Литература как терапия: как читать тексты для самопознания и снятия стресса
Автор онлайн-курса — Подгорнова Инесса, выпускница бакалавриата Московского городского педагогического университета по специальности "Зарубежная филология: английский и немецкий языки и зарубежная литература". Обучаюсь на первом курсе магистратуры по программе "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".
Аннотация онлайн-курса
Онлайн-курс научит Вас использовать художественный текст как инструмент для снятия стресса. Курс ориентирован на взрослых читателей: студентов гуманитарных направлений, педагогов, родителей, а также тех, кто хочет научиться лучше понимать себя через чтение и письмо. Подходит тем, кто хочет вернуть чтению смысл и пользу. В курсе Вы научитесь использовать практические инструменты в своей повседневной жизни.
Структура курса:
Модуль 1. Обзор библиотерапии: как литература влияет на психику
Модуль познакомит Вас с понятием библиотерапии, использованием чтения как инструмента самопомощи и эмоциональной регуляции. Вы узнаете, как литература может помогать в восстановлении внутреннего равновесия, что происходит с психикой при чтении и почему художественный текст способен действовать терапевтически.
Организационная ментальная карта поможет Вам подробнее ознакомиться со структурой онлайн-курса.
Также рекомендуется просмотреть вводную презентацию.
Перейдите по ссылке, чтобы изучить первый модуль – Обзор библиотерапии: как литература влияет на психику
Модуль 2. Сюжет и образы как терапия
Исследования ФМРТ показывают, что при чтении о переживаниях героя у нас активируются те же области мозга (префронтальная кора, островковая доля), что и при реальном опыте. Это доказывает, что мозг моделирует события книги как нечто, происходящее с нами, позволяя безопасно «прорепетировать» реакции и найти внутренние ресурсы.
В этом модуле Вы будете не просто читать, а учиться осознанно использовать нейробиологические механизмы для выбора историй, которые помогут Вашему мозгу перестроиться: отыграть травму, найти новый взгляд на проблему и закрепить состояние внутренней опоры.
Перейдите по ссылке, чтобы изучить второй модуль: Сюжет и образы как терапия (доделать)
Модуль 3. Поэзия и проживание эмоций
Поэзия — это не просто искусство, это мощный инструмент работы с психикой, эффективность которого подтверждается наукой. Нейробиологические исследования показывают, что ритмизованная речь и метафоры активируют не только языковые центры мозга, но и правое полушарие, отвечающее за образное мышление и эмоции.
Вы узнаете, как распознавать эмоции, отзывающиеся в строках, и видеть поэзию как безопасный способ прожить печаль, страх, вдохновение и другие эмоции.
Для выполнения домашнего задания можно ознакомиться со сборником стихотворений для выполнения анализа.
Модуль 4. Читательский дневник и аннотирование
Вы освоите способ осознанного чтения через ведение дневника. Основная идея — фиксировать не столько содержание, сколько эмоции, мысли и внутренние отклики. Этот модуль — о том, как сделать чтение осознанной практикой самопознания, используя научно обоснованные методы структурирования информации.
Мы переведем ведение дневника из школьного задания в мощный инструмент рефлексии. Вы освоите разные форматы — от краткого аннотирования до свободных «писем герою», — чтобы найти свой уникальный способ вести диалог с книгой и, как следствие, с самим собой.
Перейдите по ссылке, чтобы изучить заключительный модуль — Читательский дневник и аннотирование
После прохождения онлайн-курса Вы можете пройти контрольное тестирование для получения сертификата.
