Технология уровневой дифференциации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:


Дифференциация применяется по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы), по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы), по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы), по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.), по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.), по личностно-психологическим типам (типу мышления,…), по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
Дифференциация применяется по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы), по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы), по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы), по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.), по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.), по личностно-психологическим типам (типу мышления,…), по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
По особенностям организации гомогенных групп выделяют: а) внешнюю дифференциацию: – региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); – внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); – в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); – межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
По особенностям организации гомогенных групп выделяют: а) внешнюю дифференциацию: – региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); – внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); – в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); – межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).


Примерами использования данной технологии является Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик, 1981) и Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов, 1994).
Примерами использования данной технологии является Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик, 1981) и Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов, 1994). Во внутриклассной дифференциации выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. В модели Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).  


Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.
Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.

Текущая версия на 18:27, 3 апреля 2024


5.00
(9 голосов)
Аннотация Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В данной технологии используется дифференцированный подход: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Дифференциация применяется по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы), по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы), по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы), по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.), по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.), по личностно-психологическим типам (типу мышления,…), по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы). По особенностям организации гомогенных групп выделяют: а) внешнюю дифференциацию: – региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); – внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); – в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); – межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); б) внутреннюю дифференциацию: внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Примерами использования данной технологии является Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик, 1981) и Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов, 1994). Во внутриклассной дифференциации выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. В модели Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы. Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации формируются еще две сводные группы: группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки.

Цель технологии Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся. В модели сводных групп для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых - достижение обязательных результатов обучения.
Специфика работы с содержанием обучения Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
Методы, приемы, средства обучения Объяснительно-иллюстративные методы с элементами программирования, программированные средства, электронные средства, Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик), Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)
Дидактические приемы обучения работа по группам, семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
Важные для технологии понятия (если есть) Дифференцированное обучение, Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении), Принцип дифференциации обучения, Индивидуальное обучение
Год создания технологии (если есть) 1981
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://znanio.ru/pub/106
Основные источники Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
Дополнительные источники Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.

Форма оценивания образовательной технологий

https://medianar.ru/files/presentations/medianar_246/17.jpg