UNESCO (ИКТ-компетентность учителей)

Материал из Поле цифровой дидактики
Описание стандарта Рекомендации включают 18 компетенций, которые структурированы в соответствии с шестью аспектами профессиональной преподавательской деятельности и по трем уровням использования ИКТ в педагогических целях.
Область знаний Информатика, Образование
Веб-сайт - ссылка на стандарт http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
Год создания стандарта 2019

В Рекомендациях описывается полный набор компетенций, которыми должен обладать учитель для эффективной интеграции ИКТ в свою профессиональную практику, чтобы помочь учащимся достичь целей, предусмотренных учебной программой. Последовательная поддержка со стороны государства и постоянные инвестиции в обучение педагогов, а также согласованные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, формируют основу успешного применения этих Рекомендаций в соответствии с государственными и институциональными задачами. По этой причине в данном документе особое внимание уделяется важности постоянной поддержки непрерывного профессионального развития учителей, включая совершенствование их навыков в области ИКТ. В нем также содержатся примеры того, как эффективно применять данные Рекомендации для содействия повышению квалификации учителей в различных условиях. Мы стремимся укрепить наше сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, чтобы максимально эффективно использовать возможности ИКТ для развития навыков, необходимых для достижения успеха в условиях динамично развивающихся инклюзивных обществ знания.

Рекомендации включают 18 компетенций, которые структурированы в соответствии с шестью аспектами профессиональной преподавательской деятельности и по трем уровням использования ИКТ в педагогических целях. Основная идея заключается в том, что учителя, обладающие достаточными компетенциями для использования ИКТ в своей профессиональной практике, смогут обеспечить высокое качество образования и в конечном счете сумеют эффективно содействовать развитию ИКТ-компетенций учащихся. Ниже перечислены аспекты профессиональной деятельности учителей. {{#ask: [[Category:Competence]] [[Источник::UNESCO]] | format=ol }}

  1. Грамотно выбирать ИКТ для поддержки конкретных методик обучения и преподавания
  2. Играть ведущую роль в разработке ИКТ-стратегии школы
  3. Иметь представление о функциях оборудования и стандартных офисных приложений и уметь их использовать
  4. Интегрировать ИКТ в программу изучения конкретного предмета
  5. Использовать ИКТ для самостоятельного профессионального развития
  6. Использовать технологии для взаимодействия с профессиональным сообществом
  7. Критически оценивать институциональные и государственные образовательные политики
  8. Определять пути максимально эффективного использования личностно-ориентированного подхода к обучению
  9. Организовать пространство для занятий для поддержки различных методик инклюзивного обучения
  10. Постоянно заниматься инновационной деятельностью
  11. При определении параметров обучения предусмотреть поощрение учащихся к самоорганизации
  12. Применять гибкий подход к использованию цифровых инструментов
  13. Проанализировать образовательные стандарты и определить возможности для использования ИКТ в педагогических целях
  14. Разрабатывать проектные учебные мероприятия с использованием ИКТ
  15. Разрабатывать, модифицировать и применять в учебном процессе педагогические практики, соответствующие международным документам
  16. Разъяснить, как их работа в классе соотносится с институциональной и/или государственной политикой и содействует ее реализации
  17. Сочетать различные цифровые инструменты и ресурсы
  18. Участвовать в формировании сообществ знаний

При подготовке второй редакции документа сотрудники ЮНЕСКО приняли решение отказаться от термина Стандарт и называть его Рекомендации ЮНЕСКО. Предполагается, что работники образования в разных странах будут использовать Рекомендации для того, чтобы разрабатывать свои национальные/региональные стандарты, и для них был зарезервирован термин Стандарт.

Литература

  1. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0. UNESCO, 2011 - http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf
  2. Уваров А.Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // Информатика и образование. 2013. № 1. P. 26 – 40.
  3. Kozma R.B. Transforming Education: The Power of ICT Policies. UNESCO, 2011. 244 p.

Первые символы кода модуля соответствует англоязычным названием соответствующих подходов: TL - Technology Literacy, KD - Knowledge Deepening , KC - Knowledge Creation.

Применение ИКТ (TL) Освоение знаний (KD) C Производство знаний (KC) D - Неизвестное развитие
1 Понимание роли ИКТ в образовании

Policy & Vision = политика и видение будущего

1A Знакомство с образовательной политикой

Учителя знакомы с образовательной политикой и умеют рассказать на профессиональном языке, почему их педагогические практики соответствуют этой политике и как её реализуют

1B Понимание образовательной политики

Учителя должны обладать глубоким знанием национальной политики и ее приоритетов, чтобы разрабатывать, модифицировать и реализовывать педагогические практики, которые соответствуют этой политике и ее приоритетам.

1C Инициация инноваций

Учителя понимают замысел, лежащий в основе образовательной политики, способны внести вклад в обсуждении стратегии развития образования, а также в разработку и реализацию программ развития школы, направленных на достижение целей этой политики.

1D
2 Учебная программа и оценивание 2A Базовые знания

Учителя отлично знают образовательные стандарты и требования к оцениванию образовательных результатов по своему предмету, способны инкорпорировать средства ИКТ в свою учебную программу.

2B Применение знаний

Учителя обладают глубоким знанием своего предмета и способностью гибко применять эти знания в разнообразных ситуациях, уметь формулировать комплексные проблемы, решение которых позволяет оценивать понимание предмета учащимися.

2C Умения жителя общества знаний - умения 21 века

Учителя знают о комплексном характере процесса развития человека (включая когнитивное, эмоциональное и физическое развитие), в каких условиях школьники лучше учатся. Умеют предвидеть и эффективно реагировать на трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, обладают соответствующими навыками, чтобы поддерживать этот процесс развития школьников.

2D
3 Педагогические практики 3A Использование ИКТ

Учителя знают где, с кем и когда использовать (не использовать) ИКТ в учебной работе и для изложения материала.

3B Решение комплексных задач

Учителя знакомы с личностно-ориентированным обучением, умело подают новую информацию и формируют проблемные задания; способны направлять работу учащихся по глубокому освоению материала; способны помочь учащимся разрабатывать планы, осуществлять и контролировать выполнение и получаемые результаты учебных проектов; умеют использовать формирующее оценивание, как основной инструмент для направления работы школьников.

3C Способность к самообразованию Self-Management

Учителя способны в явном виде демонстрировать (моделировать, показывать на своем примере) процессы учения (освоения знаний), а также создавать ситуации, в которых учащиеся используют свои развивающиеся способности учиться и производить знания.

3D
4 Технические и программные средства 4A 4. Базовые инструменты Педагоги должны знать базовые приемы работы с техническими и программными средствами; ПС, повышающие производительность труда; веб-браузер; коммуникационные ПС; средства презентационной графики; приложения для решения задач управления. 4B KD.4. Сложные инструменты

Педагоги должны знать о различных инструментальных ПС и приложениях для своей предметной области, уметь гибко использовать эти ресурсы в различных ситуациях, которые возникают в ходе решения задач и выполнения учебных проектов. Педагоги должны уметь использовать сетевые ресурсы, чтобы помогать школьникам вести совместную работу, получать информацию и общаться с внешними экспертами для анализа и решения выбранных проблем. Учителя также должны уметь использовать ИКТ для подготовки планов проектной работы и наблюдения за их выполнением в ходе проведения индивидуальных или групповых учебных проектов.

4C KC.4. Распространяющиеся технологии Pervasive tools

Педагоги должны уметь организовывать учебные сообщества в ИКТ- насыщенной среде, использовать ИКТ для развития умений учащихся производить знания и рефлексивно учиться постоянно.

4D
5 Управление образовательным процессом 5A TL.5. Традиционные формы учебной работы Педагоги должны уметь использовать средства ИКТ для работы со всем классом, в малых группах, а также для индивидуальной работы. Они должны предоставлять всем учащимся равный доступ к средствам ИКТ. среде. 5B KD.5. Группы сотрудничества

Педагоги должны уметь создавать гибкую учебную среду для работы в классе, включать в учебный процесс занятия, ориентируемые на интересы учащихся, и гибко использовать ИКТ для организации их совместной работы.

5C KC.5. Обучающаяся организация

Учителя должны играть роль лидеров, проводя обучение и методическую поддержку своих коллег при разработке и воплощении в жизнь видения (стратегии развития) своей школы как инновационного обучающегося сообщества в ИКТ- насыщенной образовательной среде

5D
6 Профессиональное развитие 6A TL.6. Компьютерная грамотность Учителя должны владеть навыками работы с ИКТ и знать веб-ресурсы, чтобы получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для их профессионального развития. 6B KD.6. Помощь и наставничество Учителя должны уметь разрабатывать комплексные проекты и руководить их выполнением, сотрудничать с другими учителями и использовать компьютерные сети для получения информации, связи с коллегами и внешними экспертами, а также для своего профессионального развития. 6C KC.6. Учитель как мастер учения - Teacher as model learner (Учитель как пример учащегося)

Педагоги должны быть способны, мотивированы и иметь желание экспериментировать, непрерывно учиться и использовать ИКТ для построения профессиональных учебных сообществ, нацеленных на получение новых знаний.

6D
Применение ИКТ Освоение знаний C Производство знаний D - Неизвестное развитие