== '''Функции экологической культуры: анализ определений''' ==
ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Попытаемся раскрыть содержание определения экологической культуры, для того чтобы показать свою позицию по данному вопросу. В качестве варианта рассмотрения дефиниций экологической культуры мы выбрали тот, который основывается на полноте представленности в них культурных функций. Проанализировав имеющиеся классификации относительно функционального состава понятия «экологическая культура» таких ученых, как С. В. Алексеев (Алексеев, 1996), В. Л. Бенин (Бенин, 2014), Л. Н. Коган (Коган, 1993), В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов (Ситаров, Пустовойтов, 2015) и др., мы выделили наиболее общие функции экологической культуры: ценностная, регулятивная, передачи социального опыта, диалоговая, знаковая. Также в данной статье проводится попытка разделить определения «экологической культуры», в зависимости от их принадлежности к тому или иному направлению научного исследования. Все определения мы будем подразделять на: 1) описательные, в которых авторы предпринимают попытки отразить все то, что охватывает понятие «экологическая культура»; 2) исторические, которые отражают исторические аспекты культурных феноменов, делают акцент на процессах социального наследования, традициях; 3) ценностные, включающие в себя идею образа жизни (представления об идеалах и ценностях); 4) психологические, в которых отражаются процессы адаптации к среде и процессы научения, формирования навыков, привычек, норм; 5) структурные, описывающие структурную организацию экологической культуры; 6) культурологические, рассматривающие экологическую культуру, как компонент общей культуры; 7) комплексные — включающие в себя все вышеперечисленные подходы. Рассмотрим конкретные определения по типам. Описательные определения. Э. В. Гирусов понимает экологическую культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов деятельности, направленных на обеспечение сохранение природной среды» (Гирусов, 1989: 14). В данном случае отсутствуют знаковая и диалоговая функции. Кроме того, направленность содержания на сохранение только природной среды сужает его понятие, оставляя за пределами определения систему взаимоотношений «общество — природа — человек». Исторические определения. В своей работе И. А. Сосунова и О. И. Марар предлагают следующее рабочее проблемно-ориентированное определение понятия. Экологическая культура, по их мнению, «это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, распространяющихся на все сферы материальной и духовной жизни и направленных на регуляцию отношений общества и природы на основе принципа коэволюции» (Сосунова, Марар, 2009: 36). В данном случае отсутствует ценностная функция. Ценностные определения. Так, О. А. Лагутин включает в структуру экологической культуры лишь духовные феномены, понимая экологическую культуру как открытую динамическую систему высоконравственных ценностных установок, целью которой является сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование устойчивой экологической сферы общества людей (Лагутин, 2001: 14) (нет в списке) Все добавил. В этом определении отсутствуют функции передачи социального опыта и регулятивная. В. А. Ситаровым и В. В. Пустовойтовым экологическая культура определяется как «нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность» (Ситаров, Пустовойтов, 2015: 156). Данное определение достаточно полно передает смысл экологической культуры. Между тем нравственно-духовная сфера, на наш взгляд, должна распространяться не только на взаимоотношения с природой, но и с окружающей социальной и другими средами. Психологические определения. Например, Е. И. Ефимова пишет: «Экологическая культура, как интегративное образование, характеризуется культурой познания и высоконравственного отношения к миру (естественной и искусственной среде): природе, технике, себе и другим людям; эти отношения воспринимаются, осознаются и реализуются каждым человеком индивидуально, детерминируя его становление как личности через саморазвитие во взаимодействии с биосоциотехническими системами» (Ефимова, 2001: 21). Нам представляется, что это определение достаточно полно отражает смысл экологической культуры с психологической точки зрения. С. В. Павлов, В. Н. Майстренко, Н. Г. Курамшина считают: «Экологическая культура — это усвоение основ современной экологии и природопользования и формирования на их базе экологического сознания, нравственных норм отношения к природе, которыми необходимо постоянно руководствоваться в повседневной жизни — на работе, в быту, во взаимоотношениях с людьми» (Павлов, Майстренко, Курамшина, 1995: 125). Это определение экологической культуры представляется достаточно полным и законченным, включающим все необходимые функции. Можно лишь отметить, что категория «повседневная жизнь» включает в себя не только работу, быт и взаимоотношения с людьми, но и более широкие связи и отношения, характеризуемые в системе «природа — общество — человек». Структурные определения. Экологическую культуру В. И. Залунин определяет как уровень овладения человеком экологическими условиями своего бытия, экологическими знаниями, принципами и методами обеспечения устойчивого развития, гармонизации отношений между обществом и природой, облагораживания природы (Залунин, 2005: 234–235). В определении отсутствует ценностная и регулятивная функции. По мнению В. А. Игнатовой, «экологическая культура определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой и проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы» (Игнатова, 2005: 202–203). В данном случае отсутствуют знаковая функция и функция передачи социального опыта. С. Н. Глазачев и О. Н. Козлова представляют экологическую культуру как «совокупность духовных ценностей, принципов и правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия общества и природы. Экологическая культура — становящийся социокультурный феномен, обладающий своей структурой, языками (наука, искусство, религия); специфическим пространством — временем» (Глазачев, Козлова, 1997: 43). В этом определении отсутствует лишь знаковая функция. Культурологические определения. Экологическая культура трактуется А. С. Карповым как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая моральные ценности, нормы поведения, способы взаимодействия людей в сфере охраны окружающей среды и систему формирующих их социальных отношений, проявляющаяся в экологически ориентированном поведении людей, осознании общей ответственности за качество окружающей среды и высокой социальной значимости предотвращения негативного воздействия человека на окружающую среду (Карпов, 2007: 10). Как нам представляется, это определение является достаточно полным и законченным, включающим все необходимые функции. Некоторые авторы часто не выделяют различия в понимании сути экологической культуры как элемента культуры вообще. Например, Н. Ф. Реймерс в значительной мере отождествлял экологическую культуру и специфические особенности современной культуры в целом, рассматривая экологическую культуру как «этап и составную часть развития общемировой культуры, характеризуемые острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни будущего развития человечества» (Реймерс, 1990: 259). Таким образом, раскрывается только знаковая функция. Комплексный подход. Экологическую культуру как экологическую деятельность М. В. Рыбакова понимает в качестве комплексного понятия, которое охватывает различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды (Рыбакова, 2007: 146). В данном случае отсутствует функция передачи социального опыта. Так же широко понимает сферу проявления экологической культуры Е. В. Никонорова, которая определяет экологическую культуру как специфическую для человеческой формы связи человека с природой, со всем окружающим его миром и мирозданием, самим собой и другими людьми (Никонорова, 1994: 170). Не раскрыты регулятивная и ценностная функции. Обобщая представленный обзор определений «экологическая культура» и ее составляющих, примем за основу ту формулировку, которую дал С. В. Алексеев, поскольку она в наибольшей степени отвечает логике нашего исследования: экологическая культура понимается «как система знаний, умений, ценностных ориентаций человека, верований, традиций, обычаев, законов, искусства, нравственности, ответственности за принимаемые решения и действия» (Алексеев, 1998: 13–14). Данное определение является достаточно полным и законченным, включающим все выделенные функции экологической культуры. Также необходимо отметить, что автор раскрывает такую важную систему взаимоотношений, как «общество–природа–человек». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев, С. В. (1996) Практикум по экологии : учеб. пособие. М. : АО МДС. 192 с. Алексеев, С. В. (1998) Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб. 34 с. Бенин, В. Л. (2014) Культурологическая компетентность субъекта профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студентов и преподавателей высшей школы / В. Л. Бенин, Д. С. Василина, Е. Д. Жукова. М. : Изд-во «Перо». 205 с. Библер, В. С. (1991) От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в ХХI век. М. : Политиздат. 413 с. Гирусов, Э. В. (1989) Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. № 2. С. 11–18. Глазачев, С. Н., Козлова, О. Н. (1997) Экологическая культура. М. : Горизонт. 203 с. Ефимова, Е. И. (2001) Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск. 34 с. Залунин, В. И. (2005) Экологическая культура в контексте глобального экологического кризиса // Труды Дальневосточного государственного технического университета. № 139. С. 233–243. Игнатова, В. А. (2005) Концепции современного естествознания : учеб. пособие. Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета. 208 с. Ильенков, Э. В. (1991) Философия и культура. М. : Политиздат. 462 с. Каган, М. С. (1988) Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М. : Политиздат. 315 с. Коган, Л. Н. (1993) Теория культуры. Екатеринбург : Изд-во УрГУ. 152 с. Карпов, А. С. (2007) Концепция правового регулирования экологического образования // «На пути к устойчивому развитию России» «Экология и культура». № 38. С. 9–13. Лагутин, А. О. (2001) Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества : автореф. дисс. … к. культ. н. / А. О. Лагутин. Краснодар. 17 с. Никонорова, Е. В. (1994) Экологическая культура и факторы ее формирования (философско-социологический аспект проблемы) : автореф. дис. … д-ра филос. наук. М. 35 с. Павлов, С. В., Майстренко, В..Н., Курамшина, Н. Г. (1995) Проблемы формирования экологической культуры // Экологическое образование. Перспективы и концепции инвайронментальной педагогики: материалы конф. от 29–30 ноября 1995 г. / под ред. Н. Г. Курамшина. Уфа : БИПКРО. С. 122–129. Ситаров, В. А., Пустовойтов, В. В. (2015) Социальная экология. М. : Юрайт. 356 с. Соколов, Э. В. (1972) Культура и личность. Л. : Наука. 164 с. Сосунова, И. А., Марар О.И. (2009) Экологическая культура: понятие, сущность, структура и функции // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. № 1 (21). С. 29–40. Реймерс, Н. Ф. (1990) Природопользование : словарь-справочник. М. : Мысль. 637 с. Рыбакова, М. В. (2007) Современная социальная экологическая практика // Социологические исследования. № 11. С. 146–147.