Технология мастерских: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=«Погружение» предполагает длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы (как разрядка, релаксация), а сами «погружения...»)
 
Строка 1: Строка 1:
{{EducationalTechnology
{{EducationalTechnology
|Description=«Погружение» предполагает длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы (как разрядка, релаксация), а сами «погружения» повторяются через определённые промежутки времени. Практиковалось в школе-лицее ст. Текос Краснодарского края (директор М.П. Щетинин)
|Description=Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников
|Affective_tasks=формирование понятий, умений и навыков, создание продуктивных результатов
|Affective_tasks=передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др.
|Specific_Ed_Content=М.П. Щетинин предположил, что нужно увеличить срок действия доминанты.
|Specific_Ed_Content=по алгоритму
|Environment=форма занятий основана на законе доминанты А.А. Ухтомского.
|Environment=Основные элементы технологии - методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция
|Didactic_conditions=В его эксперименте первоепогружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сразу после каждой пары часов разрядка – музыка, хореография, физкультура), и за 32 часа был пройден курс всего учебного года. Второепогружение состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье– через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое– всередине апреля. Они длились от четырех до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным».
|Didactic_conditions=В его эксперименте первоепогружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сразу после каждой пары часов разрядка – музыка, хореография, физкультура), и за 32 часа был пройден курс всего учебного года. Второепогружение состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье– через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое– всередине апреля. Они длились от четырех до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным».
|similar_concepts=Доминанта – это очаг возбуждения, концентрирующий внимание, мышление
|similar_concepts=Индукция, , Социализация, , Социоконструкция, Афиширование, , Разрыв, Рефлексия
|launch year=80-е, внедрение с 1988-го, с 1994 - на базе школы-интерната (практиковал)
|launch year=20 век
|Website=https://helpiks.org/8-6328.html
|Website=https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1716985399&tld=ru&lang=ru&name=g-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf&text=Селевко%20Технология%20мастерских&url=https%3A%2F%2Fddtks.ru%2Ffiles%2Fdocuments%2Fmetod%2Fg-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf&lr=20243&mime=pdf&l10n=ru&sign=3828ec19230400384df0c8fb6f87f644&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1716985399%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dg-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25BE%2B%25D0%25A2%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D1%2585%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fddtks.ru%2Ffiles%2Fdocuments%2Fmetod%2Fg-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf%26lr%3D20243%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D3828ec19230400384df0c8fb6f87f644%26keyno%3D0%26nosw%3D1
|Sourses=https://studfile.net/preview/9213339/page:13/
|ОсновныеИсточникиОбразовательнойТехнологии=Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
|Sourses=https://studfile.net/preview/6175519/page:39/
}}
}}
В первом погружении были охвачены основные понятия, ядро курса, ставилась только одна задача – увидеть всё в комплексе: алгебраические формулы, графики, стереометрию, ощутить неразрывную связь, целостность разорванной прежде математической «вселенной».
Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего
 
наведение на проблему.
Во втором погружении дети выводили знакомые формулы, доказывали теоремы, уясняли понятия, система знаний формировалась и закреплялась во всех её деталях.
1. Индукция. Проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
 
2.Социоконструкция - построение, создание результата группой. Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения.
Наконец, в третьем погружении учащиеся воспроизводили теорию как самостоятельное доказательство, как практическую задачу – письменно, устно, с опорой на наглядность, на модель, комментируя, применяя на практике.
3.  Социализация - выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу.
 
4. Афиширование - вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем,
При двухпредметной системе «погружения» в течение нескольких дней каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами. Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока - 120 минут (4 урока по 30 минут), перемены между уроками внутри блока - по 10 минут.
проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними.
 
5. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому (запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя).  
В тематическом (межпредметном) погружении, или «погружении в образ» делается попытка «погружения» не в один отдельно взятый предмет, а в одну большую тему, охватывающую все предметы, которые работают на один цельный образ (объект). Примеры: погружение в темы «Океан», «Космос», «Природа родного края».
6. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской.
ия задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.
!!!!!!!!!!!!Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Версия 16:43, 29 мая 2024


5.00
(3 голоса)
Аннотация Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников
Цель технологии передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др.
Специфика работы с содержанием обучения по алгоритму
Методы, приемы, средства обучения Основные элементы технологии - методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция
Дидактические приемы обучения В его эксперименте первоепогружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сразу после каждой пары часов разрядка – музыка, хореография, физкультура), и за 32 часа был пройден курс всего учебного года. Второепогружение состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье– через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое– всередине апреля. Они длились от четырех до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным».
Важные для технологии понятия (если есть) Индукция, Социализация, Социоконструкция, Афиширование, Разрыв, Рефлексия
Год создания технологии (если есть) 20 век
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1716985399&tld=ru&lang=ru&name=g-selevko ehnciklopedija obrazovatelnykh tekhnolog.pdf&text=Селевко%20Технология%20мастерских&url=https%3A%2F%2Fddtks.ru%2Ffiles%2Fdocuments%2Fmetod%2Fg-selevko ehnciklopedija obrazovatelnykh tekhnolog.pdf&lr=20243&mime=pdf&l10n=ru&sign=3828ec19230400384df0c8fb6f87f644&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1716985399%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dg-selevko ehnciklopedija obrazovatelnykh tekhnolog.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25BE%2B%25D0%25A2%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D1%2585%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fddtks.ru%2Ffiles%2Fdocuments%2Fmetod%2Fg-selevko ehnciklopedija obrazovatelnykh tekhnolog.pdf%26lr%3D20243%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D3828ec19230400384df0c8fb6f87f644%26keyno%3D0%26nosw%3D1
Основные источники Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
Дополнительные источники https://studfile.net/preview/6175519/page:39/

Форма оценивания образовательной технологий

Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего наведение на проблему. 1. Индукция. Проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. 2.Социоконструкция - построение, создание результата группой. Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. 3. Социализация - выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу. 4. Афиширование - вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. 5. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому (запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя). 6. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. ия задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера. !!!!!!!!!!!!Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.