Педагогика сотрудничества: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфе ре образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование вклю...»)
 
 
(не показаны 23 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{EducationalTechnology
{{EducationalTechnology
|Description=Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфе ре образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка.
|Description=В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.
|similar_concepts=Образовательная деятельность, Макротехнология, модульное обучение, Образовательный процесс, Цикл учебной деятельности
<b><i>Пять глаголов личностного подхода (по Е. Н. Ильину)
|Environment=догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принужде ния, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследо вательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диа логические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-технологии
Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!</i></b>
|Affective_tasks=Повышение самоуважения ребенка к самому себе
 
|launch year=1998 год
Комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов <i>«чему»</i> и <i>«как»</i>
|Website=https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html
учить сегодня детей:
 
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
 
• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам
мышления;
 
• происходит объединение, интеграция школьных дисциплин;
 
• развивается вариативность и дифференциация обучения;
 
• используется положительная стимуляция ученья.
|Affective_tasks=Отношения сотрудничества и взаимодействия с учащимися, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в коллективе, личностного подхода.
|Specific_Ed_Content=совместная развивающая деятельность взрослых и де- тей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совмест- ным анализом хода и результатов этой деятельности
|Environment=Переход от педагогики требований к педагогике отношений, Единство обучения и воспитания, Проблемно-поисковые методы, игровые  методы, диалогические методы, Гуманно-личностный подход к ребенку, Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, Концепция гуманистического коллективного воспитания, Педагогизация окружающей среды
|Didactic_conditions=Гуманно-личностный подход к ребенку, субъект-субъектный
|similar_concepts=Демократизация личности
|launch year=1980е года
|Website=https://cyberleninka.ru/article/n/idei-pedagogiki-sotrudnichestva-kak-sposob-preodoleniya-faktora-neopredelennosti-v-srednem-obrazovanii/viewer
}}
}}
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проекти ровочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и со циальной действительности; он позволяет:
Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов групп тезисов-идей в «Учительской газете».<br>
с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
I. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86)<br>
– анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
II. Манифест «Демократизация личности» (Учительская газета, 17.10.87)<br>
– комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; – обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
III. Манифест «Методика обновления» (Учительская газета, 19.03.88)<br>
– уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; – оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
IV. Манифест «Войдем в новую школу» (Учительская газета, 18.10.88)<br>
выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для реше ния возникающих социально-педагогических проблем
V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)<br>
11
VI. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. – 3.09.1996. – No 83)<br>
Технологический подход к обучению, предусматривает точное инструментальное управ ление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей; сегодня он активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Клари на, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Оваки мяна, В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, А.И. Умана и других уче ных, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).  
VII. Манифест «Человек свободный» (Первое сентября. – 1.09.1994. – No 83)<br>
По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
 
Конечно, следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогиче ским процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педа гогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений
В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления («кита»):<br>
<b>  Гуманно-личностный подход к ребенку </b><br>
Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих отношение к личности ребенка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.<br>
<b>Дидактический активизирующий и развивающий комплекс </b><br>
Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи раз-
вития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содер-
жания и структуры учебного материала, применения современных информационно-техниче-
ских средств обучения и т.д.<br>
<b>Концепция гуманистического коллективного воспитания</b><br>
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию
развития воспитания в советской школе:<br>
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;<br>
- превращение школы Знания в школу Воспитания;<br>
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;<br>
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;<br>
- новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;<br>
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;<br>
- возрождение русских национальных и культурных традиций;<br>
- постановка трудной цели.<br>
При этом коллектив оставался и целью, и одним из важнейших средств воспитания.<br>
<b>Педагогизация окружающей среды</b><br>
Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагогической средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.
 
https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/0/0MPbcQWdg6Vyl5BXvmGsxja93HkCeI1nLtiNUZ/slide-8.jpg

Текущая версия на 18:15, 3 апреля 2024


0.00
(0 голосов)
Аннотация В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Пять глаголов личностного подхода (по Е. Н. Ильину) Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!

Комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• происходит объединение, интеграция школьных дисциплин;

• развивается вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Цель технологии Отношения сотрудничества и взаимодействия с учащимися, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в коллективе, личностного подхода.
Специфика работы с содержанием обучения совместная развивающая деятельность взрослых и де- тей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совмест- ным анализом хода и результатов этой деятельности
Методы, приемы, средства обучения Переход от педагогики требований к педагогике отношений, Единство обучения и воспитания, Проблемно-поисковые методы, игровые методы, диалогические методы, Гуманно-личностный подход к ребенку, Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, Концепция гуманистического коллективного воспитания, Педагогизация окружающей среды
Дидактические приемы обучения Гуманно-личностный подход к ребенку, субъект-субъектный
Важные для технологии понятия (если есть) Демократизация личности
Год создания технологии (если есть) 1980е года
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://cyberleninka.ru/article/n/idei-pedagogiki-sotrudnichestva-kak-sposob-preodoleniya-faktora-neopredelennosti-v-srednem-obrazovanii/viewer
Основные источники
Дополнительные источники

Форма оценивания образовательной технологий

Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идей в «Учительской газете».
I. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86)
II. Манифест «Демократизация личности» (Учительская газета, 17.10.87)
III. Манифест «Методика обновления» (Учительская газета, 19.03.88)
IV. Манифест «Войдем в новую школу» (Учительская газета, 18.10.88)
V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)
VI. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. – 3.09.1996. – No 83)
VII. Манифест «Человек свободный» (Первое сентября. – 1.09.1994. – No 83)

В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления («кита»):
Гуманно-личностный подход к ребенку
Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих отношение к личности ребенка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи раз- вития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содер- жания и структуры учебного материала, применения современных информационно-техниче- ских средств обучения и т.д.
Концепция гуманистического коллективного воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- постановка трудной цели.
При этом коллектив оставался и целью, и одним из важнейших средств воспитания.
Педагогизация окружающей среды
Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагогической средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/0/0MPbcQWdg6Vyl5BXvmGsxja93HkCeI1nLtiNUZ/slide-8.jpg