Психология повседневности в прозе Антона Чехова и Ги де Мопассана

Материал из Поле цифровой дидактики

Автор онлайн-курсаЭскина Мария, выпускница бакалавриата Московского городского педагогического университета Института гуманитарных наук по специальности "Зарубежная филология: английский и немецкий языки и зарубежная литература". На данный момент обучается на первом курсе по программе магистратуры "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".


О курсе Курс разработан для студентов-филологов, учителей литературы, а также всех, кто интересуется малой прозой конца XIX века и хочет погрузиться во внутренний мир «обыкновенного» человека – его одиночество, сомнения и тихие драмы повседневности. Длительность курса – 6 недель (2 часа самостоятельной и 2 часа лекционно-семинарской работы в неделю).


Модуль 1. Психология повседневности как предмет литературного анализа.

Перед началом обучения, пожалуйста, пройдите короткую Google-форму, которая поможет определить Ваш уровень подготовки. Также рекомендуется просмотреть Вводную презентацию.

В первом модуле курса сформирована теоретическая и историко-культурная основа дальнейшего анализа. Вы познакомитесь с ключевыми биографическими аспектами творчества Антона Чехова и Ги де Мопассана, которые являются значимыми для понимания их интереса к психологическим и пограничным состояниям человеческого сознания. Модуль вводит понятие «психология повседневности» как аналитическую категорию и рассматривает его в контексте кризиса рациональной картины мира конца XIX века. Особое внимание уделяется тому, как обыденность, социальная норма и внутренние психологические механизмы в прозе Чехова и Мопассана становятся источником несвободы, тревоги и экзистенциального конфликта.

Модуль 2. Футляры повседневности: механизм "маленького человека"

Во втором модуле курса рассматривается образ «маленького человека» в прозе Антона Чехова и Ги де Мопассана на материале рассказа «Человек в футляре» и новеллы «Ожерелье». Через сравнительный анализ выявляются общие и различающиеся психологические механизмы, формирующие повседневное сознание героев, а также роль вещи как медиатора между личностью и социальной реальностью. Особое внимание уделяется трансформации традиционного типа «маленького человека» в литературе конца XIX века: от социально униженного персонажа к фигуре психологически и экзистенциально несвободной. Модуль демонстрирует, как страх, иллюзия и отказ от самопринятия становятся формами внутреннего футляра, определяющими трагическую логику повседневности в русской и французской прозе.

Модуль 3. Раздвоение реальности: безумие, гений и границы сознания

В третьем модуле курса анализируются новелла Ги де Мопассана «Орля» и повесть Антона Чехова «Чёрный монах» как тексты, исследующие пограничные состояния сознания и кризис рациональной картины мира конца XIX века. Через сравнительное прочтение раскрываются различные модели безумия — как разрушительного вторжения и как соблазнительной формы духовного самоутверждения. Модуль фокусируется на проблеме раздвоения реальности, уязвимости самосознания и роли культурных мифов в формировании психического опыта. Особое внимание уделяется соотношению болезни, гениальности и нормы, а также тому, как сверхъестественные образы становятся художественным способом репрезентации внутренней реальности человека.

Модуль 4. Случай, жест и катастрофа: повседневность как трагический механизм»

В четвертом модуле курса рассматриваются новелла Ги де Мопассана «Прогулка» и рассказ Антона Чехова «Смерть чиновника» как тексты, в которых повседневное случайное событие становится источником трагического исхода. Сравнительный анализ выявляет роль жеста, телесной реакции и случайности как механизмов разрушения социальной и психологической устойчивости личности. Модуль фокусируется на взаимодействии комического и трагического, а также на внутренних формах подчинения и самоконтроля, определяющих поведение «маленького человека». Особое внимание уделяется тому, как обыденность в прозе конца XIX века превращается в пространство экзистенциальной уязвимости и скрытого насилия.


Теперь Вы можете пройти Тестирование и проверить, насколько хорошо Вы усвоили материал.