Амбивалентная роль человека в сюжете поглощения в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Краткое содержание | Работа посвящена исследованию роли человека в сюжете поглощения в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" |
---|---|
Авторы, о которых сделана работа | Гоголь |
Конкретное произведение, о котором речь | Тарас Бульба |
Год написания произведения | 1842 |
Автор Кулаков Вадим Вячеславович
Великий русский писатель из Полтавской губернии
Н.В. Гоголь - великий русский писатель, драматург, критик, публицист. Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и Марии Ивановны Косяровской. Детство Николая прошло в родовом имении Васильевке, где он впитывал любовь к родной культуре и фольклору. Чтобы узнать больше об авторе, можно посмотреть презентацию и ознакомиться с Телеграм-ботом.
Произведениях Гоголя положительно отмечали такие критики, как Белинский, Надеждин, Пушкин, Овсянико-Куликовский, Котляревский. Они высоко ценили народность, оригинальность, комизм, поэтичность языка и гуманистическую направленность гоголевских произведений. Создавая свои повести, Николай Васильевич использует элементы народных сказок, легенд и преданий, описывает народные праздники, обряды и суеверия. Гоголь стремился описать жизнь простого человека с её радостями, мечтами и заботами. Часто в эту жизнь вторгаются персонажи народной демонологии, эпические исторические потрясения или абсурдные бытовые неурядицы. Тест по творчеству и биографии Н.В. Гоголя.
Прием пищи и сюжет поглощения
Важным сюжетным элементом в гоголевском мире является процесс приема пищи. По мнению Л.В. Карасева этот процесс усложняется и переходит в особое устройство гоголевского сюжета - сюжет поглощения. Он заключается в особой психосоматической организации автора, которая переходит в символическую и сюжетную текстовую телесность. Начало не только любой повести, но и отдельной главы, сцены или эпизода строится по определенной модели: в начале идет описание блеска или сияния в сочетании с мотивами поедания, поглощения. В финале идет упоминание земли, темноты и нечистот, что приводит к возникновению соответствующих телесных аналогий. Ментальная карта онтологических мотивов в повестях Н.В. Гоголя.
Амбивалентная роль человека в сюжете поглощения в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Роль человека в сюжете поглощения амбивалентна. Например, в повести "Тарас Бульба" описание приема пищи выполняет ряд функций. Во-первых, еда служит для характеристики героев, отображения их личностных качеств и предпочтений: "Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как по-латини горелка? То-то, сынку, дурни были латинцы: они и не знали, есть ли на свете горелка"("Тарас Бульба"). Во-вторых, совместные трапезы являются символом единения казаков Запорожской Сечи. С помощью описания приемов пищи происходит авторская оценка и передача авторского мнения. В-третьих, приёмы пищи сопровождаются описаниями определёнными традиций и ритуалов. В-четвертых, описания еды и питья придают повествованию эпический характер, усиливая ощущение масштабности происходящих событий. В-пятых, данные описания создают контраст между миром войны и миром быта.
В приведенных функциях человек играет активную роль, занимает доминирующее положение: он поглощает пищу. Однако в сюжете поглощения роль человека меняется, из поглотителя он становится поглощаемым, что соответствует пассивной роли. В «Тарасе Бульбе» само название задает тему еды – «бульба» в переводе означает «картошка». Бульба «переваривается» в финале – его «съедают» поляки, которые в прошлом были подвержены реальному голоду. Один из захваченных атаманов вторит Бульбе своей фамилией – атаман Хлиб. Ключевой эпизод повети – осада запорожцами крепости, которая приводит к голоду. Предавая товарищей, Андрий кладет в мешки хлеб и спускается в подземный проход, «отверстие» вроде «хлебной печи». Движение героя по «узкому земляному коридору» уподобляется движению куска хлеба по пищеварительному тракту. Герои буквально поглощаются и перевариваются по мере приближения сцены, эпизода и самой повести к финалу.
Итак, человек в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" играет двоякую роль. С одной стороны, он обильно поглощает пищу. Этот процесс является крайне важным для сюжетной стороны и отображения авторской позиции. С другой, в сюжете поглощения человек сам становится пищей, которая поедается и переваривается в ключевых сценах.
Список использованных источников
Гиппиус В. В. / Зеньковский В. В. Гоголь;
Карасев Л. В. Вещество в литературе;
Карасев Л. В. Гоголь в тексте;
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.