Студенты Петрограда во время Февральской революции 1917 г.: по материалам дневников

Материал из Поле цифровой дидактики
Описание работы В статье анализируется репрезентация в дневниках участия студентов Петрограда в Февральской революции.
Год начала и завершение 1917 / 1917
Участники события студенты


Кустодиев Б. 27 февраля 1917 года (1917)

АвторМельников Дмитрий Алексеевич. Вас приветствует цифровой аватар!

Февральская революция 1917 года явилась переломным моментом в истории России, и роль студенчества в этих событиях остается одной из наиболее интересующих историков проблем. Корпус текстов проекта «Прожито», представляющий собой собрание дневниковых записей, позволяет получить детальное представление о повседневном восприятии революции студентами непосредственными участниками и свидетелями этих событий [1].

Источниковая база исследования

Облако слов по дневникам
Облако слов по дневнику курсисток за 28 февраля

Исследование основано на анализе дневников корпуса «Прожито», записи в которых были сделаны во время Февральской революции (с 24 февраля по 3 марта 1917 года по старому стилю; далее все даты указаны по старому стилю) [2]. Дневниковые записи созданы в Петрограде — столице Российской империи в тот период — принадлежат различным лицам: преподавателям, дипломатам, представителям интеллигенции,обывателям — это позволяет сделать анализ более объективным, а полученные в выводах данные — достовернее. Тем не менее нельзя забывать, что материалы личного происхождения (а к таковым относятся дневники) являются субъективными источниками, что непременно повлияет на репрезентацию выводов.

Лишь некоторые дневники корпуса «Прожито» написаны учащимся, к тому же они анонимные авторы. Т.е. анализ жизни и деятельности студентов выполнен в основном через внешний взгляд на них, что тоже влияет на интерпретацию выводов. Тем не менее для изучения представляют особый интерес материалы анонимных авторов, предположительно, курсисток Бестужевских курсов, которые оставили записи о дне, когда к Временному комитету Государственной думы перешла власть. Рассматривая записи в целом, стоит отметить, что бóльшая часть дневников-источников относятся к последним дням революции.

Особый интерес в силу известности личностей или важности их представляют материалы дневников Гиппиус Зинаиды Николаевны (1869–1945), Ломоносова Юрия Владимировича (1876–1952), Палеолога Мориса Жоржа (1859–1944). Зинаида Гиппиус – известная русская поэтесса и писательница Серебряного века, эмигрантка; Юрий Ломоносов – русский инженер-железнодорожник, эмигрант, социал-демократ, который состоял в Боевой технической группе при ЦК РСДРП и который вместе со студентами обеспечил остановку поезда Николая II на Дне, и Морис Палеолог – французский дипломат и посол в России во время Февральской революции, один из авторов подготовки интервенции в Советскую Россию.

В дневниковых записях раскрываются разные аспекты деятельности студентов в период Февральской революции.

Качественный анализ деятельности студенчества

Участие в манифестациях и демонстрациях и политическая ориентация

Жертва революции

Участие петроградских студентов в манифестациях в Февральской революции носило массовых характер с первых дней этих событий – это явно прослеживается в дневниковых записях. Тем не менее культурная жизнь столицы не останавливалась, пока на улицах разворачивались кровавые события: «Но Невский оцеплен. Появились "старые" казаки <...>, хлеща женщин и студентов. (Это я видела также и здесь, на Сергиевской, своими глазами). <...> Вот те, страшные, наполняющие сегодня театры битком <...>. В это же самое время (знаю от очевидца) шальная пуля застигла студента, покупавшего билет у барышника. Историческая картина! Все школы, гимназии, курсы — закрыты. <...> Студент живот свой положил ради "искусства"…»[3]

Революция проникла и в высшие учебные заведения: «Студенты и обыватели спокойно расхаживают по улицам, поют революционные песни и выкрикивают руководящие лозунги.<...> После сходки в Ин-те студенты собрались у подъезда. Пропели вечную память. Вдруг откуда-то явился пристав. Я увидал его стоящим у стены Ин-та, прижатым со всех сторон студентами. Студенты вступают с ним разговор и объявляют ему, что назначено новое правительство». [4]

Студенты полностью поддерживали происходящее: «Студенты, курсистки, интеллигенция — все присоединились к пролетариату, и в гуле всех голосов различишь только одно: да здравствует свобода, жизнь, правда и счастье… ура!» [5]

Тем не менее некоторые студенты, сочувствующие социалистическим идеям, выступали за более радикальные перемены: «Но когда мы выходим на набережную, нас узнает группа студентов, которые нас приветствуют и провожают нас. <...> К крикам "Да здравствует Франция", "Да здравствует Англия" неприятно примешиваются крики: "Да здравствует Интернационал", "Да здравствует мир"». [6]

Один из свидетелей революции, бывший студент, негативно относится к учащимся, которые распространяют социалистические идеи: «В 10 ч. наша кухарка принесла прокламацию <...> "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" <...> Мне вспомнились университетские времена и какие-то демагоги из братушек, которых я видел ораторствующими в знаменитом коридоре среди кучек студентов... Я чувствовал всегда к таким смутьянам полное отвращение»[13].

Карикатура про Эльзас и Лотарингию

Характерно также упоминание дискуссий в среде студенчества относительно дальнейшего развития событий: «Студент в повышенном тоне говорит, что социал-демократия не выражает народ. По сходке в университете видно, что манифест социал-демократов, опубликованный на одном листке с приказами Родзянки, произвел эту смуту: как будто два правительства: социал-демократов и думско-временное. Спор начинается так. Студент-пораженец беседует с «товарищами» солдатами (рябой) и говорит ему: в Германии начнется то же самое, две страны… сговорятся… где-то рыжий, пухлый, темпераментный, розовый, в шарфе горячо об Эльзас-Лотарингии, а на что нам Константинополь…»[14].

Таким образом, дневниковые записи демонстрируют неоднородность политического сознания студенчества.

Санитарная и благотворительная деятельность

Похоронная процессия на Марсовом поле

Немаловажное место в активности студенчества занимала благотворительная и медицинская помощь. Курсистки организовывали санитарные дружины для помощи раненым и больным: «Утром пошла по обыкновению на курсы, там сразу но случайно попала на сходку. Выяснялось положение дел. Вдруг получается заявление, что необходима санитарная помощь восставшим, т. к. среди них много раненых и больных, и университет зовет всех курсисток на помощь, чтобы организовать санитарные дружины и тем подать посильную помощь»[15].

Студенты Технологического института участвовали в организации благотворительности для революционных вооруженных сил: «Другой технолог на окне своего института вывешивает плакат, призывающий публику пожертвовать на нужды солдат и "борцов за свободу". Через ½ часа против института уже стоят длинные столы, на которых лежат соленые огурцы, хлеб и колбаса, а солдаты подходят и подкрепляют себя закуской. Приезжает несколько автомобилей с пулеметами из Петергофа. За ними следует рота солдат и экипаж крейсера "Аврора". Студенты предупреждают солдат, что около Сенной площади откуда-то стреляют весьма упорно городовые»[16].

Медицинская и благотворительная деятельность стала для студентов одной из основной после начала Первой мировой войны. Поэтому и в дни революционных событий студенчество не могло изменить себе.

Организационно-административные функции

Институт инженеров путей сообщения

Первые дни революции явились для студенчества периодом активного участия в организационно-административной деятельности. Молодые люди с высшим образованием выступали в качестве связных, помощников и координаторов революционных действий. Так, один из дневниковых источников свидетельствует о мобилизации студентов Института путей сообщения: «Около половины десятого ко мне явилась депутация от моих слушателей из Института путей сообщения. Они сообщили, что институт занят пехотным полком, пришедшим из Петергофа. Я их моментально использовал. Они позвонили товарищам и к середине дня в моем распоряжении было уже около двадцати расторопных студентов-путейцев. Каждому дежурному было дано на побегушки по четыре студента, а остальные оставались в моем распоряжении. Но и этого штаба оказалось недостаточно. Дежурные сбились с ног. Пришлось каждому из них дать по помощнику. Что касается автомобилей, то с Николаевской ж. д. удалось получить два, от Электрического общества 1886 г. — один»[7].

Характерной формой студенческой деятельности была информационная работа. Студенты выступали в роли распространителей новостей, агитаторов и пропагандистов. Один из авторов дневников отмечает: «Прибежал какой-то студент, громко заявил, что он из думы и привез свежие новости. Студенты и курсистки тесной толпой окружили его. Радостное известие было покрыто громкими криками "Ура" и "Да здравствует Демократическая республика"»[8]. Подобные примеры иллюстрируют доверие, которым пользовались студенты среди народных масс.

Итак, студенты также стали и теми, кто не допустил "антиреволюцонный поезд" с Николаем II в Петроград: не допустил использовали железных дорог во вред Родине. Это отмечено в А. А. Бубликовым в циркулярной депеше:

"Ныне, покидая роль их главы и возвращаясь вновь рядовым железнодорожным работником к родному делу, я не могу, однако, не отметить — смело скажу, для истории — имена тех лиц, которые помогали непосредственно за эти дни бешеной работе. <...> эти глаза и уши Временного правительства в эти дни, энергичная компания студентов-путейцев, несшая всю службу связи. [7 там же].

Военно-боевая деятельность

Студенчество активно участвовало в вооружённых действиях против сторонников старого режима. В записях отмечается, что студенты участвовали в штурме опорных пунктов: «По городу еще шла стрельба. Кое-где с чердаков стреляли и из пулеметов. Группы солдат, рабочих и студентов брали приступом эти чердак»[9].

Масштабы вооруженного студенческого контингента были довольно значительны: «Пройдя на Соборную площадь, я увидел толпу, преимущественно из студентов. Народ образовал четырехугольник с свободным пространством внутри. Местами развевались красные флаги с надписями всевозможных революционных партий <...> Стоят десятки студентов, вооруженных австрийскими ружьями с примкнутыми штыками. Между ними не мало инородцев. Против собора студенты заняли все выходы на улицу из присутственных мест и никого в двери не впускают. <...> Перед публичною библиотекою в Петровском переулке формируется отряд из студентов и любителей из народа, человек в сто; вооруженный немецкими ружьями. Собираются идти куда-то для ареста. Запаслись хлебом, слышатся шутки. Но большинство настроено серьезно»[10]. В данной записи отмечены настроения участников.

Таким образом, это свидетельствует о том, что студентов нельзя было квалифицировать лишь как толпу, не понимающую значение своих действий.

Роль в комплектовании революционной власти

Студент-милиционер

По мере развёртывания революции студенчество активно участвовало в формировании и функционировании институтов новой власти. Один из наиболее ярких примеров — роль студентов в системе общественного порядка. После установления власти Временного правительства студенты получили статус помощников городской милиции: «Пришел студент 3-го курса Садиков, отпущенный по нездоровью из солдат, с белой повязкой на левом рукаве. Оказывается, он исполняет должность городового. Назначенные Временным правительством для поддержания порядка носят белую повязку. Как все сразу изменилось! По словам студента, вчера толпа около Думы была в несколько тысяч»[11].

Студенты-милиционеры

Некоторые студенты с белыми повязками на рукавах становились символом новой власти: «На Садовой (по ту сторону Невского и через Марсово поле) народу меньше, тише и, по-видимому, больше порядку. Встречались небольшие (человек по 10–15) правильно, спокойно составленные команды городской милиции под командою студентов, имеющих белые повязки на левом рукаве (Г[ородская] М[илиция] N)»[12].

Студенты активно участвовали в закреплении новой власти. Они были использованы как охранители нового порядка, поскольку пользовались большим доверием.

Количественный анализ деятельности студенчества по дневникам

Результаты количественного анализа
Дата записи Контент-анализ по слову «студент» Основные виды деятельности Упомянутые места
24 февраля 1 - Садовая улица
25 февраля 3 Участие в революционных событиях Невский проспект, Царскосельский вокзал
26 февраля 3 Участие в революционных событиях, столкновения с казаками, студенческие жертвы Невский проспект, Сергиевская улица
27 февраля 6 Участие в революционных событиях, сходки студентов у института, разговор с приставом, езда в грузовиках Технологический институт
28 февраля 1 Сходка студентов Горного института с целью поддержки революции Горный институт
1 марта 20 Использование студентов Института путей сообщением в остановке царского поезда; студенты с белыми повязками; убийства студентов; студенты с красными повязками; студенту отсек руку пристав Таврический дворец, Знаменская площадь, Петроградский университет
2 марта 3 Студент прошел в Таврический дворец; студенты с белыми повязками; прапорщики — бывшие студенты Литейный проспект
3 марта 13 Студент распространяет информацию об отречении Николая среди солдат (они апатичный); среди студентов распространен морфий из-за врачей и аптекарей; вооруженные студенты дежурят; студенты настроены серьезно; студенты с белыми повязками руководят городской милицией; студенты пытаются организовать порядок, их слушают солдаты, но не всегда Соборная площадь, Петровский переулок, Садовая улица, Марсово поле, Технологический институт
Итого 50 - -

По местам, где упомянуто участие студентов, составлена карта с отметками этих мест.

На основе количественных данных дневников можно сделать следующие выводы:

  • Произошло последовательное изменение характера участия петроградских студентов в событиях Февральской революции: от активного участия в революции в начале до организационной и административной работы в конце.
  • Студенты во время революционных событий сосредоточены в центральных районах города и вблизи учебных заведений.
  • Студенты приняли массовое участие в революции: Один автор указывает, что в его распоряжении оказалось «…около двадцати расторопных студентов-путейцев»[16], другой упоминает «…отряд из студентов и любителей из народа, человек в сто»[18]. Это соответствуют оценке участия студентов в историографии.
  • Важным является также замечание о гендерном составе. В текстах наряду с упоминаниями об участии студентов мужского пола упоминаются «курсистки», которые организовывали санитарные дружины [19]. Тем не менее большая часть записей посвящена именно студентам (мужчинам). Лишь в 2 из 32 рассматриваемых заметках отмечены курсистки (т.е. 6,25%).

Анализ репрезентативности источника

Характеристика корпуса дневников

Дневники как исторический источник интересны для исследования событий прошлого, тем не менее по своему характеру они являются источником субъективным, поэтому, анализируя степень репрезентативности использованных дневников, следует отметить следующее:

  • Некоторые записи сделаны людьми высокого социального статуса, которые напрямую не приняли участие в революции, поэтому этим данным можно доверять.
  • Дневники в корпусе «Прожито» принадлежат людям разного происхождения и рода деятельности, тем не менее события, которые они описывают, создают единую картину происходящего, т.е. разные источники описывают Февральскую революцию как единую картину
  • Использованные записи содержат множество деталей, которые придают данному типу исторических источников убедительность.

Ограничения источника

К недостаткам источников можно отнести следующее:

  • Во-первых, некоторые авторы сразу же в дневниках показывают свое отношение к происходящим событиям: «Я чувствовал всегда к таким смутьянам полное отвращение!»[20] В основном авторы дневников были активными сторонниками или участниками революции, что делает их восприятие событий в высокой мере субъективными.
  • Записи о событиях Февральской революции носят фрагментарный характер: какие-то события и дни описаны более подробно, другие — менее подробно. Поэтому для более качественного анализа необходимо использовать другие виды исторических источников и литературу.
  • Дневниковые записи сильно локализованы центральными улицами Петрограда.
  • Лишь некоторые из анализируемых дневников созданы студентами, поэтому представляется невозможным психологический анализ студентов во время Февральской революции. Невозможно узнать: что движило студентами, почему они выступили активными участниками революции, а позднее и лицами, которые стали охранять сложившийся строй.

Применимость выводов

Таким образом, можно сказать, что выводы, полученные на основе дневниковых записей, могут характеризоваться как в достаточной мере репрезентативные: они раскрывают качество и характер студенческой активности во время Февральской революции, основные формы её организации, спектр идеологических позиций. Тем не менее для более полного анализа необходимо включение других типов источников и расширение количественного состава (например, следует изучить источники личного происхождения не только проекта «Прожито»).

Веб-сервисы и чат-бот для закрепления материалов статьи

По материалам статьи также подготовлены лента времени и ментальная карта.

Прочитать самые интересные дневниковые записи можно в чат-боте.

Источники, литература, историко-ориентированные системы

Фотографические источники по тематике статьи

Список источников по тематике статьи

Библиография о студенте-жертве революции

Список литературы по тематике статьи

Студенты революции

1917: днем за днем: Студенты в 1917 г.