Проблема подхода к изучению поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" в 9-м классе
Автор Ганина Мария
Проблема выбора методов и технологий изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» в школе является актуальной в связи с большим разнообразием методических рекомендаций и необходимостью выбора учителем наиболее эффективного пути анализа, который позволит раскрыть художественную ценность поэмы, ее важную роль в истории русской литературы для современных учеников.
Включение поэмы в школьную программу
Фрагменты «Мертвых душ» для школьного изучения были включены в «Полную русскую хрестоматию» А.Д.Галахова уже в 1843 году. В дореволюционной школе были намечены разные подходы к анализу поэмы. В учебнике В.Ф.Саводника (начало XX в.) прослеживалось влияние культурно-исторической школы и сравнительно-исторического литературоведения. В учебнике В. М. Фишера (1916) нашли отражение взгляды формалистской школы, а в учебнике Г.Л.Абрамовича и Ф.М.Головченко (1934) отмечается явное влияние «Божественной комедии» Данте на поэму. В более поздних учебниках советского времени, например, в учебнике С.М.Флоринского, большее внимание начинает уделяться рассмотрению образов помещиков, анализу языковых особенностей поэмы, лирическим отступлениям и вставным эпизодам.
Разработкой методологических вопросов, связанных с изучением творчества Н.В.Гоголя и, в частности, поэмой «Мертвые души», занимались В.В.Голубков, Т.Ф.Курдюмова, Г.И.Беленький, В.Г.Маранцман и др.
Разнообразие подходов к изучению текста «Мертвых душ», с одной стороны, открывает широкий простор для учителя-словесника, с другой–ставит его перед трудным выбором наиболее целесообразного пути анализа поэмы.
Изучение биографии автора
Приступая к изучению «Мертвых душ», преподавателю нужно отобрать те факты из биографии Н.В.Гоголя, которые впоследствии позволят школьникам прийти к пониманию мировоззренческой позиции автора и идейного замысла поэмы. По замечанию Т.Ф.Курдюмовой, создавая урок по биографии писателя, необходимо стремиться показать, в каких вопросах автор «видел дальше», что нового он дал читателю своей эпохи и литературе вообще.
Идейное содержание поэмы
В 9 классе литературное произведение изучается уже в более широких отношениях с эпохой, творчеством писателя и историко-литературным процессом, чем на предыдущих ступенях образования. Так, выдающийся отечественный педагог В.Я.Стоюнин, рассматривая художественный текст, в центр изучения ставил его идейное содержание, выделяя те особенности, анализ которых яснее всего определяет авторский замысел. Изучение поэмы Н.В.Гоголя позволит выработать у школьников представление о нескольких уровнях художественного обобщения в литературном типе, расширить знания о способах художественной типизации, обогатить представления о субъективном, оценочном начале художественного творчества.
Композиция
В методическом пособии «Изучение теории литературы в средней школе» Г.И.Беленький рекомендует начинать анализ поэмы с ориентировки учащихся в ее композиции. Такой подход, по мнению педагога, позволит полнее увидеть своеобразие личностного начала и принципы создания сатирических типов в «Мертвых душах». Настроить учеников на работу может помочь задание разработанное на платформе Learning.apps.
Стиль
Советский методист В.В.Голубков отмечает необходимость изучения стиля писателя как одного из основных путей к пониманию его творчества и средства эстетического воспитания учащихся. О своеобразии стиля Гоголя автор рекомендует начать разговор уже на вступительной лекции о его жизни и творчестве. Юмор и сатира Н.В.Гоголя, направленные на обличение мелочных интересов помещиков, часто оказываются незамеченными или непонятыми. Поэтому одним из эффективных способов начала изучения поэмы является чтение текста самим учителем. Это позволит верно расставить акценты, обратить внимание обучающихся на особенности авторского мировосприятия, заинтересовать необычными характеристиками и сравнениями, побудить к дальнейшему знакомству с текстом.
Центральные образы
При разработке монографической темы «Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» В.Г.Маранцман выстраивает систему уроков, в центре внимания которых – анализ персонажей. Выбор данного пути анализа обусловлен доминантным интересом девятиклассников к нравственной стороне искусства.
Художественная доминанта
Сложность изучения «Мертвых душ» в школе связана со значительным объемом текста, который учащимся необходимо прочитать и осмыслить. Кроме того, у обучающихся отсутствует жизненный, социальный опыт, который необходим для понимания масштаба художественного обобщения в поэме. В связи с этим целесообразно подходить к рассмотрению текста через художественную доминанту, анализ которой может быть наиболее продуктивен при работе с данным произведением. Выбранная «точка входа» может наиболее ярко и полно отражать авторский замысел, привлекать внимание обучающихся или быть наиболее трудной для понимания и осмысления школьниками. В качестве такого основополагающего аспекта анализа может выступать биографический, историко-культурный, сюжетный, жанровый, образный, стилистический и др.
Дифференцированный подход к изучению поэмы
Таким образом, в современной методике преподавания литературы предлагаются разные подходы к изучению «Мертвых душ» в школе. Обратить внимание на факты исторической эпохи, жанровые и стилистические особенности произведения, наиболее глубоко и всесторонне рассмотреть выведенные Гоголем характеры позволяет педагогическая дифференцированного обучения.
Технологии дифференцированного обучения — это совокупность методических приемов, направленных на организацию учебного процесса, при которой учитель работает с группами обучающихся, составленными с учётом наличия у них общих качеств, значимых для усвоения учебного материала. Это часть общей дидактической системы, обеспечивающая специализацию учебного процесса для разных групп обучающихся.
Найти материалы для проведения уроков с применением технологии можно здесь.
Вывод
Учесть трудности, с которыми сталкиваются ученики при чтении и анализе рассматриваемого произведения, наиболее полно реализовать их интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» позволит лишь система дифференцированных уроков.
Включение технологии дифференцированного обучения в образовательный процесс является одним из перспективных путей повышения эффективности педагогического воздействия в современной школе. Главным достоинством технологии выступает учет индивидуальных интересов и возможностей каждого ученика, что способствует созданию максимально благоприятных условий для развития гармоничной личности.
_____________________________________________________________________________________________
Узнать больше о поэме Н.В. Гоголя можно воспользовавшись телеграм-ботом.