, эмоциональные маркеры и коммуникативные стратегии, стереотипно ассоциируемые социумом с маскулинностью или фемининностью.
Автор значительное внимание уделяла и гендерным аспектам интернет-коммуникации. В своих работах Е.И. Горошко проанализировала, как категория гендера, будучи одним из базовых параметров социальной идентичности, трансформируется в условиях цифровой среды. Автор показала, что интернет не является гендерно-нейтральным пространством, а создает уникальные условия для экспериментирования с гендерной идентичностью, что находит прямое отражение в речевом поведении. Анонимность и псевдонимичность, характерные для ранних чатов, форумов, позволяют пользователю конструировать гендерную самопрезентацию, что приводит к явлениям «гендерного свитчинга», когда пользователь выбирает гендер, отличный от биологического, для исследования иной социальной роли, игрового эксперимента или тактического преимущества [4]. Язык в этом случае становится основным инструментом исполнения выбранной гендерной роли: субъекты коммуникации сознательно используют лексику, синтаксические конструкции, эмоциональные маркеры и коммуникативные стратегии, стереотипно ассоциируемые социумом с маскулинностью или фемининностью.
Е.И. Горошко выявила, что язык также может становиться полем гендерной конфронтации и стереотипизации в интернет-пространстве, характеризующимся большим уровнем свободы самовыражения, нежели офлайн-среда. Она отмечала воспроизводство и закрепление гендерных стереотипов в специфических сетевых сообществах, а также появление новых форм гендерно-маркированной агрессии (троллинга). При этом интернет одновременно является и ареной для деконструкции этих стереотипов через феминистский дискурс, ЛГБТ-активизм и сознательное нарушение гендерных норм при коммуникации [5]. Таким образом, исследования автора прямо указывают на то, что активное взаимодействие подростков в сети является не просто общением, а интенсивной практикой языковых навыков и отработки различных моделей социального (в том числе, гендерного) поведения, что напрямую влияет на их речевое развитие.
 
Е.И. Горошко выявила, что язык также может становиться полем гендерной конфронтации и стереотипизации в интернет-пространстве, характеризующимся большим уровнем свободы самовыражения, нежели офлайн-среда. Она отмечала воспроизводство и закрепление [[гентарный стереотип|гендерных стереотипов]] в специфических [[сетевое сообщество|сетевых сообществах]], а также появление новых форм гендерно-маркированной агрессии (троллинга). При этом интернет одновременно является и ареной для деконструкции этих стереотипов через феминистский дискурс, ЛГБТ-активизм и сознательное нарушение гендерных норм при коммуникации [5].  
 
Таким образом, исследования автора прямо указывают на то, что активное взаимодействие подростков в сети является не просто общением, а интенсивной практикой языковых навыков и отработки различных моделей социального (в том числе, гендерного) поведения, что напрямую влияет на их речевое развитие.
 
Исследования Н.А. Ахреновой в области прагматики и межкультурных аспектов интернет-дискурса также представляют особую ценность для понимания того, как глобальное цифровое пространство формирует новую коммуникативную компетенцию у молодого поколения. В своей работе на соискание докторской ученой степени (2009 г.) автор рассматривает интернет не как совокупность национальных сегментов, а как единую транснациональную коммуникативную среду, где вырабатываются универсальные и гибридные формы языкового взаимодействия [6].
Исследования Н.А. Ахреновой в области прагматики и межкультурных аспектов интернет-дискурса также представляют особую ценность для понимания того, как глобальное цифровое пространство формирует новую коммуникативную компетенцию у молодого поколения. В своей работе на соискание докторской ученой степени (2009 г.) автор рассматривает интернет не как совокупность национальных сегментов, а как единую транснациональную коммуникативную среду, где вырабатываются универсальные и гибридные формы языкового взаимодействия [6].
Выводы автора раскрывают два ключевых механизма влияния интернет-коммуникации на речевое развитие и языковое сознание подростков. Автор подробно анализирует прагматические стратегии, специфичные для интернет-общения (саморепрезентацию, воздействие на адресата, манипуляцию, конфликтный и кооперативный дискурс) и демонстрирует, что успешная сетевая коммуникация требует овладения не только сетевой лексикой, но и новыми прагматическими правилами – умением распознавать иронию и троллинг, выстраивать свой виртуальный имидж, управлять вниманием аудитории. Для подростка, активно взаимодействующего в виртуальном пространстве, данные стратегии становятся естественной частью его коммуникативного опыта, формируя установку на диалогичность, перформативность, постоянную оценку обратной связи в речевом акте. Также исследование Н.А. Ахреновой показывает, что общение в интернете стирает традиционные лингвокультурные границы. Подросток в процессе игрового, фан-взаимодействия (например, в процессе общения в международных объединениях в ролевых онлайн-играх, при обсуждении зарубежного контента и др.) неизбежно сталкивается с иными языковыми нормами, когнитивными моделями и культурными кодами. Согласно автору, это приводит не к простому заимствованию, а возникновению гибридной формы общения, в котором смешиваются элементы родного и иностранного языков (рунглиш, транслит), а также формируются интернациональные коммуникативные клише. Это трансформирует речь и языковые образы, делая их более гибкими и ориентированными на глобальный контекст.
Выводы автора раскрывают два ключевых механизма влияния интернет-коммуникации на речевое развитие и языковое сознание подростков. Автор подробно анализирует прагматические стратегии, специфичные для интернет-общения (саморепрезентацию, воздействие на адресата, манипуляцию, конфликтный и кооперативный дискурс) и демонстрирует, что успешная сетевая коммуникация требует овладения не только сетевой лексикой, но и новыми прагматическими правилами – умением распознавать иронию и троллинг, выстраивать свой виртуальный имидж, управлять вниманием аудитории. Для подростка, активно взаимодействующего в виртуальном пространстве, данные стратегии становятся естественной частью его коммуникативного опыта, формируя установку на диалогичность, перформативность, постоянную оценку обратной связи в речевом акте. Также исследование Н.А. Ахреновой показывает, что общение в интернете стирает традиционные лингвокультурные границы. Подросток в процессе игрового, фан-взаимодействия (например, в процессе общения в международных объединениях в ролевых онлайн-играх, при обсуждении зарубежного контента и др.) неизбежно сталкивается с иными языковыми нормами, когнитивными моделями и культурными кодами. Согласно автору, это приводит не к простому заимствованию, а возникновению гибридной формы общения, в котором смешиваются элементы родного и иностранного языков (рунглиш, транслит), а также формируются интернациональные коммуникативные клише. Это трансформирует речь и языковые образы, делая их более гибкими и ориентированными на глобальный контекст.
Из работ по интернет-коммуникации и ее влияния на речь подростков данного периода также можно выделить фундаментальный труд М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» (2008 г.), в которой автор представил системный лексикографический и семиотический анализ языковых трансформаций, вызванных цифровой революцией [7]. Его подход является ключевым для понимания того, как интернет выступает не просто новым каналом коммуникации, а мощным генератором языковых изменений, напрямую влияющих на ядро языковой системы.
Из работ по интернет-коммуникации и ее влияния на речь подростков данного периода также можно выделить фундаментальный труд М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» (2008 г.), в которой автор представил системный лексикографический и семиотический анализ языковых трансформаций, вызванных цифровой революцией [7]. Его подход является ключевым для понимания того, как интернет выступает не просто новым каналом коммуникации, а мощным генератором языковых изменений, напрямую влияющих на ядро языковой системы.
В русле проблематики речевого развития, в частности, трансформации эталонов речевого общения подростков, можно выделить следующие направления исследований М.А. Кронгауза:
В русле проблематики речевого развития, в частности, трансформации эталонов речевого общения подростков, можно выделить следующие направления исследований М.А. Кронгауза:
1. Неологизация и интеграция в язык семантики «цифрового» словаря. Автор отмечал, что в современный язык включается все большее количество неологизмов («загуглить», «лайкнуть», «репост»), родившихся в интернет-среде, а также подвергал анализу семантические механизмы их интеграции в язык. Он показал, как метафоричные термины, возникшие в компьютерной среде («зависнуть», «вирус», «облако») переосмысливаются людьми и начинают описывать не только виртуальную, но и повседневную действительность. Для подростка, лексикон которого активно формируется при общении в интернет-среде, эти метафоры становятся естественным способом концептуализации мира, создавая особые смысловые связи (например, ассоциация умственного или эмоционального ступора с техническим сбоем – «я завис»). Благодаря этим процессам лексикон подростка не только пополняется новыми терминами и языковыми отношениями, но и изменяются семантические поля.
# Неологизация и интеграция в язык семантики «цифрового» словаря. Автор отмечал, что в современный язык включается все большее количество неологизмов («загуглить», «лайкнуть», «репост»), родившихся в интернет-среде, а также подвергал анализу семантические механизмы их интеграции в язык. Он показал, как метафоричные термины, возникшие в компьютерной среде («зависнуть», «вирус», «облако») переосмысливаются людьми и начинают описывать не только виртуальную, но и повседневную действительность. Для подростка, лексикон которого активно формируется при общении в интернет-среде, эти метафоры становятся естественным способом концептуализации мира, создавая особые смысловые связи (например, ассоциация умственного или эмоционального ступора с техническим сбоем – «я завис»). Благодаря этим процессам лексикон подростка не только пополняется новыми терминами и языковыми отношениями, но и изменяются семантические поля.
2. Жаргонизация – вкрапление в язык жаргонной нелитературной лексики, анализ которой особенно важен для изучения подростковой аудитории как главного драйвера изменений языка. Например, ранние жаргонные формы, появившиеся в начале 2000 гг. («аффтар жжот» (ироничная оценка текста, передающая впечатленность читателя), «превед» (искаженное приветствие для близкого круга общения), связаны с анонимными форумами и обладали оттенком эпатажного сопротивления каноничным формам языка. Современные же жаргонные формы демонстрируют более сложную социолингвистическую природу. Это, например, геймерский сленг: «агриться» (злиться), «крашиться» (проигрывать), «рофлить» (смеяться над шуткой, высмеивать кого-либо) – используется для общения внутри групп по интересам, для идентификации «своих». Сленг социальных сетей: «зашквар» (позор, действие, ведущее к потере репутации), «кринж» (чувство стыда, неловкости за чужие действия), «вайб» (настроение, эмоциональный фон), «бомбит» (гнев, злость, раздражение), «хайп» (популярность, ажиотаж), «рил ток» (от англ. real talk – откровение, высказывание, соответствующее реальности или мнению говорящего) – используют для субъективной оценки контента, выражения эмоционального отношения и идентификации социального статуса члена интернет-сообщества. Жаргонизация через семантический сдвиг (наполнение слов новым, сетеспецифичным смыслом): «токсичный» (буквально «ядовитый» – пассивно-агрессивный, озлобленный, но не всегда выражающий это в явной форме), «чилить» (от англ. chill – расслабляться, бездельничать), «дропнуть» (выпустить контент, выложить что-либо в интернет), «флексить» (хвастаться, показывать себя, либо весело проводить время).
# [[Жаргонизация]] – вкрапление в язык жаргонной нелитературной лексики, анализ которой особенно важен для изучения подростковой аудитории как главного драйвера изменений языка. Например, ранние жаргонные формы, появившиеся в начале 2000 гг. («аффтар жжот» (ироничная оценка текста, передающая впечатленность читателя), «превед» (искаженное приветствие для близкого круга общения), связаны с анонимными форумами и обладали оттенком эпатажного сопротивления каноничным формам языка. Современные же жаргонные формы демонстрируют более сложную социолингвистическую природу. Это, например, геймерский сленг: «агриться» (злиться), «крашиться» (проигрывать), «рофлить» (смеяться над шуткой, высмеивать кого-либо) – используется для общения внутри групп по интересам, для идентификации «своих». Сленг социальных сетей: «зашквар» (позор, действие, ведущее к потере репутации), «кринж» (чувство стыда, неловкости за чужие действия), «вайб» (настроение, эмоциональный фон), «бомбит» (гнев, злость, раздражение), «хайп» (популярность, ажиотаж), «рил ток» (от англ. real talk – откровение, высказывание, соответствующее реальности или мнению говорящего) – используют для субъективной оценки контента, выражения эмоционального отношения и идентификации социального статуса члена интернет-сообщества. [[Жаргонизация]] через семантический сдвиг (наполнение слов новым, сетеспецифичным смыслом): «токсичный» (буквально «ядовитый» – пассивно-агрессивный, озлобленный, но не всегда выражающий это в явной форме), «чилить» (от англ. chill – расслабляться, бездельничать), «дропнуть» (выпустить контент, выложить что-либо в интернет), «флексить» (хвастаться, показывать себя, либо весело проводить время). М.А. Кронгауз рассматривает жаргонизмы как социальный и идентификационный [[маркер]], исследуя интернет-сленг не как маргинальное явление, а как мощный социолингвистический инструмент. Автор указывает, что [[интернет-жаргон]], часто используемый подростками в жизни, выполняет функции: дифференцирующую (создает барьер между «своими» (понимающими код) и «чужими», укрепляя чувство групповой принадлежности, что является крайне значимым для подростка), а также игровую, креативную (язык становится полем для сознательного нарушения языковых норм, что является актом присущего подросткам самоутверждения и экспериментов с идентичностью) [8].
М.А. Кронгауз рассматривает жаргонизмы как социальный и идентификационный маркер, исследуя интернет-сленг не как маргинальное явление, а как мощный социолингвистический инструмент. Автор указывает, что интернет-жаргон, часто используемый подростками в жизни, выполняет функции: дифференцирующую (создает барьер между «своими» (понимающими код) и «чужими», укрепляя чувство групповой принадлежности, что является крайне значимым для подростка), а также игровую, креативную (язык становится полем для сознательного нарушения языковых норм, что является актом присущего подросткам самоутверждения и экспериментов с идентичностью) [8].
# [[Семиотика]] смешения кодов. Кронгауз одним из первых в отечественной науке подробно описал феномен поликодовости интернет-текста. Он анализировал взаимодействие вербального текста с иконическими знаками (смайлами, гифками, [[мем]]ами), а также феномен транслитерации (транслита) – сознательного написания русских слов латиницей («privet», «kak dela»). Это не просто технический прием, а важная семиотическая практика, формирующая у подростков специфичный тип грамотности, где успешная коммуникация требует быстрого декодирования смешанных сообщений и выбора адекватного кода для конкретной цифровой среды
3. Семиотика смешения кодов. Кронгауз одним из первых в отечественной науке подробно описал феномен поликодовости интернет-текста. Он анализировал взаимодействие вербального текста с иконическими знаками (смайлами, гифками, мемами), а также феномен транслитерации (транслита) – сознательного написания русских слов латиницей («privet», «kak dela»). Это не просто технический прием, а важная семиотическая практика, формирующая у подростков специфичный тип грамотности, где успешная коммуникация требует быстрого декодирования смешанных сообщений и выбора адекватного кода для конкретной цифровой среды
# Динамика нормы и «нервный срыв». Центральный тезис Кронгауза заключается в том, что интернет обнажил и обострил конфликт между кодифицированной нормой (языком школы и официальных СМИ) и узусом (реальным употреблением). Языковая система переживает стресс, реагируя на лавинообразный приток новых элементов и практик. Для подростка это создает ситуацию нормативной неопределенности: он вынужден постоянно переключаться между разными регистрами — от соблюдения правил в учебном сочинении до их намеренного нарушения в сетевом чате для достижения социальных целей. Это формирует гибкое, но порой конфликтное представление о «правильности» в его языковом сознании.
4. Динамика нормы и «нервный срыв». Центральный тезис Кронгауза заключается в том, что интернет обнажил и обострил конфликт между кодифицированной нормой (языком школы и официальных СМИ) и узусом (реальным употреблением). Языковая система переживает стресс, реагируя на лавинообразный приток новых элементов и практик. Для подростка это создает ситуацию нормативной неопределенности: он вынужден постоянно переключаться между разными регистрами — от соблюдения правил в учебном сочинении до их намеренного нарушения в сетевом чате для достижения социальных целей. Это формирует гибкое, но порой конфликтное представление о «правильности» в его языковом сознании.
Таким образом, теория Кронгауза дает [[Инструмент|инструментарий]] для анализа того, как интернет-среда через конкретные лексико-семантические, словообразовательные и семиотические процессы (фиксируемые лексикографически) не просто обогащает речь подростка новыми словами, но и активно перестраивает саму систему его [[Языковая модель|языкового сознания]] — его словарные образы, представления о норме, креативности и социальной эффективности речи.
Таким образом, теория Кронгауза дает инструментарий для анализа того, как интернет-среда через конкретные лексико-семантические, словообразовательные и семиотические процессы (фиксируемые лексикографически) не просто обогащает речь подростка новыми словами, но и активно перестраивает саму систему его языкового сознания — его словарные образы, представления о норме, креативности и социальной эффективности речи.
 
Развивая идеи М.А. Кронгауза о системных трансформациях языка и жаргонизации как мощном социолингвистическом инструменте, логично обратиться к исследованиям, которые фокусируются на непосредственных агентах этих изменений — молодых пользователях и их специфических коммуникативных практиках. В этом ключе работы Е. Н. Галичкиной и О. В. Лутовиновой дают эмпирическое и теоретическое обоснование того, как общие языковые тенденции, описанные Кронгаузом, воплощаются в реальном речевом поведении и сознании подростков.
Развивая идеи М.А. Кронгауза о системных трансформациях языка и жаргонизации как мощном социолингвистическом инструменте, логично обратиться к исследованиям, которые фокусируются на непосредственных агентах этих изменений — молодых пользователях и их специфических коммуникативных практиках. В этом ключе работы Е. Н. Галичкиной и О. В. Лутовиновой дают эмпирическое и теоретическое обоснование того, как общие языковые тенденции, описанные Кронгаузом, воплощаются в реальном речевом поведении и сознании подростков.
Е.Н. Галичкина, изучая лингвистические особенности электронных сообщений и формирование сетевого этикета (нетикета), одним из первых в отечественной науке провела детальный анализ нового речевого жанра — компьютерной конференции (форума) [7]. Применительно к нашей теме её выводы важны в нескольких аспектах:
 
Формирование гибридного кода: Галичкина показала, как в образовательной и молодежной среде происходит сознательное смешение элементов устной и письменной речи (например, в учебных чатах). Это не хаос, а формирование новой жанровой нормы, где интонационные модели устной речи передаются знаками препинания, капитализацией, разбивкой на реплики. Для подростка это означает освоение нового типа письменной речи, которая имитирует спонтанность диалога, что напрямую влияет на его навыки письменного общения в целом.
Е.Н. Галичкина, изучая лингвистические особенности электронных сообщений и формирование сетевого этикета ([[нетикет]]а), одним из первых в отечественной науке провела детальный анализ нового речевого жанра — компьютерной конференции ([[форум]]а) [7]. Применительно к нашей теме её выводы важны в нескольких аспектах:
Формирование гибридного кода: Галичкина показала, как в образовательной и молодежной среде происходит сознательное смешение элементов устной и письменной речи (например, в учебных [[чат]]ах). Это не хаос, а формирование новой жанровой нормы, где интонационные модели устной речи передаются знаками препинания, капитализацией, разбивкой на реплики. Для подростка это означает освоение нового типа письменной речи, которая имитирует спонтанность диалога, что напрямую влияет на его навыки письменного общения в целом.
 
Институционализация неформальности: Исследование сетевого этикета выявило, как в молодежной среде стихийно вырабатываются и закрепляются собственные правила вежливости, регуляции конфликтов и саморепрезентации (например, использование смайликов для смягчения тона, правила флейма). Это демонстрирует, что подростки в цифровой среде не просто разрушают нормы, а активно конструируют альтернативные нормативные системы, что является важнейшим этапом в развитии их социального и языкового сознания.
Институционализация неформальности: Исследование сетевого этикета выявило, как в молодежной среде стихийно вырабатываются и закрепляются собственные правила вежливости, регуляции конфликтов и саморепрезентации (например, использование смайликов для смягчения тона, правила флейма). Это демонстрирует, что подростки в цифровой среде не просто разрушают нормы, а активно конструируют альтернативные нормативные системы, что является важнейшим этапом в развитии их социального и языкового сознания.
О. В. Лутовинова в своих работах напрямую связывает эти речевые практики с глубинными структурами сознания [8]. Её исследования молодёжного интернет-дискурса позволяют сделать следующие выводы:
О. В. Лутовинова в своих работах напрямую связывает эти речевые практики с глубинными структурами сознания [8]. Её исследования молодёжного интернет-дискурса позволяют сделать следующие выводы:
Язык как конституирующая сила виртуальной личности: Лутовинова доказывает, что в условиях онлайн-взаимодействия, особенно для подростков, язык становится главным, а зачастую и единственным способом создания и предъявления своей идентичности. Виртуальное «Я» конструируется через выбор никнейма, стиля общения, сленга. Это означает, что речевое развитие в интернете для подростка есть по сути развитие инструментов самопрезентации и социального позиционирования.
Язык как конституирующая сила виртуальной личности: Лутовинова доказывает, что в условиях онлайн-взаимодействия, особенно для подростков, язык становится главным, а зачастую и единственным способом создания и предъявления своей идентичности. Виртуальное «Я» конструируется через выбор никнейма, стиля общения, сленга. Это означает, что речевое развитие в интернете для подростка есть по сути развитие инструментов самопрезентации и социального позиционирования.
Специфика молодежного дискурса: автор рассматривает молодёжный интернет-дискурс не как упрощённый вариант «взрослого», а как автономную семиотическую систему со своими ценностями (креативность, скорость, ирония), жанрами (пост, сторис, мем) и героями. Именно здесь тестируются и получают распространение большинство лексических и прагматических инноваций, которые позже Кронгауз фиксирует как общеязыковые тренды. Таким образом, Лутовинова показывает механизм влияния: от речевого творчества подростков в конкретных цифровых нишах — к изменению более широких языковых практик.
 
Специфика молодежного [[дискурс]]а: автор рассматривает молодёжный интернет-дискурс не как упрощённый вариант «взрослого», а как автономную семиотическую систему со своими ценностями (креативность, скорость, ирония), жанрами (пост, сторис, мем) и героями. Именно здесь тестируются и получают распространение большинство лексических и прагматических инноваций, которые позже Кронгауз фиксирует как общеязыковые тренды. Таким образом, Лутовинова показывает механизм влияния: от речевого творчества подростков в конкретных цифровых нишах — к изменению более широких языковых практик.
Таким образом, классические работы 2000-х – начала 2010-х годов заложили прочный теоретический фундамент, сформировав категориальный аппарат и обозначив ключевые векторы изучения интернет-дискурса и его влияния на язык и речевое поведение. Однако стремительная эволюция цифровых технологий и связанных с ними социальных практик обусловила появление новых исследовательских фокусов, отражающих реалии медиасреды 2010- 2020 гг.
Таким образом, классические работы 2000-х – начала 2010-х годов заложили прочный теоретический фундамент, сформировав категориальный аппарат и обозначив ключевые векторы изучения интернет-дискурса и его влияния на язык и речевое поведение. Однако стремительная эволюция цифровых технологий и связанных с ними социальных практик обусловила появление новых исследовательских фокусов, отражающих реалии медиасреды 2010- 2020 гг.
Современные исследования характеризуются сдвигом от анализа относительно статичных текстовых форм к изучению динамичных, визуально-вербальных и алгоритмически опосредованных коммуникативных экосистем. Акцент смещается на следующие аспекты:
Современные исследования характеризуются сдвигом от анализа относительно статичных текстовых форм к изучению динамичных, визуально-вербальных и алгоритмически опосредованных коммуникативных экосистем. Акцент смещается на следующие аспекты:
Доминирование визуально-вербального поликода: Новейшие работы (например, Д. В. Козлова, Е. Л. Черняк) анализируют не просто смешение текста и изображения, а возникновение принципиально новых семиотических гибридов, где мем, эмодзи, гифка или стикер становятся не иллюстрацией, а ядерным элементом высказывания, несущим основную прагматическую и смысловую нагрузку. Это требует от подростков формирования принципиально иной визуальной грамотности и навыков «чтения» поликодовых текстов.
Доминирование визуально-вербального поликода: Новейшие работы (например, Д. В. Козлова, Е. Л. Черняк) анализируют не просто смешение текста и изображения, а возникновение принципиально новых семиотических гибридов, где мем, эмодзи, гифка или стикер становятся не иллюстрацией, а ядерным элементом высказывания, несущим основную прагматическую и смысловую нагрузку. Это требует от подростков формирования принципиально иной визуальной грамотности и навыков «чтения» поликодовых текстов.
Прагматика платформенной зависимости: Современный интернет-дискурс всё чаще изучается не как единое целое, а как совокупность платформенно-специфичных дискурсов (дискурс TikTok, дискурс Telegram, дискурс игрового стрима на Twitch). Исследования В.И. Карасик, С.В. Ивановой показывают, что архитектура и интерфейс платформы (ограничение на длину сообщения, алгоритмы рекомендаций, преобладание видео) напрямую детерминируют речевые стратегии, жанровый репертуар и даже эмоциональный режим общения, формируя у пользователей специфичную «платформенную» речь.
 
Прагматика платформенной зависимости: Современный [[интернет-дискурс]] всё чаще изучается не как единое целое, а как совокупность платформенно-специфичных дискурсов (дискурс TikTok, дискурс [[Telegram]], дискурс игрового стрима на [[Twitch]]). Исследования В.И. Карасик, С.В. Ивановой показывают, что архитектура и интерфейс платформы (ограничение на длину сообщения, алгоритмы рекомендаций, преобладание видео) напрямую детерминируют речевые стратегии, жанровый репертуар и даже эмоциональный режим общения, формируя у пользователей специфичную «платформенную» речь.
 
Алгоритмическая социализация речи: Новейший тренд связан с изучением влияния алгоритмов рекомендательных систем (в соцсетях, видео-хостингах) и чат-ботов на речевое поведение. Работы М. Ю. Сидоровой, Е. В. Грязновой указывают на то, что речь подростков всё чаще формируется в диалоге не только с другими пользователями, но и с искусственными агентами, что может вести к усвоению клишированных, упрощённых или эмоционально-манипулятивных моделей общения, транслируемых алгоритмами для удержания внимания.
Алгоритмическая социализация речи: Новейший тренд связан с изучением влияния алгоритмов рекомендательных систем (в соцсетях, видео-хостингах) и чат-ботов на речевое поведение. Работы М. Ю. Сидоровой, Е. В. Грязновой указывают на то, что речь подростков всё чаще формируется в диалоге не только с другими пользователями, но и с искусственными агентами, что может вести к усвоению клишированных, упрощённых или эмоционально-манипулятивных моделей общения, транслируемых алгоритмами для удержания внимания.
Микрожанры и коммуникативные режимы: Исследователи фиксируют взрывное рождение и быструю смену коммуникативных микрожанров, актуальных именно для молодёжи: сторис, короткие видео-реакции (TikTok Duet), аудиосообщения в мессенджерах, общение в голосовых чатах (Discord). Каждый из этих жанров формирует свой набор конвенций, свою хронотопику и требования к речевой компрессии, спонтанности и перформативности.
 
Микрожанры и коммуникативные режимы: Исследователи фиксируют взрывное рождение и быструю смену коммуникативных микрожанров, актуальных именно для молодёжи: сторис, короткие видео-реакции (TikTok Duet), аудиосообщения в мессенджерах, общение в голосовых чатах ([[Discord]]). Каждый из этих жанров формирует свой набор конвенций, свою хронотопику и требования к речевой компрессии, спонтанности и перформативности.
Таким образом, активная интернет-коммуникация выступает для подростков не пассивным фоном, а ключевым фактором речевого развития в условиях современного мира. Она индуцирует становление принципиально новой поликодовой, платформенно-зависимой и алгоритмически-чувствительной коммуникативной компетенции, где владение сетевым жаргоном, визуально-вербальными гибридами и прагматикой конкретных цифровых жанров становится важнее следования каноническим нормам языка. В результате речь и коммуникация подростков приобретает черты гибкой семиотической системы, ориентированной на перформативность, мгновенную социальную позиционность и непрерывную адаптацию к меняющимся правилам цифровых экосистем, что знаменует глубинный сдвиг в отношениях между языком, мышлением и социальной реальностью.
Таким образом, активная интернет-коммуникация выступает для подростков не пассивным фоном, а ключевым фактором речевого развития в условиях современного мира. Она индуцирует становление принципиально новой поликодовой, платформенно-зависимой и алгоритмически-чувствительной коммуникативной компетенции, где владение сетевым жаргоном, визуально-вербальными гибридами и прагматикой конкретных цифровых жанров становится важнее следования каноническим нормам языка. В результате речь и коммуникация подростков приобретает черты гибкой семиотической системы, ориентированной на перформативность, мгновенную социальную позиционность и непрерывную адаптацию к меняющимся правилам цифровых экосистем, что знаменует глубинный сдвиг в отношениях между языком, мышлением и социальной реальностью.


Литература
=== Литература ===


1. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: дисс. … док. филол. наук: специальность 100219 (Теория языка) / Ахренова Наталия Александровна. – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2009. – 446 с.
# Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: дисс. … док. филол. наук: специальность 100219 (Теория языка) / Ахренова Наталия Александровна. – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2009. – 446 с.
2. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2002. – № 1. – С. 55-67.
# Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2002. – № 1. – С. 55-67.
3. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дисс. … канд. филол. наук: специальность 100220 (Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание / Галичкина Елена Николаевна. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2001. – 199 с.
# Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дисс. … канд. филол. наук: специальность 100220 (Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание / Галичкина Елена Николаевна. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2001. – 199 с.
4. Горошко Е.И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные параметры // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия 13. Филология. Социальные коммуникации. – 2013. – Т. 26 (65), № 1. – С. 172-181.
# Горошко Е.И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные параметры // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия 13. Филология. Социальные коммуникации. – 2013. – Т. 26 (65), № 1. – С. 172-181.
5. Грязнова Е.В. Чат-бот как новый субъект коммуникации: прагмалингвистический аспект // Научный диалог. – 2021. – Т. 10, № 6. – С. 153-170.
# Грязнова Е.В. Чат-бот как новый субъект коммуникации: прагмалингвистический аспект // Научный диалог. – 2021. – Т. 10, № 6. – С. 153-170.
6. Иванова С.В. Дискурс социальной сети TikTok: лингвистический аспект / С. В. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2021. – № 3. – С. 92–101.
# Иванова С.В. Дискурс социальной сети TikTok: лингвистический аспект / С. В. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2021. – № 3. – С. 92–101.
7. Карасик В.И. Цифровой дискурс: признаки и разновидности // Политическая лингвистика. – 2020. – № 6 (84). – С. 39-48.
# Карасик В.И. Цифровой дискурс: признаки и разновидности // Политическая лингвистика. – 2020. – № 6 (84). – С. 39-48.
8. Козлов Д.В. Цифровая культура и язык: поликодовость в новых медиа // Коммуникативные исследования. – 2020. – Т. 7, № 4. – С. 878-897.
# Козлов Д.В. Цифровая культура и язык: поликодовость в новых медиа // Коммуникативные исследования. – 2020. – Т. 7, № 4. – С. 878-897.
9. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Языки славянских культур, 2008. – 232 с.
# Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Языки славянских культур, 2008. – 232 с.
10. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дисс. … док. филол. наук: специальность 100219 (Теория языка) / Лутовинова Ольга Витальевна. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2009. – 459 с.
# Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дисс. … док. филол. наук: специальность 100219 (Теория языка) / Лутовинова Ольга Витальевна. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2009. – 459 с.
11. Сидорова М.Ю. Речевое воздействие в эпоху алгоритмов: к постановке проблемы // Вопросы психолингвистики. – 2022. – № 2 (52). – С. 152-165.
# Сидорова М.Ю. Речевое воздействие в эпоху [[алгоритм]ов: к постановке проблемы // Вопросы психолингвистики. – 2022. – № 2 (52). – С. 152-165.
12. Сорокина М.В. Интернет-общение как особая среда коммуникации // Филологический аспект. – 2018. – № 11 (43). – С. 22-27.
# Сорокина М.В. Интернет-общение как особая среда коммуникации // Филологический аспект. – 2018. – № 11 (43). – С. 22-27.
13. Черняк Е.Л. Мем как единица современной интернет-коммуникации: лингвокультурологический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, Вып. 2. – С. 572-577.--[[Участник:Демина Виктория|Демина Виктория]] ([[Обсуждение участника:Демина Виктория|обсуждение]]) 21:07, 23 декабря 2025 (MSK)
# Черняк Е.Л. [[Мем]] как единица современной интернет-коммуникации: лингвокультурологический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, Вып. 2. – С. 572-577.--[[Участник:Демина Виктория|Демина Виктория]] ([[Обсуждение участника:Демина Виктория|обсуждение]]) 21:07, 23 декабря 2025 (MSK)

Текущая версия от 13:24, 24 декабря 2025

Теоретический анализ проблемы речевого развития подростков в условиях интенсивной интернет-коммуникации

Аннотация

Статья посвящена анализу формирования нового типа речевой компетенции у подростков в условиях цифровой среды. Показано, что интернет-коммуникация создает особые речевые стандарты, где приоритет отдается поликодовости, клиповости и быстрой адаптации к правилам конкретных интернет-платформ. Это ведет к специфичности речевого развития и становлению особого речевого поведения, при котором эффективность в цифровом сообществе становится значимее соответствия традиционным языковым нормам.


Ключевые слова
речь, речевое развитие, коммуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация, Интернет, интернет-коммуникация, интернет-дискурс, подростковый возраст.


В эпоху становления новой информационной парадигмы, компьютеризация и активной интеграции научно-технических новшеств в жизнь общества значительно возрастает роль сети Интернет как средства массовой информации. Особенно сильно это влияние ощущается в среде подростков, что находит прямое отражение в трансформации их речевых практик и становлении новых языковых норм. Эти изменения, охватывающие все уровни языковой системы (лексику, синтаксис, прагматику) формируют актуальное поле для психолингвистического исследования. Подростки как особая возрастная группа была выбрана нами как объект изучения, поскольку их лексикон характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью к влиянию новых форм языка. Согласно мнению М.В. Сорокиной, именно в цифровой коммуникации наиболее ярко выражаются актуальные для подростков темы, а также отражаются их возрастные и социально-культурные особенности [1]. Кроме того, исследование развития речи подростков позволит прогнозировать развитие сознания людей, которые будут определять социальную, культурную и экономическую жизнь общества в ближайшие десятилетия.

В рамках обозначенной проблематики особую актуальность приобретает исследование зависимости развития речи, в особенности, формирования образов языкового сознания от интернет-коммуникации, которая стала неотъемлемой частью жизни современных подростков. Научный интерес к данной области сформировался в русле психолингвистического изучения электронной коммуникации как специфического вида речевой деятельности, который стал предметом исследования в работах ряда ученых.

Так, М.Б. Бергельсон, являясь одним из пионеров изучения компьютерно-опосредованной коммуникации в отечественной науке, в своих работах (1990-2000 гг.) заложила теоретические основы понимания интернет-дискурса как новой социально-коммуникативной реальности [2]. Автор проанализировала компьютерно-опосредованную коммуникацию в сопоставлении с устной и письменной речью, выделив её ключевые параметры: асинхронность, опосредованность компьютером, возможность коллективного взаимодействия в условиях отсутствия невербальных каналов. Автор также обосновала тезис о формировании в сети виртуальных сообществ, которые, несмотря на отсутствие физического контакта, обладают всеми признаками социальной группы – установленными нормами, общими ценностями, ролевым взаимодействием, а также чувством групповой принадлежности (кибер-идентичностью). Она отмечала, что язык в таких сообществах становится не только средством передачи информации, но и важным инструментом создания социальной реальности. Этот вывод имеет принципиальное значение для нашего исследования, поскольку позволяет рассматривать речевую деятельность подростков в интернете не как набор индивидуальных актов, а как процесс социализации и формирования коллективного языкового сознания в условиях цифровой субкультуры. М.Б. Бергельсон также указывала на повышенную эмоциональную насыщенность и экспрессивность интернет-общения как на компенсаторный механизм восполнения дефицита невербальных (паралингвистических) средств коммуникации, изначально присущего текстовому каналу общения. Это предвосхитило изучение эмотиконов (смайлов), гиперболы и других средств речевой экспрессии в молодежном интернет-дискурсе.

Развивая идеи М.Б. Бергельсон, Е.И. Горошко в своих исследованиях (2000 гг.) сместила фокус в сторону структурного и прагматического анализа самого интернет-дискурса, помещая его в контекст медиаэволюции. Если М.Б. Бергельсон изучала сетевую коммуникацию как принципиально новый тип речевого взаимодействия, то Е.И. Горошко исследует ее как сложную жанровую систему, формирующуюся под влиянием новых технологий и средств социального взаимодействия [3].

Автор рассматривает различные средства интернет-коммуникации, такие, как электронная почта (rambler, mail, Yandex), мессенджер (ICQ, WhatsApp, Telegram), форум (Reddit, Stack Overflow), блог (LiveJournal, Medium), имиджборд (2ch, 4chan) не просто как места для общения, а как устойчивые коммуникативные жанры со своими целями, участниками, [[хронотоп]ом и композицией. Это позволило перейти от констатации общих особенностей «языка интернета» к анализу конкретных механизмов речевого поведения в каждом жанре. Автор значительное внимание уделяла и гендерным аспектам интернет-коммуникации. В своих работах Е.И. Горошко проанализировала, как категория гендера, будучи одним из базовых параметров социальной идентичности, трансформируется в условиях цифровой среды. Автор показала, что интернет не является гендерно-нейтральным пространством, а создает уникальные условия для экспериментирования с гендерной идентичностью, что находит прямое отражение в речевом поведении. Анонимность и псевдонимичность, характерные для ранних чатов, форумов, позволяют пользователю конструировать гендерную самопрезентацию, что приводит к явлениям «гендерного свитчинга», когда пользователь выбирает гендер, отличный от биологического, для исследования иной социальной роли, игрового эксперимента или тактического преимущества [4]. Язык в этом случае становится основным инструментом исполнения выбранной гендерной роли: субъекты коммуникации сознательно используют лексику, синтаксические конструкции, эмоциональные маркеры и коммуникативные стратегии, стереотипно ассоциируемые социумом с маскулинностью или фемининностью.

Е.И. Горошко выявила, что язык также может становиться полем гендерной конфронтации и стереотипизации в интернет-пространстве, характеризующимся большим уровнем свободы самовыражения, нежели офлайн-среда. Она отмечала воспроизводство и закрепление гендерных стереотипов в специфических сетевых сообществах, а также появление новых форм гендерно-маркированной агрессии (троллинга). При этом интернет одновременно является и ареной для деконструкции этих стереотипов через феминистский дискурс, ЛГБТ-активизм и сознательное нарушение гендерных норм при коммуникации [5].

Таким образом, исследования автора прямо указывают на то, что активное взаимодействие подростков в сети является не просто общением, а интенсивной практикой языковых навыков и отработки различных моделей социального (в том числе, гендерного) поведения, что напрямую влияет на их речевое развитие.

Исследования Н.А. Ахреновой в области прагматики и межкультурных аспектов интернет-дискурса также представляют особую ценность для понимания того, как глобальное цифровое пространство формирует новую коммуникативную компетенцию у молодого поколения. В своей работе на соискание докторской ученой степени (2009 г.) автор рассматривает интернет не как совокупность национальных сегментов, а как единую транснациональную коммуникативную среду, где вырабатываются универсальные и гибридные формы языкового взаимодействия [6].

Выводы автора раскрывают два ключевых механизма влияния интернет-коммуникации на речевое развитие и языковое сознание подростков. Автор подробно анализирует прагматические стратегии, специфичные для интернет-общения (саморепрезентацию, воздействие на адресата, манипуляцию, конфликтный и кооперативный дискурс) и демонстрирует, что успешная сетевая коммуникация требует овладения не только сетевой лексикой, но и новыми прагматическими правилами – умением распознавать иронию и троллинг, выстраивать свой виртуальный имидж, управлять вниманием аудитории. Для подростка, активно взаимодействующего в виртуальном пространстве, данные стратегии становятся естественной частью его коммуникативного опыта, формируя установку на диалогичность, перформативность, постоянную оценку обратной связи в речевом акте. Также исследование Н.А. Ахреновой показывает, что общение в интернете стирает традиционные лингвокультурные границы. Подросток в процессе игрового, фан-взаимодействия (например, в процессе общения в международных объединениях в ролевых онлайн-играх, при обсуждении зарубежного контента и др.) неизбежно сталкивается с иными языковыми нормами, когнитивными моделями и культурными кодами. Согласно автору, это приводит не к простому заимствованию, а возникновению гибридной формы общения, в котором смешиваются элементы родного и иностранного языков (рунглиш, транслит), а также формируются интернациональные коммуникативные клише. Это трансформирует речь и языковые образы, делая их более гибкими и ориентированными на глобальный контекст.

Из работ по интернет-коммуникации и ее влияния на речь подростков данного периода также можно выделить фундаментальный труд М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» (2008 г.), в которой автор представил системный лексикографический и семиотический анализ языковых трансформаций, вызванных цифровой революцией [7]. Его подход является ключевым для понимания того, как интернет выступает не просто новым каналом коммуникации, а мощным генератором языковых изменений, напрямую влияющих на ядро языковой системы. В русле проблематики речевого развития, в частности, трансформации эталонов речевого общения подростков, можно выделить следующие направления исследований М.А. Кронгауза:

  1. Неологизация и интеграция в язык семантики «цифрового» словаря. Автор отмечал, что в современный язык включается все большее количество неологизмов («загуглить», «лайкнуть», «репост»), родившихся в интернет-среде, а также подвергал анализу семантические механизмы их интеграции в язык. Он показал, как метафоричные термины, возникшие в компьютерной среде («зависнуть», «вирус», «облако») переосмысливаются людьми и начинают описывать не только виртуальную, но и повседневную действительность. Для подростка, лексикон которого активно формируется при общении в интернет-среде, эти метафоры становятся естественным способом концептуализации мира, создавая особые смысловые связи (например, ассоциация умственного или эмоционального ступора с техническим сбоем – «я завис»). Благодаря этим процессам лексикон подростка не только пополняется новыми терминами и языковыми отношениями, но и изменяются семантические поля.
  2. Жаргонизация – вкрапление в язык жаргонной нелитературной лексики, анализ которой особенно важен для изучения подростковой аудитории как главного драйвера изменений языка. Например, ранние жаргонные формы, появившиеся в начале 2000 гг. («аффтар жжот» (ироничная оценка текста, передающая впечатленность читателя), «превед» (искаженное приветствие для близкого круга общения), связаны с анонимными форумами и обладали оттенком эпатажного сопротивления каноничным формам языка. Современные же жаргонные формы демонстрируют более сложную социолингвистическую природу. Это, например, геймерский сленг: «агриться» (злиться), «крашиться» (проигрывать), «рофлить» (смеяться над шуткой, высмеивать кого-либо) – используется для общения внутри групп по интересам, для идентификации «своих». Сленг социальных сетей: «зашквар» (позор, действие, ведущее к потере репутации), «кринж» (чувство стыда, неловкости за чужие действия), «вайб» (настроение, эмоциональный фон), «бомбит» (гнев, злость, раздражение), «хайп» (популярность, ажиотаж), «рил ток» (от англ. real talk – откровение, высказывание, соответствующее реальности или мнению говорящего) – используют для субъективной оценки контента, выражения эмоционального отношения и идентификации социального статуса члена интернет-сообщества. Жаргонизация через семантический сдвиг (наполнение слов новым, сетеспецифичным смыслом): «токсичный» (буквально «ядовитый» – пассивно-агрессивный, озлобленный, но не всегда выражающий это в явной форме), «чилить» (от англ. chill – расслабляться, бездельничать), «дропнуть» (выпустить контент, выложить что-либо в интернет), «флексить» (хвастаться, показывать себя, либо весело проводить время). М.А. Кронгауз рассматривает жаргонизмы как социальный и идентификационный маркер, исследуя интернет-сленг не как маргинальное явление, а как мощный социолингвистический инструмент. Автор указывает, что интернет-жаргон, часто используемый подростками в жизни, выполняет функции: дифференцирующую (создает барьер между «своими» (понимающими код) и «чужими», укрепляя чувство групповой принадлежности, что является крайне значимым для подростка), а также игровую, креативную (язык становится полем для сознательного нарушения языковых норм, что является актом присущего подросткам самоутверждения и экспериментов с идентичностью) [8].
  3. Семиотика смешения кодов. Кронгауз одним из первых в отечественной науке подробно описал феномен поликодовости интернет-текста. Он анализировал взаимодействие вербального текста с иконическими знаками (смайлами, гифками, мемами), а также феномен транслитерации (транслита) – сознательного написания русских слов латиницей («privet», «kak dela»). Это не просто технический прием, а важная семиотическая практика, формирующая у подростков специфичный тип грамотности, где успешная коммуникация требует быстрого декодирования смешанных сообщений и выбора адекватного кода для конкретной цифровой среды
  4. Динамика нормы и «нервный срыв». Центральный тезис Кронгауза заключается в том, что интернет обнажил и обострил конфликт между кодифицированной нормой (языком школы и официальных СМИ) и узусом (реальным употреблением). Языковая система переживает стресс, реагируя на лавинообразный приток новых элементов и практик. Для подростка это создает ситуацию нормативной неопределенности: он вынужден постоянно переключаться между разными регистрами — от соблюдения правил в учебном сочинении до их намеренного нарушения в сетевом чате для достижения социальных целей. Это формирует гибкое, но порой конфликтное представление о «правильности» в его языковом сознании.

Таким образом, теория Кронгауза дает инструментарий для анализа того, как интернет-среда через конкретные лексико-семантические, словообразовательные и семиотические процессы (фиксируемые лексикографически) не просто обогащает речь подростка новыми словами, но и активно перестраивает саму систему его языкового сознания — его словарные образы, представления о норме, креативности и социальной эффективности речи.

Развивая идеи М.А. Кронгауза о системных трансформациях языка и жаргонизации как мощном социолингвистическом инструменте, логично обратиться к исследованиям, которые фокусируются на непосредственных агентах этих изменений — молодых пользователях и их специфических коммуникативных практиках. В этом ключе работы Е. Н. Галичкиной и О. В. Лутовиновой дают эмпирическое и теоретическое обоснование того, как общие языковые тенденции, описанные Кронгаузом, воплощаются в реальном речевом поведении и сознании подростков.

Е.Н. Галичкина, изучая лингвистические особенности электронных сообщений и формирование сетевого этикета (нетикета), одним из первых в отечественной науке провела детальный анализ нового речевого жанра — компьютерной конференции (форума) [7]. Применительно к нашей теме её выводы важны в нескольких аспектах: Формирование гибридного кода: Галичкина показала, как в образовательной и молодежной среде происходит сознательное смешение элементов устной и письменной речи (например, в учебных чатах). Это не хаос, а формирование новой жанровой нормы, где интонационные модели устной речи передаются знаками препинания, капитализацией, разбивкой на реплики. Для подростка это означает освоение нового типа письменной речи, которая имитирует спонтанность диалога, что напрямую влияет на его навыки письменного общения в целом.

Институционализация неформальности: Исследование сетевого этикета выявило, как в молодежной среде стихийно вырабатываются и закрепляются собственные правила вежливости, регуляции конфликтов и саморепрезентации (например, использование смайликов для смягчения тона, правила флейма). Это демонстрирует, что подростки в цифровой среде не просто разрушают нормы, а активно конструируют альтернативные нормативные системы, что является важнейшим этапом в развитии их социального и языкового сознания. О. В. Лутовинова в своих работах напрямую связывает эти речевые практики с глубинными структурами сознания [8]. Её исследования молодёжного интернет-дискурса позволяют сделать следующие выводы:

Язык как конституирующая сила виртуальной личности: Лутовинова доказывает, что в условиях онлайн-взаимодействия, особенно для подростков, язык становится главным, а зачастую и единственным способом создания и предъявления своей идентичности. Виртуальное «Я» конструируется через выбор никнейма, стиля общения, сленга. Это означает, что речевое развитие в интернете для подростка есть по сути развитие инструментов самопрезентации и социального позиционирования.

Специфика молодежного дискурса: автор рассматривает молодёжный интернет-дискурс не как упрощённый вариант «взрослого», а как автономную семиотическую систему со своими ценностями (креативность, скорость, ирония), жанрами (пост, сторис, мем) и героями. Именно здесь тестируются и получают распространение большинство лексических и прагматических инноваций, которые позже Кронгауз фиксирует как общеязыковые тренды. Таким образом, Лутовинова показывает механизм влияния: от речевого творчества подростков в конкретных цифровых нишах — к изменению более широких языковых практик. Таким образом, классические работы 2000-х – начала 2010-х годов заложили прочный теоретический фундамент, сформировав категориальный аппарат и обозначив ключевые векторы изучения интернет-дискурса и его влияния на язык и речевое поведение. Однако стремительная эволюция цифровых технологий и связанных с ними социальных практик обусловила появление новых исследовательских фокусов, отражающих реалии медиасреды 2010- 2020 гг.

Современные исследования характеризуются сдвигом от анализа относительно статичных текстовых форм к изучению динамичных, визуально-вербальных и алгоритмически опосредованных коммуникативных экосистем. Акцент смещается на следующие аспекты: Доминирование визуально-вербального поликода: Новейшие работы (например, Д. В. Козлова, Е. Л. Черняк) анализируют не просто смешение текста и изображения, а возникновение принципиально новых семиотических гибридов, где мем, эмодзи, гифка или стикер становятся не иллюстрацией, а ядерным элементом высказывания, несущим основную прагматическую и смысловую нагрузку. Это требует от подростков формирования принципиально иной визуальной грамотности и навыков «чтения» поликодовых текстов.

Прагматика платформенной зависимости: Современный интернет-дискурс всё чаще изучается не как единое целое, а как совокупность платформенно-специфичных дискурсов (дискурс TikTok, дискурс Telegram, дискурс игрового стрима на Twitch). Исследования В.И. Карасик, С.В. Ивановой показывают, что архитектура и интерфейс платформы (ограничение на длину сообщения, алгоритмы рекомендаций, преобладание видео) напрямую детерминируют речевые стратегии, жанровый репертуар и даже эмоциональный режим общения, формируя у пользователей специфичную «платформенную» речь.

Алгоритмическая социализация речи: Новейший тренд связан с изучением влияния алгоритмов рекомендательных систем (в соцсетях, видео-хостингах) и чат-ботов на речевое поведение. Работы М. Ю. Сидоровой, Е. В. Грязновой указывают на то, что речь подростков всё чаще формируется в диалоге не только с другими пользователями, но и с искусственными агентами, что может вести к усвоению клишированных, упрощённых или эмоционально-манипулятивных моделей общения, транслируемых алгоритмами для удержания внимания.

Микрожанры и коммуникативные режимы: Исследователи фиксируют взрывное рождение и быструю смену коммуникативных микрожанров, актуальных именно для молодёжи: сторис, короткие видео-реакции (TikTok Duet), аудиосообщения в мессенджерах, общение в голосовых чатах (Discord). Каждый из этих жанров формирует свой набор конвенций, свою хронотопику и требования к речевой компрессии, спонтанности и перформативности. Таким образом, активная интернет-коммуникация выступает для подростков не пассивным фоном, а ключевым фактором речевого развития в условиях современного мира. Она индуцирует становление принципиально новой поликодовой, платформенно-зависимой и алгоритмически-чувствительной коммуникативной компетенции, где владение сетевым жаргоном, визуально-вербальными гибридами и прагматикой конкретных цифровых жанров становится важнее следования каноническим нормам языка. В результате речь и коммуникация подростков приобретает черты гибкой семиотической системы, ориентированной на перформативность, мгновенную социальную позиционность и непрерывную адаптацию к меняющимся правилам цифровых экосистем, что знаменует глубинный сдвиг в отношениях между языком, мышлением и социальной реальностью.

Литература

  1. Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: дисс. … док. филол. наук: специальность 100219 (Теория языка) / Ахренова Наталия Александровна. – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2009. – 446 с.
  2. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2002. – № 1. – С. 55-67.
  3. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дисс. … канд. филол. наук: специальность 100220 (Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание / Галичкина Елена Николаевна. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2001. – 199 с.
  4. Горошко Е.И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные параметры // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия 13. Филология. Социальные коммуникации. – 2013. – Т. 26 (65), № 1. – С. 172-181.
  5. Грязнова Е.В. Чат-бот как новый субъект коммуникации: прагмалингвистический аспект // Научный диалог. – 2021. – Т. 10, № 6. – С. 153-170.
  6. Иванова С.В. Дискурс социальной сети TikTok: лингвистический аспект / С. В. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2021. – № 3. – С. 92–101.
  7. Карасик В.И. Цифровой дискурс: признаки и разновидности // Политическая лингвистика. – 2020. – № 6 (84). – С. 39-48.
  8. Козлов Д.В. Цифровая культура и язык: поликодовость в новых медиа // Коммуникативные исследования. – 2020. – Т. 7, № 4. – С. 878-897.
  9. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Языки славянских культур, 2008. – 232 с.
  10. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дисс. … док. филол. наук: специальность 100219 (Теория языка) / Лутовинова Ольга Витальевна. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2009. – 459 с.
  11. Сидорова М.Ю. Речевое воздействие в эпоху [[алгоритм]ов: к постановке проблемы // Вопросы психолингвистики. – 2022. – № 2 (52). – С. 152-165.
  12. Сорокина М.В. Интернет-общение как особая среда коммуникации // Филологический аспект. – 2018. – № 11 (43). – С. 22-27.
  13. Черняк Е.Л. Мем как единица современной интернет-коммуникации: лингвокультурологический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, Вып. 2. – С. 572-577.--Демина Виктория (обсуждение) 21:07, 23 декабря 2025 (MSK)