Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации

Материал из Поле цифровой дидактики

Ключевые слова:

  1. Медитация
  2. Стресс
  3. Эмоция


Глава 1

Тезиси к обзорной статье по теории:

"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"

АННОТАЦИЯ Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации. ​

Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий. ​

Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; ​ – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; ​ – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; ​ – руководимая визуализация в психотерапии и медицине. ​

Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации: – структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции); – языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); ​ – паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); ​ – дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). ​ Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». ​ Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет: (1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи; (2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации; (3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний. На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований. ​

Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс

Caption


















Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens


Прототип модели

МЕДИТАЦИЯ (определения)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИК
1. Приведение психики человека в состояние самоуглубленности и сосредоточенности (сопровождающееся телесной расслабленностью, доходящей до полной прострации), играющее важную роль для обретения познания в некоторых религиозно-философских учениях; отрешенность от окружающего мира.

2. Размышление. || Толковый словарь Ефремовой

Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки
Текст ячейки Текст ячейки

Результаты

Обсуждение