Медиаобразование в школе: от информации к осознанному выбору

Материал из Поле цифровой дидактики

Автор Полина Баженова

Курс разработан учителем русского языка и литературы школы №429 Баженовой Полиной Александровной


О курсе

В современном мире информация обрушивается на нас и наших учеников мощным, неструктурированным потоком. Социальные сети, новостные ленты, блоги, мессенджеры — всё это создает сложный медийный ландшафт, в котором детям и подросткам легко заблудиться. Умение критически оценивать информацию, понимать механизмы ее создания и распространения, создавать собственный качественный контент — это не просто «мягкие навыки», а новая грамотность, необходимая для жизни в XXI веке. Перед началом онлайн-курса рекомендуется пройти Вводное тестирование

Целевая аудитория курса:

  • учителя общего и среднего образования, работающие в рамках проекта «Медиакласс в московской школе»;
  • педагогические специалиста и кураторы проекта;
  • методисты и руководители образовательных учреждений, заинтересованные в развитии проекта в рамках учебного процесса;

Длительность 5 недель, общая продолжительность 25 часов в формате онлайн-лекций, практических заданий и самостоятельной работы.

Результаты изучения курса: Участники онлайн курса получат методическую базу и готовые инструменты по развитию медиаобразовательной компетентности учащихся в рамках проекта «Медиакласс в московской школе», а также план действий по интеграции курса в учебную школьную программу.

Знакомство с курсом

Перед началом онлайн-курса рекомендуем ознакомиться с приветственным видео от автора Приветственное видео

Так как курс посвящен теме медиа, то приветствует вас на нашем курсе и цифровой аватар нашего автора Цифровой аватар

Если есть сомнения, рекомендуем ознакомиться с этим видео Дети о медиаобразовании

Модуль 1: введение в медиаобразование и проект «Медиакласс в Московской школе»

Мы живем в эпоху медиаизобилия. Информация окружает нас постоянно: соцсети, новостные порталы, подкасты, блоги, стриминговые платформы. Мы не просто потребители, мы — активные участники медиасреды. Каждый, у кого есть смартфон, потенциально стал медиапроизводителем.

Реализация проекта "Медиакласс в Московской школе"

Что такое медиаобразование? Это не просто уроки по созданию контента. Это систематический процесс развития медиаграмотности личности. Медиаграмотность стала такой же жизненно важной компетенцией, как умение читать и писать. Она формирует критически мыслящего, ответственного и активного гражданина.

Как интегрировать эти сложные, но необходимые навыки в школьную программу? Московская система образования дает один из самых ярких и структурированных ответов — проект «Медиакласс в московской школе». Это не факультатив для «особо увлеченных». Это целостная предпрофессиональная образовательная вертикаль для учеников 10-11 классов. Цель проекта: подготовить конкурентоспособного, медиаграмотного выпускника, который осознанно может выбрать траекторию в медиасфере, будь то журналистика, PR, маркетинг, дизайн или кино.

Подробнее о проекте "Медиакласс в Московской школе" можно ознакомиться в этом видеоролике

Медиаобразование — это ответ образовательной системы на вызовы цифровой эпохи. Это «прививка» от манипуляций и инфошума, и одновременно — «ключ» к самореализации.

Проект «Медиакласс в московской школе» — это успешная, работающая модель того, как можно системно, на высоком технологическом уровне и с привлечением лучших ресурсов мегаполиса дать нашим детям этот ключ.

Здесь доступна теория по модулю

Рекомендуем ознакомиться с кратким перечнем терминов о медиаобразовании

Практическое задание: ознакомьтесь с терминами по теме медиаобразование и закрепите материал в Quizlet (бесплатная регистрация)

Модуль 2: основы медиаграмотности

Сегодня мы поговорим о навыках, которые в XXI веке становятся такими же базовыми, как умение читать и писать. Это основы современной медиаграмотности, а если конкретнее — цифровая гигиена, фактчекинг и понимание своего цифрового следа.

Представьте, что интернет — это большой город. Цифровая гигиена — это базовые правила, как в таком городе не заболеть и не попасть в беду. Это гигиена техническая — защита наших устройств и данных. Ключи от нашей цифровой квартиры — это пароли. Слабый пароль, как ключ под ковриком. Нужно использовать сложные и разные пароли для важных сервисов, и здесь нам на помощь приходят менеджеры паролей.

А как же понять, что из этого потока информации правда, а что нет? Здесь нам на помощь приходит второй ключевой навык — фактчекинг, или проверка фактов. Это не сложное расследование, а простая и системная привычка скептика. Когда вы видите громкую новость, шокирующую статистику или идеальное высказывание политика, не спешите делиться этим. Сначала сделайте паузу. Затем посмотрите на источник. Кто это опубликовал? Проверьте автора — существует ли такой журналист или эксперт на самом деле? Используйте поиск по картинкам.

Все наши действия в сети — каждый лайк, каждый комментарий, каждая фотография, каждый запрос в поисковике — оставляют след. Это и есть ваш цифровой след. Он состоит из того, что вы публикуете сознательно — ваши посты, резюме, фото. И из того, что собирается о вас пассивно — ваша история посещений сайтов, геолокация, покупки. Этот след формирует вашу цифровую репутацию, которую видят потенциальные работодатели, партнеры, коллеги, университеты.

Цифровая гигиена — это наша ежедневная профилактика, защита данных и внимания. Фактчекинг — это наш умственный иммунитет против дезинформации. А цифровой след — это наша репутация, которую мы осознанно формируем день за днем. Вместе эти три элемента составляют основу цифровой грамотности современного человека.

Безопасность и этика в интернете: конфиденциальность, ответственность за контент, цифровое мошенничество

Модуль 4: медиа-практика на уроках

Мы говорим о медиа-практике не как о дополнительной возможности, а как о педагогической необходимости. Мы живем в мире, где информация передаётся через образы, видео, короткие сообщения, а коммуникация строится на визуальных и аудиальных кодах. Наши ученики — носители этой культуры. Поэтому вопрос не в том, стоит ли использовать медиа на уроках, а в том, как сделать это осмысленно и эффективно.

Интерактивность в медиа-практике — это не просто «нажать на кнопку». Это диалог, в котором ученик становится соавтором учебного процесса.

Интерактивные методы — это инструменты для создания ситуаций, где ученик не просто запоминает, а исследует, выбирает, ошибается и корректирует свой путь. Медиа-практика — это не развлечение. Это способ превратить пассивное потребление информации в активное создание смыслов.

Разработка задания начинается с вопроса: «Какую учебную задачу помогает решить этот медиаформат?» Например, создание подкаста развивает умение структурировать устную речь, а работа с инфографикой учит выделять главное и устанавливать связи. Важно помнить: задание должно быть технологически выполнимым, но при этом открывать пространство для творчества и интеллектуального вызова. Медиа-практика — это не добавление «интересных форматов» к привычным методам. Это изменение логики урока.

Наша задача как педагогов — не научить пользоваться инструментами, а создать такие учебные ситуации, где эти инструменты станут естественным способом думать, общаться и учиться.

Здесь доступна запись видео-лекции

Здесь доступна теория по модулю

Практическое задание: необходимо написать сценарий медиа-урока, дополнительно использовав ресурс по созданию рабочих листов на данной платформе

Вспомогательный материал: пример медиа-урока

Оценка медиаобразовательных компетенция: критерии оценивания

Полезные материалы

Лекции

Практические задания

Вспомогательные материалы

Телеграмм-бот "Медиум"