Проблема вовлеченности школьников в интеллектуальные состязания
Аннотация. Статья посвящена проблеме вовлеченности школьников в интеллектуальные состязания, которая будет рассмотрена на примере участия и результативности обучающихся Самарской области во Всероссийской олимпиаде школьников (далее — ВсОШ) как самом массовом интеллектуальном соревновании в стране с обязательным присутствием в нем каждого региона и одном из основных компонентов функционирования единой системы выявления и поддержки талантов каждого ребенка. Вовлеченность рассматривается как институциональные условия — усилия образовательной организации, направленные на вовлечение учащегося в интеллектуальные состязания [Малышонок, Вилкова, 2022]. Такой контекст обусловлен требованиями правовых актов в сфере образования, принятых на всех уровнях иерархии права и предписывающих школам создать условия для развития каждого ребенка за счет, в том числе, выполнения показателей эффективности, которые, в свою очередь, также определены для всех уровней исполнительной власти и местного самоуправления. На примере отдельного образовательного округа показано, что вовлеченность детей в интеллектуальные состязания — один из показателей эффективности работы системы образования — обеспечивается не наличием плановых показателей как таковых, а профессионализмом отдельно взятого педагога.
