UNESCO (ИКТ-компетентность учителей)
Описание стандарта | Рекомендации включают 18 компетенций, которые структурированы в соответствии с шестью аспектами профессиональной преподавательской деятельности и по трем уровням использования ИКТ в педагогических целях. |
---|---|
Область знаний | Информатика, Образование |
Веб-сайт - ссылка на стандарт | http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf |
Год создания стандарта | 2019 |
В Рекомендациях описывается полный набор компетенций, которыми должен обладать учитель для эффективной интеграции ИКТ в свою профессиональную практику, чтобы помочь учащимся достичь целей, предусмотренных учебной программой. Последовательная поддержка со стороны государства и постоянные инвестиции в обучение педагогов, а также согласованные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, формируют основу успешного применения этих Рекомендаций в соответствии с государственными и институциональными задачами. По этой причине в данном документе особое внимание уделяется важности постоянной поддержки непрерывного профессионального развития учителей, включая совершенствование их навыков в области ИКТ. В нем также содержатся примеры того, как эффективно применять данные Рекомендации для содействия повышению квалификации учителей в различных условиях. Мы стремимся укрепить наше сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, чтобы максимально эффективно использовать возможности ИКТ для развития навыков, необходимых для достижения успеха в условиях динамично развивающихся инклюзивных обществ знания.
Рекомендации включают 18 компетенций, которые структурированы в соответствии с шестью аспектами профессиональной преподавательской деятельности и по трем уровням использования ИКТ в педагогических целях. Основная идея заключается в том, что учителя, обладающие достаточными компетенциями для использования ИКТ в своей профессиональной практике, смогут обеспечить высокое качество образования и в конечном счете сумеют эффективно содействовать развитию ИКТ-компетенций учащихся. Ниже перечислены аспекты профессиональной деятельности учителей. {{#ask: [[Category:Competence]] [[Источник::UNESCO]] | format=ol }}
- Грамотно выбирать ИКТ для поддержки конкретных методик обучения и преподавания
- Играть ведущую роль в разработке ИКТ-стратегии школы
- Иметь представление о функциях оборудования и стандартных офисных приложений и уметь их использовать
- Интегрировать ИКТ в программу изучения конкретного предмета
- Использовать ИКТ для самостоятельного профессионального развития
- Использовать технологии для взаимодействия с профессиональным сообществом
- Критически оценивать институциональные и государственные образовательные политики
- Определять пути максимально эффективного использования личностно-ориентированного подхода к обучению
- Организовать пространство для занятий для поддержки различных методик инклюзивного обучения
- Постоянно заниматься инновационной деятельностью
- При определении параметров обучения предусмотреть поощрение учащихся к самоорганизации
- Применять гибкий подход к использованию цифровых инструментов
- Проанализировать образовательные стандарты и определить возможности для использования ИКТ в педагогических целях
- Разрабатывать проектные учебные мероприятия с использованием ИКТ
- Разрабатывать, модифицировать и применять в учебном процессе педагогические практики, соответствующие международным документам
- Разъяснить, как их работа в классе соотносится с институциональной и/или государственной политикой и содействует ее реализации
- Сочетать различные цифровые инструменты и ресурсы
- Участвовать в формировании сообществ знаний
При подготовке второй редакции документа сотрудники ЮНЕСКО приняли решение отказаться от термина Стандарт и называть его Рекомендации ЮНЕСКО. Предполагается, что работники образования в разных странах будут использовать Рекомендации для того, чтобы разрабатывать свои национальные/региональные стандарты, и для них был зарезервирован термин Стандарт.
Литература
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0. UNESCO, 2011 - http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
- Уваров А.Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // Информатика и образование. 2013. № 1. P. 26 – 40.
- Kozma R.B. Transforming Education: The Power of ICT Policies. UNESCO, 2011. 244 p.
Первые символы кода модуля соответствует англоязычным названием соответствующих подходов: TL - Technology Literacy, KD - Knowledge Deepening , KC - Knowledge Creation.
Применение ИКТ (TL) | Освоение знаний (KD) | C Производство знаний (KC) | D - Неизвестное развитие | |
---|---|---|---|---|
1 Понимание роли ИКТ в образовании
Policy & Vision = политика и видение будущего |
1A Знакомство с образовательной политикой
Учителя знакомы с образовательной политикой и умеют рассказать на профессиональном языке, почему их педагогические практики соответствуют этой политике и как её реализуют |
1B Понимание образовательной политики
Учителя должны обладать глубоким знанием национальной политики и ее приоритетов, чтобы разрабатывать, модифицировать и реализовывать педагогические практики, которые соответствуют этой политике и ее приоритетам. |
1C Инициация инноваций
Учителя понимают замысел, лежащий в основе образовательной политики, способны внести вклад в обсуждении стратегии развития образования, а также в разработку и реализацию программ развития школы, направленных на достижение целей этой политики. |
1D |
2 Учебная программа и оценивание | 2A Базовые знания
Учителя отлично знают образовательные стандарты и требования к оцениванию образовательных результатов по своему предмету, способны инкорпорировать средства ИКТ в свою учебную программу. |
2B Применение знаний
Учителя обладают глубоким знанием своего предмета и способностью гибко применять эти знания в разнообразных ситуациях, уметь формулировать комплексные проблемы, решение которых позволяет оценивать понимание предмета учащимися. |
2C Умения жителя общества знаний - умения 21 века
Учителя знают о комплексном характере процесса развития человека (включая когнитивное, эмоциональное и физическое развитие), в каких условиях школьники лучше учатся. Умеют предвидеть и эффективно реагировать на трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, обладают соответствующими навыками, чтобы поддерживать этот процесс развития школьников. |
2D |
3 Педагогические практики | 3A Использование ИКТ
Учителя знают где, с кем и когда использовать (не использовать) ИКТ в учебной работе и для изложения материала. |
3B Решение комплексных задач
Учителя знакомы с личностно-ориентированным обучением, умело подают новую информацию и формируют проблемные задания; способны направлять работу учащихся по глубокому освоению материала; способны помочь учащимся разрабатывать планы, осуществлять и контролировать выполнение и получаемые результаты учебных проектов; умеют использовать формирующее оценивание, как основной инструмент для направления работы школьников. |
3C Способность к самообразованию Self-Management
Учителя способны в явном виде демонстрировать (моделировать, показывать на своем примере) процессы учения (освоения знаний), а также создавать ситуации, в которых учащиеся используют свои развивающиеся способности учиться и производить знания. |
3D |
4 Технические и программные средства | 4A 4. Базовые инструменты Педагоги должны знать базовые приемы работы с техническими и программными средствами; ПС, повышающие производительность труда; веб-браузер; коммуникационные ПС; средства презентационной графики; приложения для решения задач управления. | 4B KD.4. Сложные инструменты
Педагоги должны знать о различных инструментальных ПС и приложениях для своей предметной области, уметь гибко использовать эти ресурсы в различных ситуациях, которые возникают в ходе решения задач и выполнения учебных проектов. Педагоги должны уметь использовать сетевые ресурсы, чтобы помогать школьникам вести совместную работу, получать информацию и общаться с внешними экспертами для анализа и решения выбранных проблем. Учителя также должны уметь использовать ИКТ для подготовки планов проектной работы и наблюдения за их выполнением в ходе проведения индивидуальных или групповых учебных проектов. |
4C KC.4. Распространяющиеся технологии Pervasive tools
Педагоги должны уметь организовывать учебные сообщества в ИКТ- насыщенной среде, использовать ИКТ для развития умений учащихся производить знания и рефлексивно учиться постоянно. |
4D |
5 Управление образовательным процессом | 5A TL.5. Традиционные формы учебной работы Педагоги должны уметь использовать средства ИКТ для работы со всем классом, в малых группах, а также для индивидуальной работы. Они должны предоставлять всем учащимся равный доступ к средствам ИКТ. среде. | 5B KD.5. Группы сотрудничества
Педагоги должны уметь создавать гибкую учебную среду для работы в классе, включать в учебный процесс занятия, ориентируемые на интересы учащихся, и гибко использовать ИКТ для организации их совместной работы. |
5C KC.5. Обучающаяся организация
Учителя должны играть роль лидеров, проводя обучение и методическую поддержку своих коллег при разработке и воплощении в жизнь видения (стратегии развития) своей школы как инновационного обучающегося сообщества в ИКТ- насыщенной образовательной среде |
5D |
6 Профессиональное развитие | 6A TL.6. Компьютерная грамотность Учителя должны владеть навыками работы с ИКТ и знать веб-ресурсы, чтобы получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для их профессионального развития. | 6B KD.6. Помощь и наставничество Учителя должны уметь разрабатывать комплексные проекты и руководить их выполнением, сотрудничать с другими учителями и использовать компьютерные сети для получения информации, связи с коллегами и внешними экспертами, а также для своего профессионального развития. | 6C KC.6. Учитель как мастер учения - Teacher as model learner (Учитель как пример учащегося)
Педагоги должны быть способны, мотивированы и иметь желание экспериментировать, непрерывно учиться и использовать ИКТ для построения профессиональных учебных сообществ, нацеленных на получение новых знаний. |
6D |
Применение ИКТ | Освоение знаний | C Производство знаний | D - Неизвестное развитие |