Теория деятельности

Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 13:20, 17 апреля 2024; Patarakin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)


Описание Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная С. Л. Рубинштейном и развитая А. Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.
Область знаний Психология
Авторы Рубинштейн, Леонтьев, Щедровицкий
Поясняющее видео
Близкие понятия Деятельность
Среды и средства для освоения понятия Диаграмма деятельности

Базовый тезис этого подхода, как он был сформулирован ещё в самых первых публикациях Рубинштейна середины 1930-х годов, формулируется следующим образом: единственный путь преодолеть разрыв между «внутренним» (то есть, условно говоря, индивидуальной психикой) или, иначе, с философской точки зрения, «субъектом» и, с другой стороны, «внешним» (то есть, окружающим миром физических явлений и процессов), иначе, «объектом» — это рассматривать их как неразрывное единство «субъекта-объекта», объединенных в «сознательной деятельности». Именно таким образом снимается логическое противоречие и дуализм «внешнего-внутреннего», присущий всей предшествовавшей психологической науке.

Исторически возникающие методологические сложности в плане построения подходов к феномену деятельности получили своё преодоление лишь в послевоенное время. Так, говоря о деятельности в широком смысле этого слова, Щедровицкий писал: «Например, „вещь“ всегда локализована в определенном месте. А где локализована деятельность? До сих пор все попытки найти ей место где-то вокруг человека или в человеке заканчивались неудачами… „вещь“ состоит из частей и в каждый момент времени представлена всеми своими частями; с этой точки зрения она совершенно однородна. А из каких частей состоит деятельность и можно ли эти части пространственно суммировать в одно целое? До сих пор ответ получался только отрицательным, и это привело к утверждениям, что деятельность есть „процесс“».