Программированное обучение: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Patarakin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 2: | Строка 2: | ||
|Description=Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. | |Description=Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. | ||
— обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся. | — обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся. | ||
* http://digida.mgpu.ru/images/thumb/3/35/Artbreeder-image_skinner.png/120px-Artbreeder-image_skinner.png | |||
|Field_of_knowledge=Педагогика, Образование | |Field_of_knowledge=Педагогика, Образование | ||
|Inventor=Скиннер | |Inventor=Скиннер | ||
|Clarifying_video=https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo | |Clarifying_video=https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo | ||
|similar_concepts=Педагогический дизайн, Таксономия Блума | |||
}} | }} | ||
https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo | https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo | ||
{{#widget:YouTube|id=jTH3ob1IRFo|start=2}} | {{#widget:YouTube|id=jTH3ob1IRFo|start=2}} | ||
Концепция программируемого обучения, разработанная Б. Скиннером в середине 50-х годов двадцатого века, ознаменовала еще более глубокое проникновение технических устройств в педагогическую деятельность. Учитель постепенно вытесняется машинами из сферы контроля. Как заявил [[Скиннер]] еще 60 лет тому назад: <br/> | |||
«''в качестве механизма подкрепления преподаватель уже отжил свой век. Конечно, у преподавателя есть более важные функции, чем говорить правильно или неправильно.... Если успехи, сделанные нами недавно в управлении поведением, помогут ребенку по-настоящему научиться читать, писать, и выполнять арифметические действия, то учитель сможет вместо выполнения роли дешевой машины начать действовать путем интеллектуального, культурного, эмоционального контактов, которые более соответствуют его статусу человека''» . | |||
=== Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера) === | === Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера) === | ||
| Строка 22: | Строка 27: | ||
Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. | Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. | ||
См. - [[обучающая машина]]. | См. - [[обучающая машина]]. | ||
---- | ---- | ||
* Skinner B.F. Teaching Machines From the experimental study of learning come devices which arrange optimal conditions for self-instruction. // Science. 1958. Vol. 128, № 3330. P. 969–977. | * Skinner B.F. Teaching Machines From the experimental study of learning come devices which arrange optimal conditions for self-instruction. // Science. 1958. Vol. 128, № 3330. P. 969–977. | ||
* Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p. | * Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p. | ||
== Диаграмма == | |||
<uml> | |||
@startuml | |||
skinparam classAttributeIconSize 0 | |||
class Behavior { | |||
-type | |||
-frequency | |||
} | |||
class Consequence { | |||
-type (Reinforcer or Punisher) | |||
-schedule | |||
} | |||
class Environment { | |||
-antecedents | |||
-stimuli | |||
} | |||
Behavior ..> Consequence | |||
Consequence ..> Behavior | |||
Environment ..> Behavior | |||
note "Behaviors are shaped and\nmaintained by their consequences\n(reinforcement or punishment)" as N1 | |||
note "Environmental stimuli and\nantecedents influence behaviors" as N2 | |||
N1 .. Consequence | |||
N2 .. Environment | |||
@enduml | |||
</uml> | |||
Текущая версия от 21:57, 18 мая 2024
| Описание | Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г.
— обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся. |
|---|---|
| Область знаний | Педагогика, Образование |
| Авторы | Скиннер |
| Поясняющее видео | https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo |
| Близкие понятия | Педагогический дизайн, Таксономия Блума |
| Среды и средства для освоения понятия |
https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo
Концепция программируемого обучения, разработанная Б. Скиннером в середине 50-х годов двадцатого века, ознаменовала еще более глубокое проникновение технических устройств в педагогическую деятельность. Учитель постепенно вытесняется машинами из сферы контроля. Как заявил Скиннер еще 60 лет тому назад:
«в качестве механизма подкрепления преподаватель уже отжил свой век. Конечно, у преподавателя есть более важные функции, чем говорить правильно или неправильно.... Если успехи, сделанные нами недавно в управлении поведением, помогут ребенку по-настоящему научиться читать, писать, и выполнять арифметические действия, то учитель сможет вместо выполнения роли дешевой машины начать действовать путем интеллектуального, культурного, эмоционального контактов, которые более соответствуют его статусу человека» .
Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера)
Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:
- малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;
- низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %.
- открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов».
- немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
- индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
- дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
- единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. См. - обучающая машина.
- Skinner B.F. Teaching Machines From the experimental study of learning come devices which arrange optimal conditions for self-instruction. // Science. 1958. Vol. 128, № 3330. P. 969–977.
- Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p.
Диаграмма

