Проблемное обучение: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся. |similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся |Environment=Создан...»)
 
Строка 1: Строка 1:
{{EducationalTechnology
{{EducationalTechnology
|Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде
|Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся.
всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных
|Affective_tasks=Целевые ориентации  Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.  Повышение прочности знаний.  Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).  Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.  Развитие познавательных и творческих способностей.
открытий учащихся.
|Specific_Ed_Content=Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
|Environment=Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии
|Didactic_conditions=проблемная ситуация
|similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся
|similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся
|Environment=Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии
|launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг.
|launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг.
}}
}}
Модель проблемного обучения
Модель проблемного обучения
1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся
1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью
выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью
на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы);
на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение
2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению:
проблемы);
2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную
задачу (задачи), принимают её к решению:
3. Организация работы учащихся над решением.
3. Организация работы учащихся над решением.
Педагог создаёт условия, в которых учащиеся:
Педагог создаёт условия, в которых учащиеся:

Версия 18:13, 3 апреля 2024


5.00
(9 голосов)
Аннотация в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся.
Цель технологии Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей.
Специфика работы с содержанием обучения Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Методы, приемы, средства обучения Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии
Дидактические приемы обучения проблемная ситуация
Важные для технологии понятия (если есть) рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся
Год создания технологии (если есть) с середины 1950-х начала 1960-х гг.«с середины 1950-х начала 1960-х гг.» содержит посторонний дефис или другой символ, не допустимый в дате.
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии
Основные источники
Дополнительные источники

Форма оценивания образовательной технологий

Модель проблемного обучения 1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы); 2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению: 3. Организация работы учащихся над решением. Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: - проводят анализ условий задачи, выявляют известное и неизвестное; В целом процессуально-ориентированное проблемное обучение соответствует общемировому тренду дидактических поисков. Однако в советской/российской педагогике есть инновационные проблемно- ориентированные дидактические разработки, которые не имеют прецедентов в мировой практике. К числу рассматриваемых нами поисков относятся: общедидактическая теория содержания образования и процесса обучения, организационно-деятельностная педагогика, обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий, Развивающее обучение мыследеятельностная педагогика, Школа диалога культур, ТРИЗ-педагогика, экстремальное образование и др. - изучают/обсуждают возможность применить известную модель или алгоритм к условиям задачи: - выдвигают гипотезу (гипотезы), направления решения задачи; - разрабатывают один или несколько вариантов решения: - выполняют выбранный план решения: - проводят проверку полученного результата. 4. Организация рефлексии (выделена в отдельный этап условно, сопровождает все шаги). Учащиеся проводят: - анализ способа решения, процесса решения; - анализ возможностей применения полученного опыта решения.