Проблемное обучение: различия между версиями
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся. |similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся |Environment=Создан...») |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{EducationalTechnology | {{EducationalTechnology | ||
|Description=в | |Description=Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД). | ||
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: | |||
141 | |||
• решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. по- | |||
иск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида | |||
проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; | |||
• решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического реше- | |||
ний, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобре- | |||
тение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических | |||
учебных проблем; | |||
• создание художественных решений (художественное творчество) – художественное | |||
отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, | |||
игру, музицирование и т.п. | |||
|Affective_tasks=Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей. | |||
|Specific_Ed_Content=Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. | |||
|Environment=Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии | |||
|Didactic_conditions=проблемная ситуация | |||
|similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся | |similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся | ||
|launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг. | |launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг. | ||
|Website=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 | |||
|ОсновныеИсточникиОбразовательнойТехнологии=Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий | |||
|Sourses=Кларин М.В. Инновационные модели обучения | |||
}} | }} | ||
Модель проблемного обучения | Модель проблемного обучения | ||
1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся | 1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью | ||
выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью | на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы); | ||
на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение | 2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению: | ||
проблемы); | |||
2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную | |||
задачу (задачи), принимают её к решению: | |||
3. Организация работы учащихся над решением. | 3. Организация работы учащихся над решением. | ||
Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: | Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: |
Текущая версия на 18:38, 3 апреля 2024
Аннотация | Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: 141 • решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. по- иск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; • решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического реше- ний, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобре- тение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; • создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п. |
---|---|
Цель технологии | Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей. |
Специфика работы с содержанием обучения | Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. |
Методы, приемы, средства обучения | Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии |
Дидактические приемы обучения | проблемная ситуация |
Важные для технологии понятия (если есть) | рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся |
Год создания технологии (если есть) | с середины 1950-х начала 1960-х гг.«с середины 1950-х начала 1960-х гг.» содержит посторонний дефис или другой символ, не допустимый в дате. |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники | Кларин М.В. Инновационные модели обучения |
Форма оценивания образовательной технологий
Модель проблемного обучения 1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы); 2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению: 3. Организация работы учащихся над решением. Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: - проводят анализ условий задачи, выявляют известное и неизвестное; В целом процессуально-ориентированное проблемное обучение соответствует общемировому тренду дидактических поисков. Однако в советской/российской педагогике есть инновационные проблемно- ориентированные дидактические разработки, которые не имеют прецедентов в мировой практике. К числу рассматриваемых нами поисков относятся: общедидактическая теория содержания образования и процесса обучения, организационно-деятельностная педагогика, обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий, Развивающее обучение мыследеятельностная педагогика, Школа диалога культур, ТРИЗ-педагогика, экстремальное образование и др. - изучают/обсуждают возможность применить известную модель или алгоритм к условиям задачи: - выдвигают гипотезу (гипотезы), направления решения задачи; - разрабатывают один или несколько вариантов решения: - выполняют выбранный план решения: - проводят проверку полученного результата. 4. Организация рефлексии (выделена в отдельный этап условно, сопровождает все шаги). Учащиеся проводят: - анализ способа решения, процесса решения; - анализ возможностей применения полученного опыта решения.