Фрагментарное изучение лирики А.А. Блока в средней школе на уроках литературы

Материал из Поле цифровой дидактики



Краткое содержание Данная работа посвящена актуализации творчества А.А. Блока (в частности лирики) при его изучении в средней школе
Авторы, о которых сделана работа Александр Александрович Блок
Конкретное произведение, о котором речь "Трилогия вочеловечения"
Год написания произведения 1898-1916«1898-1916» содержит последовательность символов, не поддающуюся интерпретации в соответствии с имеющейся матрицей компонентов дат.

Автор Догадов Максим

Проблемы и перспективы изучения лирики в школьном литературном образовании

Эксперты в педагогике и литературоведении, такие как З.Я. Рез, В.Г. Маранцман и О.Ю. Богданова, согласны, что осмысление лирических произведений является важным этапом читательского опыта и эмоционального развития учащихся. [1] Лирика требует от читателя глубокого понимания авторских настроений и смыслов. Однако школьники часто проявляют недостаточный интерес к лирическим текстам, их восприятие ограничено, а навыки работы с литературно-теоретическими концепциями нуждаются в улучшении. Несмотря на это изучение лирики важно для формирования эмоциональной и духовной сферы обучающихся.

Для достижения успешных результатов необходимо владеть литературоведческими понятиями и уметь формулировать свою точку зрения. Основные принципы работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся должны быть связаны с анализом художественных произведений и развитием духовной личности.

В отличие от эпических и драматических жанров, где авторская мысль часто скрыта, в лирике личность автора выходит на передний план. Однако недостаток эмоционального опыта у школьников может приводить к непониманию замысла автора, его идей и чувств лирического героя.

Это создает трудности для педагогов, требуя от них значительных усилий и гибкости для превращения изучения лирики в эффективный процесс. Тем более поэзия А. Блока должна быть не только проанализирована, ей необходима интерпретация, так как ее содержание наполнено многосложными образами и символами, разглядев которые обучающиеся смогут сформироваться как более глубокие читатели, в чем и заключается одна из основных задач современного литературного образования. Презентация, в которой можно рассмотреть некоторые мотивы лирики А.Блока.

Сокращение времени на изучение творчества А. Блока: проблемы и последствия в школьном образовании

Проблему, заявленную в этой статье далее нужно освещать с той же методической точки зрения. Однако хочется отметить, что элементарно на изучение творчества А. Блока в школе с каждым годом неизменно отводится все меньше и меньше времени. И эта проблема, на мой взгляд, является первостепенной. С 2023 года в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации школьники учатся по единым федеральным образовательным программам (ФООП). Они касаются каждого уровня общего образования: начального, основного и среднего. ФООП гарантируют единое содержание школьной программы по всей стране и базовый уровень знаний для всех учеников независимо от местоположения или типа школы.

В пятом классе ученики знакомятся с творчеством А.А. Блока через призму его поэзии о Родине, наряду с произведениями других поэтов. На страницах последнего издания учебника расположились краткая биография и 3 стихотворения, в том числе "Погружался я в море клевера...", которое подготавливает обучающегося к знакомству с индивидуальным стилем автора. Выбор данного произведения составителями учебника безусловно оправдан. В дальнейшем, они вновь встречаются с этим автором только в восьмом классе, где программа учебника (на его основе формируется количество отведенных на того или иного автора учебных часов) предписывает изучение краткого рассказа о биографии Блока и его стихотворения "Россия", а также цикла "На поле Куликовом". Однако, ознакомившись с программой на 2024-2025 учебный год и рекомендуемым планированием, ни одного из этих произведений мной обнаружено не было. Ясно, что учитель имеет возможность корректировать учебный план ввиду индивидуальных особенностей класса или требующей этого методики преподавания, однако и на страницах новых учебников стихотворения из цикла "На поле Куликовом" отсутствуют. Прежде обучающиеся готовились к чтению наизусть. Теперь же они смогут либо отправиться в библиотеку, либо в основной своей массе ввиду разных обстоятельств прибегнут к использованию мобильного телефона. Современные образовательные технологии не подразумевают использование электронных гаджетов для такого вида работы.

Более глубокое изучение его творчества происходит лишь в старшей школе. Но уверен, если бы автор учебника остался тем же, изучение творчества А. Блока продолжало бы носить фрагментарный и обрывочный характер. Зачастую цельного представления об этом авторе и его творчестве обучающиеся не имеют. Достичь его наличия можно отведением достаточного количества учебных часов на изучение творчества данного автора, обращаясь к нему в течение всей основной школы, постепенно повышая сложность содержания стихотворений, упоминая исторический контекст. Ведь стихотворение "Погружался я в море клевера..." является отличным началом, но, к сожалению, такого же продолжения не последовало.

Таким образом, в новейших программах за весь курс обучения Коровина В. Я. обращается к творчеству А. Блока трижды, остальные составители - дважды. Такое явление в методике преподавания литературе, близкое к игнорированию, несёт исключительно негативный характер, ведь творчество А. Блока – культурный синтез, отражение вечных проблем человека, связь прошлого, настоящего и будущего и изучать его образ и творчество необходимо тщательнее.

облако слов Блок, составленное из ранних стихотворений

Значение лирики в обучении

Изучение лирических текстов способствует преодолению детской наивности в восприятии и осмыслении собственного "я" и окружающего мира, а также развивает у школьников умение к самоанализу и погружению в сложные аспекты человеческой психики. Лирика, как жанр литературы, идеально подходит для развития этих ключевых навыков у читателей. Основная сложность в работе с лирическими произведениями заключается в ограниченном словарном запасе учащихся для выражения эмоций и настроений. В этом случае "Словарь настроений", разработанный Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, может стать незаменимым инструментом. Он позволяет ученикам не только осознать свои эмоциональные реакции на лирические тексты, но и научиться их выражать словами. Анализ пейзажной лирики представляет особые трудности для молодых читателей, поскольку требует от них воссоздания воображаемых природных пейзажей. Учителям следует помогать обучающимся накапливать и расширять свой опыт восприятия мира через различные сенсорные впечатления. Это может быть достигнуто как через прямое знакомство с природой во время прогулок и экскурсий, так и через анализ работ из других видов искусства, таких как живопись и музыка, на соответствующих уроках. Такой подход помогает учащимся стать более внимательными наблюдателями и, соответственно, более осмысленными читателями.

Предлагаю обратиться к творчеству поэта с помощью специального телеграм-бота. Также вы можете пройти тест по его биографии

Список использованных источников

Методика преподавания литературы. Под редакцией О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана (2 том, с. 25-45)

МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.Габриэлла Топор