Проблемное обучение: различия между версиями
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся. |similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся |Environment=Создан...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{EducationalTechnology | {{EducationalTechnology | ||
|Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде | |Description=в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся. | ||
всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных | |Affective_tasks=Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей. | ||
открытий учащихся. | |Specific_Ed_Content=Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. | ||
|Environment=Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии | |||
|Didactic_conditions=проблемная ситуация | |||
|similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся | |similar_concepts=рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся | ||
|launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг. | |launch year=с середины 1950-х начала 1960-х гг. | ||
}} | }} | ||
Модель проблемного обучения | Модель проблемного обучения | ||
1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся | 1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью | ||
выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью | на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы); | ||
на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение | 2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению: | ||
проблемы); | |||
2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную | |||
задачу (задачи), принимают её к решению: | |||
3. Организация работы учащихся над решением. | 3. Организация работы учащихся над решением. | ||
Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: | Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: |
Версия 18:13, 3 апреля 2024
Аннотация | в проблемном обучении педагог выполняет роль прежде всего организатора учебно-познавательного поиска, собственных открытий учащихся. |
---|---|
Цель технологии | Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей. |
Специфика работы с содержанием обучения | Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. |
Методы, приемы, средства обучения | Создание проблемной ситуации, Постановка проблемы, организация рефлексии |
Дидактические приемы обучения | проблемная ситуация |
Важные для технологии понятия (если есть) | рефлексия, учебно-познавательный поиск, собственные открытия учащихся |
Год создания технологии (если есть) | с середины 1950-х начала 1960-х гг.«с середины 1950-х начала 1960-х гг.» содержит посторонний дефис или другой символ, не допустимый в дате. |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | |
Основные источники | |
Дополнительные источники |
Форма оценивания образовательной технологий
Модель проблемного обучения 1. Создание проблемной ситуации. Педагог побуждает учащихся выявить противоречия между имеющимися знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление (выявление, видение проблемы); 2. Постановка проблемы: учащиеся формулируют познавательную задачу (задачи), принимают её к решению: 3. Организация работы учащихся над решением. Педагог создаёт условия, в которых учащиеся: - проводят анализ условий задачи, выявляют известное и неизвестное; В целом процессуально-ориентированное проблемное обучение соответствует общемировому тренду дидактических поисков. Однако в советской/российской педагогике есть инновационные проблемно- ориентированные дидактические разработки, которые не имеют прецедентов в мировой практике. К числу рассматриваемых нами поисков относятся: общедидактическая теория содержания образования и процесса обучения, организационно-деятельностная педагогика, обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий, Развивающее обучение мыследеятельностная педагогика, Школа диалога культур, ТРИЗ-педагогика, экстремальное образование и др. - изучают/обсуждают возможность применить известную модель или алгоритм к условиям задачи: - выдвигают гипотезу (гипотезы), направления решения задачи; - разрабатывают один или несколько вариантов решения: - выполняют выбранный план решения: - проводят проверку полученного результата. 4. Организация рефлексии (выделена в отдельный этап условно, сопровождает все шаги). Учащиеся проводят: - анализ способа решения, процесса решения; - анализ возможностей применения полученного опыта решения.