Влияние книдского мифа на формирование образов героев в повести И.С. Тургенева "Клара Милич"

Материал из Поле цифровой дидактики



Краткое содержание В статье рассматривается трансформация образа Галатеи, начиная от божественного дара богини Афродиты до бесовки, доводящей до погибели. Анализируются образы главных героев одной из "таинственных повестей" И.С. Тургенева "Клара Милич". Клара Милич и Яков Аратов сохраняют черты, которые присущи героям книдского сюжета, что и доказывается в результате анализа с помощью ментальной карты и презентации, в которой кратко освещены материалы статьи.
Авторы, о которых сделана работа Тургенев
Конкретное произведение, о котором речь Клара Милич
Год написания произведения 1882

Автор Светлана Ефимова

В античной мифологии известен миф о Пигмалионе, о легендарном царе Кипра, создавшем из слоновой кости статую прекрасной женщины, в которую он впоследствии влюбился. Пигмалион всегда почитал Афродиту, вел целомудренный образ жизни и тем самым заслужил благосклонность богини. Услышав его мольбы о возлюбленной и убедившись в искренности его чувств, Афродита вдохнула жизнь в статую.

Лорент Пешё "Пигмалион и Галатея", 1784

Миф, связанный с оживлением статуи Афродиты, отомстившей своему поклоннику, который решил провести ночь в объятиях изваяния, получил название книдского. "Если в мифе о Пигмалионе по мановению Афродиты оживает изваяние, которое разделяет любовь мужчины, то в бродячем сюжете Книдского мифа с веками происходит заметная трансформация, влекущая за собой демонизацию Афродиты-Венеры", – пишет Р.Г. Шульц. Он считает, что книдский сюжет является инверсией сюжета о Пигмалионе.

Книдский бродячий сюжет известен в разных странах. Постепенно отходя от первоначального – месть статуи – и превращаясь в миф о ревнивой языческой богине, а потом – и бесовке, соблазняющей и доводящей до погибели, книдский миф странствует по мировой литературе. Анализируя модификации книдского метасюжета в произведениях западной, а также в произведениях русской литературы, мы получили возможность обобщить (ментальная карта) некоторые черты главных героев произведений русской литературы XIX в., в частности "таинственных повестей" И.С. Тургенева. По мнению многих исследователей, к ним примыкают «Фауст» и «Клара Милич (После смерти)», таинственные события в сюжете которых получают и мистическую, иномирную, и рационалистическую интерпретацию.

Повесть «Клара Милич» открывается фаустианской темой в характеристике, которая знакомит читателя с главным героем Яковом Аратовым. Он, "подобно отцу, верил, что существуют в природе и в душе человеческой тайны, которые можно прозревать, но постигнуть – невозможно". Имя Яков, означающее «идущий следом», герой получил в честь ученого Якова Брюса, при жизни считавшегося оккультистом, чернокнижником, алхимиком. Как бы в продолжение занятий своего отца, занимавшегося энтомологией, ботаникой, химией, Яков устроил себе что-то вроде фотолаборатории с различными химикатами.

По мнению И.Л. Золотарева, Яков Аратов, герой повести «Клара Милич», – это "отшельник, романтик и мечтатель". Героям «книдского сюжета», действительно, свойственна некоторая мягкость характера, нерешительность, склонность к рефлексии и душевной борьбе. Вместе с тем они совершают непоправимую ошибку – хюбристическое притязание на внимание божества либо отказ от любовного сближения с земной, а не небесной подругой (как вариант: обмен любви на богатство, власть, творческое дерзание и т.п.). За это они и получают наказание Афродиты или другого божества/сверхсущества.

В повести показана борьба жизни и смерти, земного и иномирного в душе Якова Аратова. В жизни молодого человека идеалом женщины был образ матери. Он же ассоциируется у героя с добром и спасением. Материальным объектом, порабощающим Аратова, становится фотография Клары. Отвергнув любовь девушки при ее жизни, Аратов безумно влюбляется в нее после ее смерти, а фотография становится предметом многочасового созерцания Аратова. Борьба идет между образом покойной матери, который Аратов благоговейно хранит в душе, и образом другой покойницы – Клары Милич. Полноправной хозяйкой его комнаты, как и его воображения, становится Клара. А портрет матери, который "он сохранял, как святыню", Аратов снимает со стены и убирает в ящик стола.

Клара Милич в комнате Аратова

"Медиумизм пассивен по определению, – замечает В.Н. Топоров, – и в этом случае становится достоянием «страдательного» персонажа – Аратова, готового отдаться в чью-либо власть… задолго до того, как возникает сама ситуация власти и ее объекта»". Основой для этого становится растущее в нем чувство вины по отношению к Кларе. Клара является ему в снах и галлюцинациях, в одном из видений он видел ее стоящей на пороге его комнаты с маленьким венком на голове. Это знак, что Клара встретит его на границе миров, она его ждет.

Аратов полностью отдается любви к Кларе, которая приходит к нему в его видениях, он счастлив, что может быть вместе с ней, даже если для этого придется умереть. Сны, видения, свидания с покойной приводят к угасанию Аратова в настоящем. Осознав свою связь с умершей возлюбленной, герой повести обращается к Библии как к высшему авторитету. В библейской Песни Песней сказано: "Крепка, как смерть, любовь" (Песнь Песней, 8:6). Но, раскрыв Библию, этих слов Ветхого Завета Аратов не находит, потому что он ищет другой их смысл, о котором начинает догадываться. "Любовь сильнее смерти", – говорит умирающий Аратов. Читатель может рационалистически объяснить смерть Аратова как результат нервного истощения или психоза, но после смерти у Аратова находят локон черных волос Клары.

Клара Милич является представителем мистического мира. Прототипической основой сюжета «Клары Милич» стала история жизни и смерти актрисы Евлалии Павловны Кадминой, которая покончила с собой, приняв яд прямо на сцене. После ее смерти произошли другие необъяснимые события: один из многочисленных поклонников ее таланта, молодой человек по фамилии Аленицын (актриса не была с ним лично знакома) объявил о своей любви к умершей и о том, что только он ее понимает, только он все о ней знает и может о ней говорить. Вследствие этого психоза он крайне болезненно отреагировал на повесть Тургенева (инфографика).

Клара Милич, кадр из фильма "После смерти" 1915 г.

Сначала Клара Милич завладевает душой Аратова помимо его воли, что сближает ее с демоницей или вампиром. После первой встречи с Кларой на литературном вечере Аратов «что-то припоминал, сам не зная хорошенько, что именно — и это «что-то» относилось к вечеру». В памяти Якова, едва взглянувшего на выступление Клары, запечатлелись ее черные глаза. Таким образом, в повесть вводится мотив взгляда, чрезвычайно важный в фабуле пигмалионовско-книдского мифа.

Аратов сравнивает Клару со статуей. Когда она вышла на эстраду, она «осталась неподвижной», не изменила своего лица, не улыбнулась, и во время ее выступления Аратов отметил «неподвижность… лица, лба, бровей». И хотя в качестве мистического артефакта в дальнейшем повествовании фигурирует фотография Клары, сравнение героини со статуей – второй, наряду с мотивом взгляда, мотив, который сближает сюжет повести с мифом о Пигмалионе и Галатее. В отношении Клары к Аратову следует отметить странную уверенность в том, что он должен понимать, чувствовать то, что переживает она. Это приводит его к еще большему смятению, как будто что-то врывалось в его упорядоченную жизнь. Так начинается все более полное подчинение Аратова воле загадочной актрисы, которое продолжится после её смерти.

Таким образом, центральных героев произведений, сюжеты которых восходят к книдскому мифу, по характеру действий этих персонажей и месту, занятому ими в конфликте, можно разделить на две группы: жертвы и агрессивные мистические существа. К агрессивным мистическим существам – антагонистам героя в книдском метасюжете – по логике повествования принадлежит Клара. В соответствии с «книдским сюжетом», отвергнутая Аратовым Клара приходит за возлюбленным с того света и забирает его в свой загробный мир. Материалы статьи в кратком виде можно увидеть в презентации.

Cписок использованных источников

Золотарев И.Л. Концепция фантастического в реализме русских писателей (30-е–90-е годы XIX века)

Полтавец Е.Ю. Система терминов в методе мифореставрации // Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции: Материалы Международной научной конференции

Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы)

Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1982. Т. 10

Шульц Р.Г. Отзвуки фаустовской традиции и тайнописи в творчестве Пушкина

Кадры из фильма "После смерти", 1915 г.

В инфографике использованы материалы с ARTEFACT и КИНОТЕАТР.РУ