Матрица: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Новая страница: «{{Понятие}} : <math> \begin{cases}a_{11}x_1 + a_{12}x_2 + \ldots + a_{1n}x_n = b_1 \\a_{21}x_1 + a_{22}x_2 + \ldots + a_{2n}x_n = b_2 \\ \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \\a_{m1}x_1 + a_{m2}x_2 + \ldots + a_{mn}x_n = b_m \end{cases}</math>.»)
 
Строка 1: Строка 1:
{{Понятие}}
{{Понятие
|Description=Ма́трица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целых, действительных или комплексных чисел), который представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся его элементы. Количество строк и столбцов задает размер матрицы. Матрицу можно также представить в виде функции двух дискретных аргументов. Хотя исторически рассматривались, например, треугольные матрицы, в настоящее время говорят исключительно о матрицах прямоугольной формы, так как они являются наиболее удобными и общими.
|Field_of_knowledge=NetSci, Математика
}}
Матрицы широко применяются в математике для компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений. В этом случае количество строк матрицы соответствует числу уравнений, а количество столбцов — количеству неизвестных. В результате решение систем линейных уравнений сводится к операциям над матрицами. Впервые матрицы упоминались ещё в древнем Китае, называясь тогда «волшебным квадратом». Основным применением матриц было решение линейных уравнений. Также волшебные квадраты были известны чуть позднее у арабских математиков, примерно тогда появился принцип сложения матриц. После развития теории определителей в конце 17-го века Габриэль Крамер начал разрабатывать свою теорию в 18-м столетии и опубликовал «правило Крамера» в 1751 году. Примерно в этом же промежутке времени появился «метод Гаусса».
 
== Системы линейных уравнений ==
 
: <math>
: <math>
\begin{cases}a_{11}x_1 + a_{12}x_2 + \ldots + a_{1n}x_n = b_1
\begin{cases}a_{11}x_1 + a_{12}x_2 + \ldots + a_{1n}x_n = b_1
Строка 6: Строка 13:
\\a_{m1}x_1 + a_{m2}x_2 + \ldots + a_{mn}x_n = b_m
\\a_{m1}x_1 + a_{m2}x_2 + \ldots + a_{mn}x_n = b_m
\end{cases}</math>.
\end{cases}</math>.
Эта система состоит из <math>m</math> [[Линейное уравнение|линейных уравнений]] относительно <math>n</math> неизвестных. Она может быть записана в виде следующего матричного уравнения :
: <math>Ax = b</math>,
где
: <math>A =
\begin{pmatrix} a_{11} & a_{12} & \cdots & a_{1n}
\\a_{21} & a_{22} & \cdots & a_{2n}
\\ \vdots & \vdots & \ddots & \vdots
\\ a_{m1} & a_{m2} & \cdots & a_{mn}
\end{pmatrix} ;
\quad x = \begin{pmatrix} x_{1} \\
x_{2} \\ \vdots \\ x_{n} \end{pmatrix} ;
\quad b = \begin{pmatrix} b_{1} \\
b_{2} \\
\vdots \\
b_{m} \end{pmatrix}</math>
Матрица <math>A</math> — это матрица коэффициентов системы линейных уравнений, вектор-столбец <math>x</math> — вектор неизвестных, а вектор-столбец <math>b</math> — некоторый заданный вектор.

Версия 12:47, 4 февраля 2023


Описание Ма́трица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целых, действительных или комплексных чисел), который представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся его элементы. Количество строк и столбцов задает размер матрицы. Матрицу можно также представить в виде функции двух дискретных аргументов. Хотя исторически рассматривались, например, треугольные матрицы, в настоящее время говорят исключительно о матрицах прямоугольной формы, так как они являются наиболее удобными и общими.
Область знаний NetSci, Математика
Авторы
Поясняющее видео
Близкие понятия
Среды и средства для освоения понятия

Матрицы широко применяются в математике для компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений. В этом случае количество строк матрицы соответствует числу уравнений, а количество столбцов — количеству неизвестных. В результате решение систем линейных уравнений сводится к операциям над матрицами. Впервые матрицы упоминались ещё в древнем Китае, называясь тогда «волшебным квадратом». Основным применением матриц было решение линейных уравнений. Также волшебные квадраты были известны чуть позднее у арабских математиков, примерно тогда появился принцип сложения матриц. После развития теории определителей в конце 17-го века Габриэль Крамер начал разрабатывать свою теорию в 18-м столетии и опубликовал «правило Крамера» в 1751 году. Примерно в этом же промежутке времени появился «метод Гаусса».

Системы линейных уравнений

[math]\displaystyle{ \begin{cases}a_{11}x_1 + a_{12}x_2 + \ldots + a_{1n}x_n = b_1 \\a_{21}x_1 + a_{22}x_2 + \ldots + a_{2n}x_n = b_2 \\ \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \cdots \\a_{m1}x_1 + a_{m2}x_2 + \ldots + a_{mn}x_n = b_m \end{cases} }[/math].

Эта система состоит из [math]\displaystyle{ m }[/math] линейных уравнений относительно [math]\displaystyle{ n }[/math] неизвестных. Она может быть записана в виде следующего матричного уравнения :

[math]\displaystyle{ Ax = b }[/math],

где

[math]\displaystyle{ A = \begin{pmatrix} a_{11} & a_{12} & \cdots & a_{1n} \\a_{21} & a_{22} & \cdots & a_{2n} \\ \vdots & \vdots & \ddots & \vdots \\ a_{m1} & a_{m2} & \cdots & a_{mn} \end{pmatrix} ; \quad x = \begin{pmatrix} x_{1} \\ x_{2} \\ \vdots \\ x_{n} \end{pmatrix} ; \quad b = \begin{pmatrix} b_{1} \\ b_{2} \\ \vdots \\ b_{m} \end{pmatrix} }[/math]

Матрица [math]\displaystyle{ A }[/math] — это матрица коэффициентов системы линейных уравнений, вектор-столбец [math]\displaystyle{ x }[/math] — вектор неизвестных, а вектор-столбец [math]\displaystyle{ b }[/math] — некоторый заданный вектор.