Образ Петра I как Антихриста в старообрядческой среде

Материал из Поле цифровой дидактики

Старообрядчество – спектр религиозных течений, возникших в XVII-ом веке в результате церковных реформ Никона и последующего раскола РПЦ. Важной частью их картины мира и эсхатологии , является комплекс представлений об Антихристе . Эти идеи сильно влияли на социальную и политическую жизнь старообрядцев.
Миф о Петре Первом как Антихристе являлся одной из основ старообрядческого восприятия государственной власти, реформ и личности самого царя.

История о патриархе Никоне, XIX в. РНБ Q.I.1435, л. 71

Исторический контекст: Раскол и Реформы

Апокалипсис толковый XIX в. РГБ. Ф.98 №670

Раскол Русской православной церкви

Реформы Петра Великого

В этом контексте нужно рассмотреть одну из самых спорных реформ Петра – церковную. Она воспринималась многими людьми того времени как вероломный захват церковного управления Петром в свои руки, что так же указывало на его инфернальную природу, так как не мог настоящий православный государь упразднить всю церковную структуру. Уже в 1710 г. при упразднении патриаршества анонимный автор рукописного сочинения, направленного против беспоповцев, назвал Петра «зверем двоеглавым» , потому что тот стал главой и государства, и церкви. А.В. Карташев указывает что в пяти томах отзывов епархиальных архиереев, написанных ими в ответ на запрос К. П. Победоносцева в 1905 отношение к данной реформе оставалось у церковных деятелей отрицательным. Синод считали неканоничным и еретичным даже в начале 20-ого века.

Личность, нравы и привычки Петра

Вот что например в те времена говорил о внешнем облике Петра Керженский проповедник Козьма Андреев «В самой плоти его, на лице, и на челе, и на всех удех его, даже до ногу его, образ и начертание мерзости запустения, латынства, якож брадобритие богомерзкое, и чело оголение, и покровение на главе, по обычаю поганых немцев и люторцов, и прочая вся одежда его латынская, паче же бесовская. Еже есть сатана и преисподней бес сиречь дух лукавый, латынский и римский». В 1712 г. нижегородский иконописец Иван Андреев говорил, что «царь в посты ест мясо и женит христиан, и нарядил людей бесом, поделал немецкое платье и епанчи жидовские».
В Таре в 1722 году говорили: «про его де императорское величество говорили, что он неблагочестие держит, бороды бреет, он де сам Антихрист».

ДДля старообрядцев западноевропейская «наружность» была связана с теорией о «трех отступлениях», в каждом из которых «латынство» (римский католицизм) одержало победу над православием. Брадобритие и немецкая одежда являлись символами западного (антихристового) влияния после наступления «последнего времени» в 1666 г.
В народе тогда шли толки о том, что во время приезда в столицу царь, вопреки древнему обычаю, чудодейственным иконам не поклонялся, к гробам предков не припал (старообрядцы объясняли, что сила Господа не допустила бы окаянного до святого места), а отправился прямиком в Немецкую слободу, организуя там оргиастические празднества.

Богословско-Апокалиптическое Обоснование

Историография

Важными в данном контексте являются работы, изучающими историю религиозного раскола и старообрядчества:
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века М.: Церковь, 1995. 526 с.
Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем старообрядства. – 3-е изд. –СПб.- тип. Королева и К°, 1889. – 368с.
Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб.: Типогр. М. Меркушева, 1909. 363+168 c.
Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. — СПб. : тип. Гл. упр. уделов, 1895. — 276, 34, IV с.
Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII–XIX в.) . — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. – 336 c.
Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск: Наука, 1988. 188 с.


Другой важный корпус историографии связан с изучением преследования раскольников и бунтовщиков государственной властью:
Голикова Н. В. Политические процессы при Петре I. По материалам Преображенского приказа. М.: Изд-во МГУ, 1957. 337 c.
Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел Канцелярии. Т. I. СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861. 655 c.
Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел Канцелярии. Т. II. СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1863. 274 c.
Семевский М. И. Слово и дело! 1700–1725. 3-е изд. СПб.: «Русская старина», 1885. 344 с.


Исследования народных представлений о власти:
Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ, 2019. - 312с.
Эрнест Зицер. Царство Преображения. Священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого. / Авторизованный перевод с англ. Д. Хитровой и К. Осповата,— М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 240 с.
Ингерфлом, К. Аз есмь царь. История самозванства в России / Клаудио Ингерфлом; пер. с франц. Павла Каштанова. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 448 с.
Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М.: Наука, 2000. 294 с.
Успенский Б.А., Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление) – М.: Языки русской культуры, 1998. – 676 с.
Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1996. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 338-380
Шмурло Е.Ф. Петр Великий в оценке современников и потомства : Вып. 1- СПБ.- Сенатская типография, 1912. – 344с.
Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Реснянский С. И., Сильвестр (Лукашенко). Идеология Петра I : историческая развилка и выбор модели развития государства / отв. ред. В. И. Василенко. — Ярославль, 2022. — 216 с.


Работы, связанные с историей РПЦ:
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. в 2-х т. – М.: Терра, 1992. - Т.1. — 569 с.
Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем старообрядства. – 3-е изд. –СПб.- тип. Королева и К°, 1889. – 368с.


Статьи по теме: Багдасарян Вартан Эрнестович, Реснянский Сергей Иванович Эсхатология русского религиозного раскола // Вестник РУДН. История России. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eshatologiya-russkogo-religioznogo-raskola
Бородкин А. В. Персонификация антихриста в русском расколе // Ярославский педагогический вестник. 1999. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personifikatsiya-antihrista-v-russkom-raskole
Конанова Е. И. Петр i в массовом сознании народа России XVIII в // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/petr-i-v-massovom-soznanii-naroda-rossii-xviii-v
Ляпкова А. А. Политика в отношении раскольников России XVIII В. (на основе правовых актов, опубликованных в полном собрании законов Российской империи) // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 325. — С. 75—78.
Перри Морин. Русская народная эсхатология и легенда о Петре i - Антихристе // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-narodnaya-eshatologiya-i-legenda-o-petre-i-antihriste
Прилуцкий Александр Михайлович "политический антихрист": семиотика мифологемы и образа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-antihrist-semiotika-mifologemy-i-obraza
Романова Наталья Ивановна Эсхатологические представления старообрядцев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eshatologicheskie-predstavleniya-staroobryadtsev

Источники

Актовый материал

Законодательные источники

Важнейшими законодательными актами по данному вопросу являются «Двенадцать статей» царевны Софьи и указ 1716 года о взимании со всех старообрядцев государственных податей в двойном размере. Оба памятника можно найти в ПСЗРИ.
"Двенадцать статей" устанавливали довольно жесткие наказания для раскольников, вплоть до смертной казни. При Петре I хотя «двенадцать статей» не были первоначально отменены, их правоприменение фактически прекращалось. Указ 1716-ого года же, напротив, предполагал более терпимое отношение к старообрядцам. Они должны были встать на учет и платить двойные подати. При этом им разрешалось жить в городах и в принципе вести нормальную жизнь. Последующими указами (1718, 1719, 1723 и 1724) были введены дополнительные сборы. В указе Синода 1722 года предписывалось создание ведомостей о раскольниках по всем епархиям с указанием имён, чинов, размера двойного оклада и данных о его сборе.

Данные источники дают парадоксальную картину: несмотря на то, что Петр был намного более терпим к старообрядцам, чем, например, Софья Алексеевна, ярлык Антихриста закрепился именно за ним.

Делопроизводственные материалы

Следственные дела - важнейший источник для изучения представлений старообрядцев о государственной власти. Эти материалы содержат не только прямые показания допрашиваемых, но и вещественные доказательства — личные записи и тетради, в которых зафиксирована их идеология.
Некоторые дела уже довольно подробно изучены. Например, это дела Григория Талицкого и Самуила Выморокова. Их дела позволяют узнать многие подробности биографии и реконструировать их мировоззрение и представления как о государственной власти, так и о личности самого Петра. По этим документам можно узнать как раскольники формировали свои взгляды, какие книги они читали, какие события производили на них особенное впечатление.

Религиозные нарративные источники

Во многих из религиозных источников были многочисленные указания на приход Антихриста, которые разнились от автора к автору. Например, информация по этой теме была в Библии, «Деяниях» Кесаря Барония, житиях святых из Четьих-Миней, сочинения Отцов церкви (Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст и т.д.), поучениях Ефрема Сирина и Кирилловой книге. В частности, Кириллова книга очень часто использовалась старообрядцами для обоснования прихода Антихриста. Сделать вывод о том, что Петр - Антихрист, можно было по многим весьма туманным предсказаниям из подобных книг.

Дополнительные ресурсы

Источники по теме
Вехи жизни Петра
Тест по эпохе Петра Первого(Северной войне)