Средства художественной выразительности в материалах ЕГЭ

Материал из Поле цифровой дидактики

Автор: Ольга Дождева

Средства художественной выразительности – это такие литературные приемы, которые не только украшают текст произведения, но и делают его ярким, эмоциональным, “живым”.

Данный онлайн-курс предназначен для тех, кто хочет разобраться в средствах художественной выразительности, а также научиться правильно выполнять задание ЕГЭ 22 по русскому языку и задание 8 ЕГЭ по литературе, где нужно проанализировать стихотворение с применением знаний о средствах художественной выразительности.

Средство художественной выразительности. Картинка, сгенерированная искусственным интеллектом: Shedevrum


Аннотация курса

О курсе

На этом онлайн-курсе вы последовательно погрузитесь в мир средств художественной выразительности. Кроме этого, вы научитесь не только видеть и определять их в художественных текстах, но и правильно решать задание 26 ЕГЭ, а также использовать полученные знания в сочинениях по литературе.

Адресат: ученики 10-11 классов

Длительность: 4 часа

Цель курса: правильное решение заданий ЕГЭ по русскому, где есть тропы и фигуры речи, а также использование знаний о тропах при написании сочинений по литературе.

Для чего нужен курс?

Во время прохождения курса мы научимся:

  • уметь определять основных средств художественной выразительности (фигуры и тропы);
  • уметь правильно решать задания 26 ЕГЭ по русскому;
  • уметь правильно анализировать средства художественной выразительности в сочинения по литературе;
  • уметь видеть красоту и глубину языка.
Из чего состоит курс?

Программа курса

Формат занятий
Главные преимущества курса
  • Свободное расписание

На курсе нет жестких сроков прохождения. Все материалы откроются сразу после начала курса, начать обучение можно в удобное время.

  • Доступные и понятные формулировки

О сложном простым языком. Понятные формулировки определений и примеры из текстов.

  • Вся информация под рукой

Презентации с лекциями и информацией, которые можно открыть с любого электронного носителя.

Рекомендуем начать с диагностики уровня знаний, это позволит оптимально использовать учебные материалы курса:

Вводное тестирование

Модуль 1. Введение в мир художественной выразительности

Данный модуль предполагает введение в мир средств художественной выразительности.

Структура модуля

  • Мы познакомимся с историей средств художественной выразительности, увидим какова их роль в тексте.

Лекция : история средств художественной выразительности

  • Познакомимся с типа заданий ЕГЭ по русскому и литературе, в которых понадобиться знание средств художественной выразительности.
  • Познакомимся со структурой задания 22 в ЕГЭ по русскому языку и задания 8 в ЕГЭ по литературе.

Лекция : структура заданий ЕГЭ

Модуль 2. Тропы

В данном модуле мы разберем теорию по основным тропам в заданиях ЕГЭ по русскому и литературе.

Структура модуля

  • Разберем не только тропы, но и нечто сложнее тропов: аллегорию и символы, иронию, гротеск, сарказм.

Лекция : тропы

  • Завершающим разделом будет тестирование, проверяющие ваши теоретические знания по тропам.

Тестирование : тропы

Модуль 3. Фигуры речи

В данном модуле мы разберем теорию, связанную с основными фигурами речи на ЕГЭ по русскому и литературе.

Структура модуля

  • Разберем основные фигуры речи, а также звукопись.

Лекция : фигуры речи

  • После этого вас ждет проверочное тестирование на знание фигур речи.

Тестирование : фигуры речи

Модуль 4. Итоговое закрепление. Практика

В данном модуле мы суммируем все наши знания, полученные "до", связанные с тропами и фигурами речи.

Структура модуля

  • Мы разберем с вами несколько заданий ЕГЭ как по русскому языку (задание 26), так и по литературе (задание 8):

Видеолекция по литературе: задание 8, разбор

Видеолекция по русскому языку: задание 26, разбор

Дополнительные задания: бот-тренажер

  • Завершающим курс будет успешное прохождение вами финального тестирования, которое делиться на два блока:

Финальное тестирование по русскому языку: задание 26

Финальное тестирование по литературе: задание 8

Список использованных источников

  1. Аннушкин В. И. История русской риторики : хрестоматия / В. И. Аннушкин. – Москва: Флинта, 2016. – 417 с.
  2. Анищенко Г. А. Литературный справочник : учебное пособие / Г. А. Анищенко. – М. : ФОРМУМ, 2012. – 176 с.
  3. Куулар А. Т. К истории изучения изобразительно-выразительных средств в зарубежной и отечественной лингвистике / А. Т. Куулар – М.: Кызыл, Вестник Тувинского государственного университета, 2021. – № 26. – С. 59-77.
  4. Лоскутникова, M.Б. Художественная речь и вопросы стилеобразования: Учебное пособие по курсу «Введение в литературоведение». — М.: МГПУ, 2007. — 196 с.
  5. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). – URL (дата обращения: 18.12.2025).