Средства художественной выразительности в материалах ЕГЭ
Автор: Ольга Дождева
Средства художественной выразительности – это такие литературные приемы, которые не только украшают текст произведения, но и делают его ярким, эмоциональным, “живым”.
Данный онлайн-курс предназначен для тех, кто хочет разобраться в средствах художественной выразительности, а также научиться правильно выполнять задание ЕГЭ 22 по русскому языку и задание 8 ЕГЭ по литературе, где нужно проанализировать стихотворение с применением знаний о средствах художественной выразительности.

Аннотация курса
На этом онлайн-курсе вы последовательно погрузитесь в мир средств художественной выразительности. Кроме этого, вы научитесь не только видеть и определять их в художественных текстах, но и правильно решать задание 26 ЕГЭ, а также использовать полученные знания в сочинениях по литературе.
Адресат: ученики 10-11 классов
Длительность: 4 часа
Цель курса: правильное решение заданий ЕГЭ по русскому, где есть тропы и фигуры речи, а также использование знаний о тропах при написании сочинений по литературе.
Во время прохождения курса мы научимся:
- уметь определять основных средств художественной выразительности (фигуры и тропы);
- уметь правильно решать задания 26 ЕГЭ по русскому;
- уметь правильно анализировать средства художественной выразительности в сочинения по литературе;
- уметь видеть красоту и глубину языка.

- Свободное расписание
На курсе нет жестких сроков прохождения. Все материалы откроются сразу после начала курса, начать обучение можно в удобное время.
- Доступные и понятные формулировки
О сложном простым языком. Понятные формулировки определений и примеры из текстов.
- Вся информация под рукой
Презентации с лекциями и информацией, которые можно открыть с любого электронного носителя.
Рекомендуем начать с диагностики уровня знаний, это позволит оптимально использовать учебные материалы курса:
Модуль 1. Введение в мир художественной выразительности
Данный модуль предполагает введение в мир средств художественной выразительности.
Структура модуля
- Мы познакомимся с историей средств художественной выразительности, увидим какова их роль в тексте.
Лекция : история средств художественной выразительности
- Познакомимся с типа заданий ЕГЭ по русскому и литературе, в которых понадобиться знание средств художественной выразительности.
- Познакомимся со структурой задания 22 в ЕГЭ по русскому языку и задания 8 в ЕГЭ по литературе.
Лекция : структура заданий ЕГЭ
Модуль 2. Тропы
В данном модуле мы разберем теорию по основным тропам в заданиях ЕГЭ по русскому и литературе.
Структура модуля
- Разберем не только тропы, но и нечто сложнее тропов: аллегорию и символы, иронию, гротеск, сарказм.
Лекция : тропы
- Завершающим разделом будет тестирование, проверяющие ваши теоретические знания по тропам.
Тестирование : тропы
Модуль 3. Фигуры речи
В данном модуле мы разберем теорию, связанную с основными фигурами речи на ЕГЭ по русскому и литературе.
Структура модуля
- Разберем основные фигуры речи, а также звукопись.
Лекция : фигуры речи
- После этого вас ждет проверочное тестирование на знание фигур речи.
Тестирование : фигуры речи
Модуль 4. Итоговое закрепление. Практика
В данном модуле мы суммируем все наши знания, полученные "до", связанные с тропами и фигурами речи.
Структура модуля
- Мы разберем с вами несколько заданий ЕГЭ как по русскому языку (задание 26), так и по литературе (задание 8):
Видеолекция по литературе: задание 8, разбор
Видеолекция по русскому языку: задание 26, разбор
Дополнительные задания: бот-тренажер
- Завершающим курс будет успешное прохождение вами финального тестирования, которое делиться на два блока:
Финальное тестирование по русскому языку: задание 26
Финальное тестирование по литературе: задание 8
Список использованных источников
- Аннушкин В. И. История русской риторики : хрестоматия / В. И. Аннушкин. – Москва: Флинта, 2016. – 417 с.
- Анищенко Г. А. Литературный справочник : учебное пособие / Г. А. Анищенко. – М. : ФОРМУМ, 2012. – 176 с.
- Куулар А. Т. К истории изучения изобразительно-выразительных средств в зарубежной и отечественной лингвистике / А. Т. Куулар – М.: Кызыл, Вестник Тувинского государственного университета, 2021. – № 26. – С. 59-77.
- Лоскутникова, M.Б. Художественная речь и вопросы стилеобразования: Учебное пособие по курсу «Введение в литературоведение». — М.: МГПУ, 2007. — 196 с.
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). – URL (дата обращения: 18.12.2025).
