Построение сетевых сообществ. Введение: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Содержимое страницы заменено на «{{Событие |Description=Вводное занятие учебного курса |has start=2022-10-25T16:00:33.000Z |has end=2022-10-25T17:30:33.000Z |color=orange |Website=http://digida.mgpu.ru/ }} см. РУП Построение сетевых сообществ»)
Метка: замена
 
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника)
Строка 6: Строка 6:
|Website=http://digida.mgpu.ru/
|Website=http://digida.mgpu.ru/
}}
}}
== Цель, результаты освоения дисциплины ==
см. РУП [[Построение сетевых сообществ]]
 
'''Целью освоения дисциплины''' является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
 
 
'''Результаты обучения''': слушатель понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.
 
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
; Знать
* основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ;
* различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
* '''организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ'''
* жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
* стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
* '''источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ'''
* среды моделирования коллективного поведения
 
; Уметь:
* создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ;
* '''создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ''';
* использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
* '''анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов''';
* выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
* использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
 
; Владеть:
* навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
* '''методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ'''
* методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
 
== Содержание разделов дисциплины: ==
 
[[:Категория:Сообщество]]
 
=== Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ ===
 
Понятие сообщества. [[Акторно-сетевая теория]] и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Венгер и Лав. Ресурсы, [[Законное периферийное участие|периферийное участие]], [[социальный объект|социальные]] и граничные объекты, [[место связности|места связности]], объединяющие членов сообщества практики.
 
=== Тема 2. Организационные схемы сообществ ===
 
 
Типология сетевых сообществ.
 
Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ ([[форум]]ы, [[вики]], блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).
 
Специализированные сообщества создателей образовательного контента. 
 
Организационные схемы представления сетевых сообществ.
 
; [[StackOverFlow Diagram]] - как пример
<graphviz>
digraph StakOverFlow {
rankdir=BT ;
node [fontsize=14, shape="ellipse"] ;
Автор ;
"Участник" ;
Администратор ;
Патруль ;
 
node[fontsize=14, shape="cylinder"] ;
"Коллекция"
node[fontsize=14, shape="component"] ;
"Вопрос" ;
"Решение" ;
 
"Вопрос" -> "Коллекция" [label="Is Part of" fontsize=10];
"Решение"  -> "Вопрос" [label="Is Part of" fontsize=10];
Автор -> "Вопрос"  [label="Create" fontsize=10];
Патруль -> "Вопрос" [label="Verify" fontsize=10];
Участник -> "Решение"  [label="Edit" fontsize=10];
Участник -> "Решение"  [label="Choose" fontsize=10];
Администратор -> Патруль  [label="Delegate" fontsize=10];
}
</graphviz>
 
Возможности, которые открывают сообщества для своих участников.
 
 
=== Тема 3 Управление сетевой деятельностью ===
Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.
 
[[Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf|PDF презентация к семинару]]
 
=== Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ ===
[[Сетевой анализ]] деятельности участников сетевых сообществ. Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах. Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
 
=== Тема 5 Карты сообществ ===
 
Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных [[лог-файл]]ов.
Статические и динамические [[граф]]ы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.
 
http://letopisi.org/images/graphviz/d8e7394af1f0dc57fdd27f3b85b6d405.png
 
Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.
 
http://letopisi.org/images/graphviz/558d01d57ecd504234f3ddcd437fddf1.png
 
 
== Литература ==
# Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
# Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
# Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
# Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2.  С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
# Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
# Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 [http://www.uic.unn.ru/pustyn/papers/scratch_netw.pdf pdf]
# Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009.  - 176 с.
# Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.
 
== Видеоматериалы ==
 
; https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
: Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования
 
{{#widget:YouTube|id=lXuMyUrvMLc|start=5}}
 
; https://youtu.be/SlWh0aq69rg
: Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов
 
{{#widget:YouTube|id=SlWh0aq69rg|start=5}}
----
 
; https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
: The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling
 
{{#widget:YouTube|id=Az3S2m2fDvE|start=5}}
----
 
; https://youtu.be/_IRTKplE7nw
: Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo
 
{{#widget:YouTube|id=_IRTKplE7nw|start=5}}
----
 
; https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
: Моделирование организационного поведения
{{#widget:YouTube|id=PTZcS_Bsixc|start=5}}
----
 
== Ссылки на сообщества ==
 
=== Социальные объекты сообщества ===
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены [[социальный объект|социальные объекты]]
 
{{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Social Object::+]] |?Адрес_сообщества | ?Description | ?Social Object }}
 
=== Цели сообщества объекты сообщества ===
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены цели сообщества:
{{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Цель сообщества::+]] |?Адрес_сообщества | ?Цель сообщества }}
 
== Критерии оценки по дисциплине ==
 
{| {{prettytable}}
|-
!{{Hl2}}| Образовательный результат
!{{Hl2}}| Тема
!{{Hl2}}| Задание
!{{Hl2}}| Пример
|-
| Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты
|  Ключевые понятия и теории сообществ
| Принять участие в обсуждении понятия [[Социальный объекты]], привести собственные примеры социальных объектов
| {{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Social Object::+]] | ?Social Object | mainlabel=-}}
|-
| Знать, создавать и организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
|Организационные схемы сообществ
| Создать организационную схему для одного из сообществ, уже размещенных в вики
| {{#ask: [[Category:Сообщество]] [[diagram::+]] | ?diagram | mainlabel=- }}
|-
| Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ
| Управление сетевой деятельностью
| Подготовить категорию, форму и шаблон для группы участников
|Пример - [[:Категория:UserHSE]]
|-
| Анализировать деятельность сетевых сообществ, выявлять ключевых участников
| Анализ динамики формирования и развития сообществ
| Построить социограмму совместной деятельности на базе готового датасета
|Пример
|-
| Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
| Карты сообществ, искусственные сообщества
| Собрать данные с искусственного поля
|Пример
|}

Текущая версия на 13:21, 6 ноября 2022


Описание события Вводное занятие учебного курса
Тип события
Начало 2022-10-25T16:00:33.000Z
Окончание 2022-10-25T17:30:33.000Z
color orange
Адрес события http://digida.mgpu.ru/
Видео запись события
Среды и средства, которые использовались в рамках события
Формируемые в рамках события компетенции
Область знаний
Местоположение
Формат реализации
Карта
Идёт загрузка карты…


см. РУП Построение сетевых сообществ