Обсуждение:Аналитика мультимодальная

Материал из Поле цифровой дидактики

Из статьи

Патаракин, Е. Д., Кутузов, А. И., & Дворецкая, И. В. (2025). Мультимодальная учебная аналитика
Библиометрический и онтологический анализ. Образование и наука, 27(7), 33–71. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-33-71

Современная учебная деятельность по своей сути является мультимодальной, поскольку организуется с использованием цифровых платформ и инструментов, выходящих за пределы исключительно виртуального пространства. Она включает в себя разнообразные формы социального и учебного взаимодействия участников образовательного процесса, опирается на физические условия, в которых находятся учащиеся, а также учитывает разный уровень их подготовки. Учебная работа протекает одновременно в нескольких средах - физической, социальной, физиологической, виртуальной, психометрической и других, каждая из которых предоставляет свои эмпирические свидетельства. В этой связи становится особенно важным собрать и систематизировать данные, отражающие специфику взаимодействия учащихся с этими разнородными средами и между собой. Такой комплексный подход позволит глубже понять, как различные модальности влияют на эффективность учебного процесса, способствуют успешному освоению материала и помогают определить оптимальные стратегии организации обучения для обеспечения усвоения содержания всеми учащимися без исключения.

Мультимодальная учебная аналитика (Multimodal Learning Analytics, MMLA) решает задачу комплексного понимания учебных процессов и взаимодействий учащихся. Для этого она интегрирует и анализирует данные из различных источников и модальностей - таких как поведенческие, физиологические, виртуальные и другие виды информации. Такой подход позволяет получить более полное и точное представление о том, как учащиеся учатся, взаимодействуют и осваивают материал, что способствует улучшению эффективности образовательных практик и поддержке каждого ученика. В контексте мультимодальной учебной аналитики термин «модальность» используется для обозначения различных типов данных или каналов информации, которые применяются для комплексного анализа учебных процессов. Каждая модальность представляет собой специфический способ представления и передачи информации, включающий, но не ограничивающийся текстовыми данными, аудио- и видеозаписями, а также невербальными проявлениями, такими как жесты и мимика. Кроме того, к модальностям могут относиться физиологические сигналы, например, показатели сердечного ритма или активности мозга, которые отражают внутреннее состояние обучающегося. Базовое допущение, лежащее в основе мультимодальной аналитики, состоит в том, что каждый тип данных отражает уникальную перспективу процесса обучения. Использование нескольких модальностей позволяет получить более полное и многогранное понимание взаимодействия участников образовательного процесса, поскольку разные типы данных дополняют друг друга, раскрывая как когнитивные, так и эмоциональные аспекты обучения. Таким образом, анализ мультимодальных данных способствует более точной интерпретации поведения и эффективности учебных стратегий в современных образовательных средах.