Проблемное обучение: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся. |similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся |Environment=Создан...»)
 
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{EducationalTechnology
{{EducationalTechnology
|Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде
|Description=Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).
всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
открытий учащихся.
141
• решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. по-
иск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
• решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического реше-
ний, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобре-
тение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических
учебных проблем;
• создание художественных решений (художественное творчество) – художественное
отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование,
игру, музицирование и т.п.
|Affective_tasks=Целевые ориентации  Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.  Повышение прочности знаний.  Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).  Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.  Развитие познавательных и творческих способностей.
|Specific_Ed_Content=Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
|Environment=Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии
|Didactic_conditions=проблемная ситуация
|similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся
|similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся
|Environment=Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии
|launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг.
|launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг.
|Website=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
|ОсновныеИсточникиОбразовательнойТехнологии=Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
|Sourses=Кларин М.В. Инновационные модели обучения
}}
}}
Модель проблемного обучения
Модель проблемного обучения
1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся
1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью
выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью
на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы);
на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение
2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению:
проблемы);
2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную
задачу (задачи), принимают её к решению:
3. Организация работы учащихся над решением.
3. Организация работы учащихся над решением.
Педагог создаёт условия, в которых учащиеся:
Педагог создаёт условия, в которых учащиеся:

Текущая версия на 18:38, 3 апреля 2024


5.00
(9 голосов)
Аннотация Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: 141 • решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. по- иск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; • решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического реше- ний, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобре- тение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; • создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Цель технологии Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей.
Специфика работы с содержанием обучения Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Методы, приемы, средства обучения Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии
Дидактические приемы обучения проблемная ситуация
Важные для технологии понятия (если есть) рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся
Год создания технологии (если есть) с середины 1950-х начала 1960-х гг.«с середины 1950-х начала 1960-х гг.» содержит посторонний дефис или другой символ, не допустимый в дате.
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Основные источники Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
Дополнительные источники Кларин М.В. Инновационные модели обучения

Форма оценивания образовательной технологий

Модель проблемного обучения 1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы); 2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению: 3. Организация работы учащихся над решением. Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: - проводят анализ условий задачи, выявляют известное и неизвестное; В целом процессуально-ориентированное проблемное обучение соответствует общемировому тренду дидактических поисков. Однако в советской/российской педагогике есть инновационные проблемно- ориентированные дидактические разработки, которые не имеют прецедентов в мировой практике. К числу рассматриваемых нами поисков относятся: общедидактическая теория содержания образования и процесса обучения, организационно-деятельностная педагогика, обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий, Развивающее обучение мыследеятельностная педагогика, Школа диалога культур, ТРИЗ-педагогика, экстремальное образование и др. - изучают/обсуждают возможность применить известную модель или алгоритм к условиям задачи: - выдвигают гипотезу (гипотезы), направления решения задачи; - разрабатывают один или несколько вариантов решения: - выполняют выбранный план решения: - проводят проверку полученного результата. 4. Организация рефлексии (выделена в отдельный этап условно, сопровождает все шаги). Учащиеся проводят: - анализ способа решения, процесса решения; - анализ возможностей применения полученного опыта решения.