Приходько Оксана Георгиевна

Материал из Поле цифровой дидактики



Описание человека Приходько Оксана Георгиевна

Должность: профессор Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор

Область знаний Педагогика, Психология, Образование
Год рождения
Год смерти
Веб-сайт
Видео запись
Кто оказал влияние (учителя)
На кого оказал влияние (ученики)
Среды и средства, на которые повлиял
Приходько Оксана Георгиевна упоминается в свойствах следующих страниц

Преподаваемые дисциплины На основе полученных О.Г. Приходько теоретико-методологических и практических результатов исследований ею разработан и внедрён в образовательный процесс ряд авторских учебных дисциплин, по которым в рамках своей научно-педагогической деятельности она читает оригинальные лекционные курсы: • Коррекционная педагогика • Логопедия (Дизартрия) • Современные подходы к комплексному логопедическому обследованию • Современные подходы к ранней психолого-педагогической диагностике нарушений развития • Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи • Ранняя логопедическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья • Система комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата Научно-преподавательский стаж 24 года Заслуги, награды Приходько О.Г. является обладателем множества наград, знаков отличия и почета:

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Почетные грамоты Минобрнауки России и Департамента образования г. Москвы. Лауреат Грантов Москвы в области гуманитарных наук в 2001, 2004, 2005, 2010 годах. Ветеран труда. Медаль в память 850-летия Москвы. Именной памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» Министерства образования и науки РФ. Орден «Профессионал России» Российской геральдической палаты. Действительный член Академии медико-технических наук Эксперт Государственной Думы РФ по проблемам ранней помощи и предупреждения детской инвалидности Эксперт Министерства образования и науки РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ в области специального и инклюзивного образования Эксперт координационного совета мэрии Москвы по делам инвалидов Член Национальной ассоциации экспертов по ДЦП и сопряженным заболеваниям Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог России» (2018−2021гг.). Уровень образования, квалификации В 1986 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «олигофренопедагогика» (специализация «логопедия»). В 2001 г. О.Г. Приходько защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом»; в 2009 г. – докторскую диссертацию на тему: «Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом». Направление подготовки (или специальность) Логопедия Общий стаж 37 лет Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке • «Методология и технология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» 2018 • «Технология работы преподавателя в системе дистанционного обучения» 2019 • «Формирование аналитического подхода к управлению и развитию университета» 2019 • «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях» 2019 • «Охрана труда в организации» 2019 • «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» 2020 • «Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации» 2020 • «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» 2020 • «Проектирование реабилитационной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями и их родителей (законных представителей) с использованием цифровых игровых технологий» 2021 • «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams» 2021 • «Технологии комплексной оценки инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации» 2021 Основные публикации Является автором и соавтором 152 научных и учебно-методических публикаций, основными из которых являются:

Приходько О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими неврологическими заболеваниями. — Журнал «Развитие и коррекция». Вып. 3, 1998. — с. 65−76 Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями. — Журнал «Дефектология», № 4, 2003. — с. 36−39. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы. — «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Матер. конф. — М.: Полиграф-сервис, 2003. — с. 284−302. Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями. — Журнал «Дефектология», № 4, 2003. — с. 36−39. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы. — «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Матер. конф. — М.: Полиграф-сервис, 2003. — с. 284−302 Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 208 с. Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией. — Дефектология. — 2009. — № 1. — с. 61−68 с. Приходько О.Г. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста с церебральным параличом. — Дошкольное воспитание. — 2009. — № 3. — с. 66−74. Приходько О.Г. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста с церебральным параличом. — Дошкольное воспитание. — 2009. — № 3. — с. 66−74. Приходько О.Г. Ранняя помощь как система. — Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. — 2012. — № 1 (13). — с. 14−18 с. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. — М.: Парадигма, 2015. — 126 с. Приходько О.Г. Актуальные проблемы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. — Ранняя помощь ребенку с ОВЗ в межведомственном пространстве города Москвы. Сборник материалов круглого стола 30 сентября 2015 года / АНО «Совет по вопросам управления и развития». — М.: Акварель, 2015. — с. 7−20. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. — М.:Парадигма, 2015. — 126 с Приходько О.Г., Югова О.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни. — Специальное образование. — 2016. — № 2. — С. 85−93 Приходько О.Г., Левченко И.Ю. и др. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. — М.: Парадигма, 2018. — 378 с. Приходько О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп. — «Специальное образование» — 2018. — № 4 (52). — с. 95−105. Приходько О.Г. Специфика нарушений развития у детей первых лет жизни с двигательной церебральной патологией. — Специальное образование: традиции и инновации. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10−11 апр. 2008 г. — Минск: БГПУ, 2008. — с. 268−271. Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией. — Дефектология. — 2009. — № 1. — с. 61−68 с. Приходько О.Г. Ранняя помощь как система. — Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. — 2012. — № 1 (13). — с. 14−18 с. Приходько О.Г. Актуальные проблемы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. — Ранняя помощь ребенку с ОВЗ в межведомственном пространстве города Москвы. Сборник материалов круглого стола 30 сентября 2015 года / АНО «Совет по вопросам управления и развития». — М.: Акварель, 2020. — с. 7−20. Приходько О.Г., Югова О.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни. — Специальное образование. — 2020. — № 2. — С. 85−93 Приходько О.Г., Левченко И.Ю. и др. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. — М.: Парадигма, 2021. — 378 с. Приходько О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп. — «Специальное образование» — 2021. — № 4 (52). — с. 95−105. Prihodko О.G., Pjankova A.V., Philatova I.А. Using Digital Technologies for Formation of Oral Speech in Hearing-Impaired Pre-School Children by a Speech Therapist. — International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2021). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 437. — р. 223−227. Приходько О.Г., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Дошкольная дефектология в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2021 — 76 с. Приходько О.Г., Миронова А.В. Закономерности нервно-психического и речевого развития ребенка: учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2021 — 96 с. Yugova O., Prikhodko O., Rykova E., Feklistova S. Specifics of diagnosingyoung children and counseling their families. В сборнике: Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. — Moscow, 2021 С. 2012 Приходько О.Г. Воспитание детей раннего возраста в эпоху цифровизации. В сборнике: Воспитание как стратегический национальный приоритет. международный научно-образовательный форум. — Екатеринбург, 2021 — С. 36−39 Приходько О.Г., Граматикополо Л.С. Особенности нарушений развития у детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна // Специальное образование. — 2021 — № 1 (61). — С. 60−72. Приходько О.Г., Филатова И.А., Павлова А.С. Подготовка учителей-дефектологов с использованием дистанционных образовательных технологий: опыт российских педагогических вузов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021 — № 5 — С. 59−66. О себе С 1986 по 1997 гг. работала в детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы в качестве логопеда-дефектолога, затем заместителем главного врача по психолого-педагогической работе ФГУ Российский реабилитационный центр «Детство» МЗ РФ (1997−1999 гг.). На кафедре логопедии МГПУ преподает с 1997 г., заведует кафедрой логопедии с 2001 г., с 2004 г. — декан факультета специальной педагогики, с 2012 г. — директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Под руководством О.Г. Приходько и при ее активном участии создана и внедрена в учреждения различных ведомств Модель ранней комплексной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям (в МГПУ специализация — с 2003 г., программа повышения квалификации — с 2007 г., магистерская программа — с 2011 г., серия учебно-методических пособий «Раннее развитие и коррекция», гранты по заказу Департамента образования г. Москвы, информационно-просветительские проекты).

О.Г. Приходько с 2014 по 2017 гг. являлась руководителем 5-ти крупных проектов Министерства образования и науки РФ («Проведение обучающих мероприятий для специалистов ПМПК, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования» (2014−2016 гг.) и др.) и 17-ти научно-исследовательских работ по заданию Департамента образования г. Москвы («Разработка теоретико-методологического и содержательного обеспечения внедрения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях», «Инклюзивная молекула» и др.).

О.Г. Приходько является автором раздела «Ранний возраст» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Диалог» (2013г.), разработанной в соответствии с ФГТ и отвечающей современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях России. Пособие для родителей «Педагогика с пеленок» последние 7 лет вручается во всех роддомах города Москвы.

За последние 5 лет О.Г. Приходько более 5 раз выступала с докладами на заседаниях международных, всероссийских, региональных конференций, симпозиумах и круглых столах.

О.Г. Приходько — автор уникальной практической методики «Дифференцированный логопедический массаж», а также ряда фундаментальных научных и учебно-методических работ по проблемам комплексной реабилитации и специальному образованию детей с ОВЗ.

Область научных интересов Профессиональная и общественная деятельность

Приходько Оксана Георгиевна обладает бесспорным научным авторитетом и является ведущим специалистом в следующих областях:

система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; ранняя комплексная психолого-педагогическая диагностика основных линий развития; комплексная реабилитация (медико-социальная и психолого-педагогическая) детей с ДЦП; коррекция речедвигательных расстройств (дизартрии) у детей с ДЦП и другими видами неврологической патологии; теория и практика специального и инклюзивного образования детей различных нозологий (НОДА, ТНР и др.). О.Г. Приходько ведет активную научно-исследовательскую и практическую работу по подготовке высококвалифицированных кадров в области специального (дефектологического) образования. В рамках внедрения в образовательный процесс новых форм и методов организации и проведения занятий, инновационных технологий под ее руководством и непосредственном участии в Институте создана и активно используется уникальная видеотека авторских учебных материалов (диагностические обследования, коррекционно-развивающие занятия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста).

С 2011 года по инициативе и под руководством О.Г. Приходько на кафедре логопедии была открыта программа подготовки бакалавров «Дошкольная дефектология», магистерские программы «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения». Она является руководителем 9-ти ежегодных программ повышения квалификации для логопедов, дефектологов, специальных педагогов г. Москвы. Под ее руководством и при активном участии создана и внедрена в учреждения различных ведомств модель ранней комплексной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям (специализация — с 2003 г., программа повышения квалификации — с 2007 г., магистерская программа — с 2011 г., серия учебно-методических пособий «Раннее развитие и коррекция», гранты по заказу Департамента образования г. Москвы, информационно-просветительские проекты).

Ключевые исследовательские проекты

НИРЫ

Разработка и апробация модели психолого-медико-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с различными нарушениями развития (Руководитель НИР), 2019 г. Разработка и внедрение вариативных программ сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (Руководитель НИР), 2019 г. Разработка и апробация технологий тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (Руководитель НИР), 2019 г. Разработка и апробация пакета методик комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей раннего возраста (служба ранней помощи для детей от 2 месяцев) (Руководитель НИР), 2020 г. Разработка организационно-содержательных аспектов деятельности учителя-логопеда на различных уровнях образования (Руководитель НИР), 2020 г. Разработка механизмов социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными нарушениями развития и их адаптации к образовательной организации (Руководитель НИР), 2020 г. Разработка и апробация новых подходов к диагностической деятельности в условиях ПМПК (Участник ВНИК), 2020 г. Разработка технологий диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования (включая учреждения социальной защиты и возможности использования современных технических средств) (Руководитель НИР), 2020 г. Комплексная оценка эффектов инклюзивного процесса в образовательной организации (Руководитель НИР), 2020 г. Разработка и апробация модели цифровой коррекционно-развивающей среды для сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях образовательной организации и семьи (Руководитель НИР), 2021 г. Разработка и апробация учебно-методических ресурсов для учителей начальных классов и логопедов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников (Руководитель НИР), 2021 г. Разработка и апробация механизма онлайн консультирования родителей, воспитывающих детей с инвалидностью (на примере детей с двигательными, интеллектуальными и тяжелыми множественными нарушениями развития) (Руководитель НИР), 2021 г. ПРОЕКТЫ

«Разработка программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам организации инклюзивного образования детей-инвалидов, инвалидов и проведение курсов повышения квалификации в 2016 г. «Организация конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2017 г. «Проведение повышения квалификации психолого-педагогических кадров по оказанию психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями из числа воспитанников и учащихся образовательных организация с русским языком обучения в СНГ», 2017 г. «Разработка и экспертно-консультационное сопровождение внедрения современной модели профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования», 2018 г. ГРАНТЫ

«Разработка типовой модели профориентационной работы для учащихся 6 — 11-х классов общеобразовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках Проекта «Билет в будущее» (Агентство Ворлдскиллс), 2019 г.» «Мониторинг особых образовательных потребностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ (Уполномоченного по правам человека в городе Москве), 2021 г.» ПАТЕНТЫ

Научно-методическое обеспечение использования полифункциональной интерактивной среды сенсорных комнат в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 016 621 730, зарегистрировано в Реестре баз данных 17.02.2017. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Теоретико-методологические и практические материалы для комплексной реабилитации лиц с двигательной церебральной патологией. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 016 621 724, зарегистрировано в Реестре баз данных 22.02.2017. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Методология и технология разработки специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 018 621 569, зарегистрировано в Реестре баз данных 11.10.2018. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Технологии преодоления произносительных и артикуляционных расстройств у детей раннего и дошкольного возраста. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 019 621 787, зарегистрировано в Реестре баз данных 30.10.2019. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Теоретико-методологические и практические материалы для комплексной реабилитации лиц с двигательной церебральной патологией. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 016 621 724, зарегистрировано в Реестре баз данных 22.02.2017. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Методология и технология разработки специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 018 621 569, зарегистрировано в Реестре баз данных 11.10.2018. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 019 621 917, зарегистрировано в Реестре баз данных 14.11.2019. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Технология обучения математике школьников с нарушениями интеллектуального развития. Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 019 621 916, зарегистрировано в Реестре баз данных 14.11.2019. Федеральной службой по интеллектуальной собственности. КОНФЕРЕНЦИИ

2018

Международная научно-практическая конференция «Современные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» 22 марта 2018 Научно-практический семинар «Инновационные педагогические технологии в специальном коррекционном образовании, 26−27апреля 2018 г. Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», 19−21 апреля 2018 года Научно-практическая конференция «Система логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста», 12 апреля 2018 г, X (юбилейный) теоретико-методологический семинар: Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии, 14 марта 2018 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья: обобщение опыта профессиональных образовательных организаций, результаты, перспективы» 15 октября 2018 г. Первые психолого-педагогические чтения им. В.И.Лубовского 30 декабря 2018 г. Научно-практическая конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры». 25−26 октября 2018. РУДН г. Москва. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с церебральным параличом и другими нарушениями движений,» 31 октября 2018 г. 2019

Международная научно-практическая конференция «Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации». 21−22 марта 2019 года.). III Всероссийский съезд дефектологов. 14−15 ноября 2019 г. Международная научно-практическая конференция «Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».14−15 мая 2019 год. Научно-практическая конференция: «Ранняя помощь в системе межведомственного взаимодействия», 11 апреля 2019 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Логопедия: современный облик и контуры будущего» 24−25 октября 2019 г. Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» 22−23 ноября 2019 г. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы охраны здоровья и безопасности детей» 23−25 сентября 2019 г. 2020

Международная научно-практическая конференция конференции «Мировые тенденции специального и инклюзивного образования"22 января 2020 г. VI -я научно-практическая конференция «Современная логопедия: от теории к практике"28 февраля 2020 г. Международная научно-практическая конференция «Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика 19−20 ноября 2020 г. Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование лиц с особыми образовательными потребностями: вызовы и инновационные практики» 22 .06. 2020 г. Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2020» Семинар «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их интеграция в современное общество» 8 июля 2020 г. X междисциплинарный научно-практический конгресс с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей», 10 — 11декабря 2020 г. 2021

Научно-практическая конференция с международным участием «Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве», 25 февраля 2021 г. IV Всероссийский съезд дефектологов 12 ноября 2021 г. Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический национальный приоритет"15−16 апреля 2021г III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья особого ребенка». 28 октября 2021г IV Национальный междисциплинарный Конгрессе с международным участием «Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии: традиции и инновации» 15−17 апреля 2021г II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего». 01−02 ноября 2021 г. Научно-практическая конференция с международным участием «Современные технологии логопедической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования» 27 апреля 2021 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 145-летию со дня основания белгородского учительского института «Проблемы развития детей раннего возраста в современном образовательном пространстве» 10−11 ноября 2021 г. XI Междисциплинарный научно-практический конгресс с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей» 25−27 ноября 2021 г. 2022

Всероссийская онлайн-конференция «Инклюзивное измерение современного образовательного пространства» 17−18 февраля 2022 г.