|
|
(не показаны 24 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 6: |
Строка 6: |
| |Website=http://digida.mgpu.ru/ | | |Website=http://digida.mgpu.ru/ |
| }} | | }} |
| == Цель, результаты освоения дисциплины ==
| | см. РУП [[Построение сетевых сообществ]] |
| | |
| Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
| |
| Результаты обучения: слушатель понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.
| |
| В результате освоения дисциплины слушатель должен:
| |
| ; Знать
| |
| * основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ;
| |
| * различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
| |
| * '''организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ'''
| |
| * жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
| |
| * стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
| |
| * '''источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ'''
| |
| * среды моделирования коллективного поведения
| |
| | |
| ; Уметь:
| |
| * создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ;
| |
| * '''создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ''';
| |
| * использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
| |
| * '''анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов''';
| |
| * выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
| |
| * использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
| |
| | |
| ; Владеть:
| |
| * навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
| |
| * '''методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ'''
| |
| * методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
| |
| | |
| == Содержание разделов дисциплины: ==
| |
| | |
| [[:Категория:Сообщество]]
| |
| | |
| === Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ ===
| |
| | |
| Понятие сообщества. [[Акторно-сетевая теория]] и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Венгер и Лав. Ресурсы, [[Законное периферийное участие|периферийное участие]], социальные и граничные объекты, [[место связности|места связности]], объединяющие членов сообщества практики.
| |
| | |
| === Тема 2. Организационные схемы сообществ ===
| |
| | |
| | |
| Типология сетевых сообществ.
| |
| | |
| Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ ([[форум]]ы, [[вики]], блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).
| |
| | |
| Специализированные сообщества создателей образовательного контента. Организационные схемы представления сетевых сообществ. Возможности, которые открывают сообщества для своих участников.
| |
| | |
| | |
| === Тема 3 Управление сетевой деятельностью ===
| |
| Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.
| |
| | |
| | |
| | |
| === Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ ===
| |
| [[Сетевой анализ]] деятельности участников сетевых сообществ. Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах. Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
| |
| | |
| === Тема 5 Карты сообществ ===
| |
| | |
| Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных [[лог-файл]]ов.
| |
| Статические и динамические [[граф]]ы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.
| |
| | |
| http://letopisi.org/images/graphviz/d8e7394af1f0dc57fdd27f3b85b6d405.png
| |
| | |
| Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.
| |
| | |
| http://letopisi.org/images/graphviz/558d01d57ecd504234f3ddcd437fddf1.png
| |
| | |
| | |
| == Литература ==
| |
| # Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
| |
| # Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
| |
| # Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
| |
| # Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
| |
| # Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
| |
| # Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 [http://www.uic.unn.ru/pustyn/papers/scratch_netw.pdf pdf]
| |
| # Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
| |
| # Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.
| |
| | |
| == Видеоматериалы ==
| |
| | |
| ; https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
| |
| : Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования
| |
| ; https://youtu.be/SlWh0aq69rg
| |
| : Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов
| |
| ; https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
| |
| : The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling
| |
| ; https://youtu.be/_IRTKplE7nw
| |
| : Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo
| |
| ; https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
| |
| : Моделирование организационного поведения
| |
| | |
| == Ссылки на сообщества ==
| |