Программированное обучение: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
|Description=Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г.  
|Description=Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г.  
— обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся.
— обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся.
* http://digida.mgpu.ru/images/thumb/3/35/Artbreeder-image_skinner.png/120px-Artbreeder-image_skinner.png
|Field_of_knowledge=Педагогика, Образование
|Field_of_knowledge=Педагогика, Образование
|Inventor=Скиннер
|Inventor=Скиннер
|Clarifying_video=https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo
|Clarifying_video=https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo
|similar_concepts=Педагогический дизайн, Таксономия Блума
}}
}}
https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo
https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo


{{#widget:YouTube|id=jTH3ob1IRFo|start=2}}
{{#widget:YouTube|id=jTH3ob1IRFo|start=2}}
Концепция программируемого обучения, разработанная Б. Скиннером в середине 50-х годов двадцатого века, ознаменовала еще более глубокое проникновение технических устройств в педагогическую деятельность. Учитель постепенно вытесняется машинами из сферы контроля. Как заявил [[Скиннер]] еще 60 лет тому назад: <br/>
«''в качестве механизма подкрепления преподаватель уже отжил свой век. Конечно, у преподавателя есть более важные функции, чем говорить правильно или неправильно.... Если успехи, сделанные нами недавно в управлении поведением, помогут ребенку по-настоящему научиться читать, писать, и выполнять арифметические действия, то учитель сможет вместо выполнения роли дешевой машины начать действовать путем интеллектуального, культурного, эмоционального контактов, которые более соответствуют его статусу человека''» .


=== Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера) ===
=== Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера) ===
Строка 22: Строка 27:
Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
См. - [[обучающая машина]].
См. - [[обучающая машина]].
Принципы концепции программируемого обучения:
# принцип малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;
# принцип низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %.
# принцип открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов».
# принцип немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
# принцип индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
# принцип дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
# принцип единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
----
----
* Skinner B.F. Teaching Machines From the experimental study of learning come devices which arrange optimal conditions for self-instruction. // Science. 1958. Vol. 128, № 3330. P. 969–977.
* Skinner B.F. Teaching Machines From the experimental study of learning come devices which arrange optimal conditions for self-instruction. // Science. 1958. Vol. 128, № 3330. P. 969–977.
* Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p.
* Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p.
== Диаграмма ==
<uml>
@startuml
skinparam classAttributeIconSize 0
class Behavior {
  -type
  -frequency
}
class Consequence {
  -type (Reinforcer or Punisher)
  -schedule
}
class Environment {
  -antecedents
  -stimuli
}
Behavior ..> Consequence
Consequence ..> Behavior
Environment ..> Behavior
note "Behaviors are shaped and\nmaintained by their consequences\n(reinforcement or punishment)" as N1
note "Environmental stimuli and\nantecedents influence behaviors" as N2
N1 .. Consequence
N2 .. Environment
@enduml
</uml>

Текущая версия от 21:57, 18 мая 2024


Описание Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г.

— обучение по специально разработанной обучающей программе, которое представляет собой определенную последовательность конкретных задач, путем которых выполняется и контролируется деятельность педагога и учащихся.

  • 120px-Artbreeder-image_skinner.png
Область знаний Педагогика, Образование
Авторы Скиннер
Поясняющее видео https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo
Близкие понятия Педагогический дизайн, Таксономия Блума
Среды и средства для освоения понятия

https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo

Концепция программируемого обучения, разработанная Б. Скиннером в середине 50-х годов двадцатого века, ознаменовала еще более глубокое проникновение технических устройств в педагогическую деятельность. Учитель постепенно вытесняется машинами из сферы контроля. Как заявил Скиннер еще 60 лет тому назад:
«в качестве механизма подкрепления преподаватель уже отжил свой век. Конечно, у преподавателя есть более важные функции, чем говорить правильно или неправильно.... Если успехи, сделанные нами недавно в управлении поведением, помогут ребенку по-настоящему научиться читать, писать, и выполнять арифметические действия, то учитель сможет вместо выполнения роли дешевой машины начать действовать путем интеллектуального, культурного, эмоционального контактов, которые более соответствуют его статусу человека» .

Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера)

Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:

  • малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;
  • низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %.
  • открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов».
  • немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
  • индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
  • дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
  • единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.

Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. См. - обучающая машина.


  • Skinner B.F. Teaching Machines From the experimental study of learning come devices which arrange optimal conditions for self-instruction. // Science. 1958. Vol. 128, № 3330. P. 969–977.
  • Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p.

Диаграмма