Обсуждение участника:Оксана Алейникова

Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 13:50, 27 декабря 2025; Оксана Алейникова (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=Внушение и внушаемость в трудах В.М.Бехтерева = ВВЕДЕНИЕ Имя великого русского ученного, одного из основоположника советской психологической науки невропатолога, психиатра, специалиста в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга,...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)

Внушение и внушаемость в трудах В.М.Бехтерева

ВВЕДЕНИЕ

Имя великого русского ученного, одного из основоположника советской психологической науки невропатолога, психиатра, специалиста в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолога и педагога, крупного общественного деятеля, создателя оригинальной научной школы, организатора и руководитель многих научных и учебных центров Владимира Михайловича Бехтерева всем хорошо знакомо. Но следует отметить, что при его достаточно большой известности при жизни, после его трагической и неожиданной кончины до сих пор отсутствует адекватная оценка его научного наследия. Работы этого выдающегося ученого после его смерти не издавались и стали библиографической редкостью. Лишь в 90-е годы нашего столетия в серии «Памятники психологической мысли » переизданы такие его труды как «Объективная психология» (1991), «Избранные труды по социальной психологии» (1994). Вышел в свет однотомник «Избранные труды». Проблема психического и психологического здоровья людей в изменившихся за последние 100 лет социальных, экономических, информационных условиях сегодня как никогда актуален. Многие выдающиеся ученные внесли огромный вклад в становление и развитие психологии как науки. Но мне бы хотелось в своей работе остановиться на трудах В.М.Бехтерева, которые на мой взгляд могут являться фундаментом для разработки методик по охране психического здоровья и формированию здорового образа жизни будущих поколений. Создание современных методик требует всестороннего, глубокого изучения и использования передовых традиций прошлого отечественной науки. Не смотря на критический подход к исследованиям В.М.Бехтерева, обвинения его в фрагментарности, т.к многие идеи выходят за границы конкретных направлений и проблем психологической науки, именно это всестороннее видение позволяет не узко рассматривать проблемы человеческой психики, а видеть каждую проблему всецело, учитывая ее психическую и органическую природу происхождения. Именно целостный подход в рассмотрении психического здоровья, предполагающий рассмотрение всех факторов: биологических, личностных, социальных, влияющих на психическое здоровье человека позволяет разрабатывать действенные методики, а не заниматься профанацией и подтасовкой данных. К сожалению, в научной литературе не так много исследований, специально посвященных историко-психологическому анализу проблемы внушения, в которых просматривались бы истоки, различные аспекты, особенности и традиции её решения. В реферате сделана попытка проанализировать те аспекты научного творчества В.М.Бехтерева, в которых нашли свое отражение взгляды ученого на природу внушения. Это объясняется тем, что, несмотря на огромную значимость трудов ученого, в работах, выполненных ранее исследователями его творчества, не в полной мере затрагивалась данная проблематика. Сам ученый в своей научной деятельность отводил внушению отдельную - особую роль, что видно в его трудах. Одним из фундаментальных трудов признана книга - "Внушение и его роль в общественной жизни", которая максимально раскрывает проблему внушения, самовнушения и взаимовнушения. Сегодня в мире неконтролируемой информации и социальных сетей, исследования ученного, задачи, которые он ставил перед собой по изучению проблемы внушения 100 лет назад актуальны как никогда. При слабом контроле поступающей информации и отсутствии ее гигиены, все опасения ученного отраженные в его трудах вполне осуществимы в наше время. Поэтому сегодня, так важно создание современных методик регулирования информационного пространства в рамках которого существует человек с целью охраны его психического здоровья и проще всего сделать это с учетом исследований, которые проведены ученными ХХ века, в частности В.М. Бехтеревым. Хочу сказать несколько слов о том периоде, когда происходило формирование научных взглядов ученого. Психология, как самостоятельная наука еще только начинала формироваться. Основания для своего концептуального и методического аппарата она черпала из философии и естествознания (именно из естествознания она взяла на вооружение такой инструмент как эксперимент). Таким образом, психология с самого начала стала ареной идеологической борьбы, противоборства идеалистических и материалистических тенденций в понимании сущности психики и методов ее изучения. В конце 19 века практика медицины потребовала выделения психологии в самостоятельную науку. С разработкой психологических проблем было связано дальнейшее развитие способов практического воздействия на человека в системе трудовой, педагогической, медицинской и многих других видах деятельности. Поэтому психология становится к началу 20 века одной из ведущих дисциплин. В психологии России конца 19 века в момент ее самоопределения реально существовало три главных направления, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики, методов ее исследования: идеалистическое (А.И. Введенский, А.И.Смирнов, М.Н. Лопатин и другие), Эмпирическое (Г.И. Чепанов), материалистическое (И.М. Сеченов). История показала, что становление передовых направлений в отечественной психологией было связано с развитием и углублением идей, лежащих в основе учения И.М. Сеченова, который первым поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического. Владимир Михайлович все свои исследования подтверждал экспериментом и именно это подтверждение убирало ненужную демагогию и позволяло ему иметь необходимую доказательную базу по новым направлениям, которые он основывал и в которых он работал.











БИОГРАФИЯ


 Владимир  Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. 

В 1865 году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза. Он успел внести огромный вклад в будущую жизнь своего сына, благодаря своей незаурядной личности, стремлению к развитию и пониманием необходимости образования. На момент смерти отца матери великого ученного было менее 40 лет. Семья к тому времени жила в Вятке Для того, что бы дать образование сыновьям она стала сдавать внаймы первый этаж дома, а хлеб - ради дешевизны — покупала у городских нищих. Но несмотря на трудности ни одного из сыновей не забрала из гимназии, в которую Бехтерев поступил в августе 1867 года.

Возможно уникальная личность отца и этот материнский подвиг предопределили судьбу и подарили нам великого ученного, который в последствии уделил большое внимание к проблеме воспитания детей. 

Бехтерев В.М не любил гимназию из-за слабости преподавания, но любил много читать. Причем читал запоем и подряд. В итоге его качественное дополнительное, инициированное им самим самообразование скажется на взглядах о воспитании детей, влиянии социума и окружения на личность человека и он самым решительным образом выступит против преувеличения роли наследственности в развитии личности. Он скажет, что человек получает возможность воздействовать в соответствии со своими природными склонностями и противодействовать влиянию наследственности до определенной степени, благодаря усвоенным в процессе воспитания навыкам. Закончив 7 классов гимназии, в 1873 году он становиться студентом Петербургской медико-хирургической академии и сам непосредственно включается в студенческое движение. В декабре 1876 г. принимает участие в первой совместной демонстрации рабочих и студентов на Невском проспекте у Казанского собора, на которой с речью выступил Г. В. Плеханов. Демонстрация была разогнана, несколько демонстрантов - студентов и рабочих - были арестованы. В. М. Бехтереву удалось избежать ареста. Много лет спустя он писал по этому поводу: «Какой-то счастливый рок спас меня от ареста и других последствий суровой Немезиды, которые постигли многих из моих сородичей и ближайших товарищей» .

В момент обучения Бехтерева в академии идет конкуренция двух направлений идеологического и материалистического. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. И объясняет этот выбор такими словами: «Эта специальность мне казалась из всей медицинской науки этого времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами познания личности, связанными с глубокими философскими и политическими проблемами и это решило мой выбор». (Бехтерев В.М. Автобиография. – Москва: Издательство «Огонек», 1928 год – Стр. 6) Непосредственным наставником В.М. Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П. Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый-психиатр. С его именем, по мнению Бехтерева, связано создание клинико-патопсихологического направления в отечественной психиатрии. Большое влияние на Бехтерева оказали взгляды профессора медицины, видного русского клинициста С.П. Боткина, автора учения «нервизма». Именно по его инициативе в 1877 году во время русско-турецкой войны В.М. Бехтерев, окончивший в это время четвертый курс, вступил в добровольческий военно-санитарный отряд и, работая на передовой, оказывал помощь раненым. Это была его первая самостоятельная серьезная врачебная практика. С фронта Бехтерев вернулся больным «болгарской лихорадкой» и был госпитализирован в клинику, где находился на лечении около двух месяцев.

В 1878 году, выдержав выпускные экзамены и получив звание военного врача-докторанта, Бехтерев остается в клинике душевных и нервных болезней академии, где продолжает работать под руководством И.П. Мержеевского

Это открыло перед ним возможности для интенсивных научных исследований и подготовки к профессорскому званию. В 1879 году Владимир Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. В 1881 году Бехтерев защищает диссертацию на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (СПб,1881). После публичной защиты докторской диссертации Владимиру Бехтереву присвоили ученое звание приват-доцента и допустили к чтению лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса. В марте 1884 года его зачислили в клинику душевных болезней на штатную врачебную должность. В мае 1884 года научный руководитель Бехтерева профессор И. П. Мержеевский предложил Конференции Военно-медицинской академии направить Бехтерева для дальнейшего совершенствования научных знаний в страны Западной Европы. Список печатных работ молодого ученого к тому времени состоял из пятидесяти восьми названий. Особый интерес представляла его серия клинических исследований периферических и центральных органов равновесия, материалы которых были отражены в целом ряде статей и в обобщающей работе «Теория образования наших представлений о пространстве». Мержеевский: «Ознакомившись ближе с качествами ума и характера господина Бехтерева, я позволю себе засвидетельствовать о нем, как о весьма даровитом, трудолюбивом и скромном ученом, обещающе сделаться солидным невропатологом и прекрасным преподавателем». За статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», написанную в 1883 году, значительно пополнявшую сведения о роли отдельных структур мозга и обеспечении двигательных функций, Владимир Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей. В том же году его избрали в члены Итальянского общества психиатров, что свидетельствовало о признании заслуг молодого ученого и за пределами России.

За  рубеж Бехтерев выехал в июне 1884 года и он провел три года в различных лабораториях и клиниках Германии, Австрии, Франции. Наиболее длительно Бехтерев работал у выдающихся неврологов и анатомов нервной системы Флексига, Мейнерта, в нервно-психиатрической клинике профессора Вестфаля, в физиологической лаборатории Дюбуа-Раймона и в психофизиологической лаборатории Вундта и у профессора Шарко.

Бехтереву на том момент всего 26 лет и у него уже коллекция срезов головного мозг, что по достоинству оценил Шарко и лично показал Бехтереву преимущества гипноза, а не поручил его практикантам. В последствии Владимир Михайлович не согласится с категоричной позицией учителя. Его понимание гипноза будет шире и объединит в себе две противоборствующие школы Шарко и Бернгейма. Своими открытиями Бехтерев взял самое лучшее с двух школ и вывел свою теорию гипноза и внушения. Став на многие, многие годы крупнейшим в России мастером гипнотического воздействия и неустанным пропагандистом гипноза как лечебного метода, Бехтерев даже просто в силу огромного опыта своего, благодаря великому числу больных натыкался то и дело на явления, то с одной школы, то с другой, сбивающие ту крайность мнений, которая мешала выработке общего (и уже куда более близкого к истине) воззрения на гипноз. Гипноз в России был в то время под подозрением. И В.М.Бехтерев очень сильно рисковал своей репутацией. Но соблюдение законов по проведению гипнотических сеансов позволило Владимиру Михайловичу развить этот метод и эффективно применять его в практике. В декабре 1884 года Бехтерев, находясь в Лейпциге, получил официальное приглашение занять кафедру в Казани. Он принял предложение и сократил сроки командировки, так как к сентябрю1885 года ему необходимо было вернуться на родину.

После возвращения из-за границы в 1885 году В.М. Бехтерев создает при Казанском государственном университете первую экспериментальную психофизиологическую лабораторию и получает должность заведующего кафедрой душевных болезней.

Кафедру психиатрии в Казани Владимиру Михайловичу пришлось организовывать заново. Возглавив кафедру и лабораторию, Бехтерев получил возможность сосредоточить все силы на осуществлении давно задуманного плана, как можно лучше изучить нервную систему и связанные с ней физиологические, психологические и клинические проблемы. Настало время планомерного познания сущности нервной и психической деятельности человека в условиях нормы и патологии. Первым этапом этого познания было изучение строения мозга. Морфологические и физиологические исследования, проведенные Бехтеревым в лабораториях Казанского университета, легли в основу большого числа его публикаций и продолжались в последующие годы в Медико-хирургической академии. В течение всей жизни Владимир Михайлович был убежден в отсутствии четкой грани между нервными и психическими болезнями. Он обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

    Накопленный клинический опыт позволил ему опубликовать работы по невропатологии и смежным  дисциплинам. Наиболее известной из них стала его статья «Одеревенелость  позвоночника с искривлением его  как особая форма заболевания», опубликованная в столичном журнале «Врач». Описанное в этой статье заболевание в настоящее время известно как анкилозирующий спондилит, или болезнь Бехтерева. Многие впервые выявленные ученым неврологические симптомы, а также ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани. 

За короткий промежуток времени ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследований. Это были первые работы, в которых оформлялись общие принципы психологического экспериментирования. Обобщение результатов исследований нашло отражение в речи, произнесенной В.М. Бехтеревым на торжественном годичном акте КГУ в 1888 году «Сознание и его границы». В ней Бехтерев отразил свои взгляды на проблему сознания и наметил принципы экспериментального психологического исследования, получившее развитие в последующей научной деятельности. Бехтерев пришел в науку, имея опыт врачебной деятельности, где объектом его воздействия являлись реальные люди, отличающиеся определенными свойствами и психическими характеристиками. Это обусловило выделение в качестве предмета исследования человека во всей его целостности, в единстве всех его сторон. Идея всестороннего изучения человека легла в основу развития комплексного человекознания в отечественной науке. Целостное представление о человеке, определяло ход и динамику научных интересов Бехтерева. Он углубляется в изучение анатомо-физиологических основ нервно-психических расстройств, делает предметом специального исследования – мозг и нервную систему. И опираясь на полученные данные, Бехтерев на более масштабном уровне обращается к анализу психических явлений. Объектом его изучения становятся как больные, так и здоровые люди. Он пытается рассмотреть место психики в общем, эволюционном ряду развития живой материи, найти и исследовать формы ее связи с физическим миром. Уникальность его состояла в том, что он был в состоянии одновременно подойти к исследуемому объекту и глубоко аналитически и комплексно охватить разные его стороны и уровни развития, выделить существенные связи, имеющие место в целостном организме. В конце 19 века вопросы строения мозга оставались чрезвычайно слабо изученными, а сама психология только формировалась как наука. Поэтому исследования Бехтерева были революционными. Бехтерев и употребил впервые слово — «неврология», чтобы обозначить им весь круг наук о нервной системе, изучать которую будут еще века и века. В 1891 году Владимир Бехтерев обратился к администрации медицинского факультета с предложением об организации в Казани неврологического научного общества. Согласие на создание такого общества было получено, и председателем единогласно избрали его. С 1893 года Казанское неврологическое общество стало регулярно издавать свой печатный орган — журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918 года под редакцией Владимира Михайловича.

Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской Военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней, освобождающуюся в связи с уходом в отставку «за выслугой лет» Мержеевского, учителя Владимира Михайловича.

    Владимир  Бехтерев прибыл в Петербург в  конце сентября и сразу включился  в работу. Он начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. Ученый стремился к созданию специализированной нейрохирургической службы, считая, что нейрохирургами могут стать хирурги, овладевшие невропатологией, или невропатологи, научившиеся оперировать. При этом он явное предпочтение отдавал нейрохирургам из невропатологов. Сам ученый не оперировал, но принимал активное участие в диагностике нейрохирургических болезней. 
    В лабораториях клиники В.М. Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками  продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной  системы. Это позволяло ему пополнить  материалы по нейроморфологии и  приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга» (1903-1907). Тогда же он большое внимание стал уделять изучению психологии. 
    В 1894 году Владимир Михайлович получил  первый генеральский чин действительного  статского советника. В конце того же года он был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. 
    Трудоспособность  ученого была поразительной. С 1894 по 1905 год Бехтерев ежегодно выполнял от четырнадцати до двадцати четырех научных работ. При этом следует иметь в виду, что ученый никогда не ставил подпись под работой, написанной другим. Все, что издано под его именем, было написано его собственной рукой.
Результатом исследований в области анатомии стало создание многочисленных схематических моделей строения мозга, подготовка ряда оригинальных научных работ и классического двухтомного труда «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1892), выдержавшего три издания, переведенного на другие языки.
    В ноябре 1900 года двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика Карла Максимовича Бэра.

29 декабря того же года на торжественном заседании Российской академии наук профессорам В.М. Бехтереву и И. П. Павлову была вручена присужденная им награда. Казалось бы, после такого успеха можно какое-то время отдохнуть, но ученому такое времяпрепровождение было несвойственно. Накопленный жизненный и научный опыт побуждал к обобщениям, философским трактовкам. В 1902 году он опубликовал книгу «Психика и жизнь», в которой высказал свое мнение о сущности психических процессов, о соотношении между бытием и сознанием, психикой и жизнью.

 В 1907—1910 годах В.Бехтерев опубликовал  три тома книги «Объективная психология», в которых изложил основные представления нового, созданного и развиваемого им направления в психологической науке. Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. Опираясь на объективные критерии, он считал возможным изучать не только осознаваемые, но и неосознанные психические явления.
    В первом томе «Объективной психологии»  Владимир Бехтерев предложил выделить психологию индивидуальную, общественную, национальную, сравнительную, а также зоопсихологию. Кроме того, он признавал необходимость выделения психологии детского возраста «как науки, изучающей законы и последовательность психического развития отдельных индивидуумов».

Но главной страсть оставалась мысль - исследовать человека полностью. Бехтерев задумал создать институт по изучению человека давно, а где-то примерно году в девятьсот третьем идею эту огласил среди друзей. И статью написал о том, как именно может воплотиться в жизнь это заманчивое «познать человека». В 1908 г. начал работу организованный В. М. Бехтеревым Психоневрологический институт - высшее учебное и научно-исследовательское учреждение нового типа. В него принимались лица разных возрастов, социального положения и национальности. Преподавателями института были такие известные ученые, как Н. Е. Введенский, В. Л. Комаров, П. Ф. Лесгафт, П. А. Останков, Н. Н. Петров, Л. М. Пуссеп, Е. В. Тарле, А. А. Ухтомский, Ф. Д. Батюшков и др. Совет института 11 декабря 1908 г. избрал Л. Н. Толстого своим почетным членом. Множество людей стали жертвовать деньги на этот сугубо научный, почти неведомого назначения институт. Одни давали малые посильные деньги, иные — целый капитал. Было огромное анонимное пожертвование, на него построили целую клинику: это от какого-то пациента, пожелавшего остаться неизвестным. Были и еще большие суммы — одно тоже состояние прямо, и притом немалое — с обозначенной ясно целью: на постройку клиники для эпилептиков. Доходы от многочисленных лекций в ту же поступали казну, собственных же на это траченных денег Бехтерев просто и не считал. Был высочайше утвержден устав института, названного Психоневрологическим, года три ушло на его блуждания по инстанциям; появилась и земля, на которой предстояло вырасти зданиям. Сохранилась фотография: Бехтерев в серой своей крылатке закладывает первый камень. Место было предоставлено из царских, кабинетских так называемых земель. Институт стал подлинной и единственной в России вольной высшей школой. Открывавшиеся при нем клиники и лаборатории целиком предназначались одному-единственному научному направлению: познанию человека во всех его неисчислимых проявлениях нормы и патологии. Кроме Москвы, да еще, пожалуй, двух-трех городов страны, повсюду кафедры психиатрии и кафедры невропатологии, а то и просто руководящие врачебные места в соответствующих больницах в итоге оказались заняты к двадцатым годам нашего века исключительно учениками Бехтерева. Они любили учителя ревниво, преданно и безраздельно.

  В 1915 году по инициативе Владимира Михайловича  при Психоневрологическом институте был создан приют с детским садом и школой для детей беженцев из западных губерний. Постоянно находясь в гуще общественной жизни столицы, Бехтерев по-прежнему много внимания уделял Психоневрологическому институту.
   После Октябрьской революции академик Бехтерев сразу же включился в создание здравоохранения молодой республики. 

В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации научно-исследовательского учреждения — Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев.

1 января 1920 г. было опубликовано в газетах и передано по радио обращение В. М. Бехтерева к врачам всего мира с призывом протестовать против блокады Советской России. В. М. Бехтерев многократно избирался депутатом Петроградского (а в дальнейшем Ленинградского) Совета депутатов трудящихся.
    Владимир  Бехтерев умер 24 декабря 1927 года. 

Бехтерев умер неожиданно и быстро. Настолько неожиданно и быстро (отравился консервами поздно вечером, а ночью его уже не стало), что еще одна возникла легенда: будто кто-то отравил его специально ради неразглашения тайны диагноза, поставленного им на приеме. Эта легенда оказалась чрезвычайно живучей, несмотря на полное отсутствие подтверждений. Так наше сознание устроено, что с великими людьми должны быть связаны громкие глухие легенды, и не отсутствию фактов поколебать эту нашу потребность в мифах. Цинковый гроб, где урна с прахом соседствовала с законсервированным мозгом, отправлен был в Ленинград (он умер в Москве) при огромном стечении народа. Сохранились документальные кинокадры о торжественных этих проводах по морозной декабрьской столице. Владимир Михайлович обладал удивительным талантом не только проводить уникальные исследования, но и открывать новые учреждения. Журнал «Вестник знания» в 1926 г. опубликовал перечень учреждений и журналов, возникших по инициативе и при непосредственном участии Владимира Михайловича: учреждений – 33, журналов – 10. Впоследствии проведенные исследования творчества ученого позволили добавить к этому перечню еще 17 учреждений и 2 журнала. Характерно, что во вновь открытых клиниках и институтах он устанавливал и совершенно новые порядки. Например, в клиниках для психически больных людей он ввел трудотерапию. В клинике появились столярная и переплетная мастерская, женщины приобщались к вязанию, вышиванию, плетению кружев и даже к росписи фаянса и фарфора. Многие больные по их желанию и возможностям выращивали овощи и цветы, сажали фруктовые и декоративные деревья и кусты. Бехтерев устраивал концерты и спектакли в клинике для развлечения больных. В них участвовали и сами больные, и студенты академии, и профессиональные актеры. Вне всяких сомнений В.М.Бехтерев представляется нам не только как знаменитый ученый, но и великий организатор, который впервые применил на практике принцип многофункциональности и реализовал инвестиционный проект построив Психоневрологический институт. который по праву был одним из лучших исследовательских институтов своего времени.




ВНУШЕНИЕ И ВНУШАЕМОСТЬ А РАБОТАХ В.М.БЕХТЕРЕВА

На стыке XVIII-XIX вв. в медицине начался поворот, который привел к подлинной революции в этой науке. В самых общих чертах суть ее можно охарактеризовать следующими основными моментами: принципиально новый подход к человеку, как предмету медицины, изменение ее социального статуса, новые формы организации медицинской помощи, глубокая реформа медицинского образования, широкое применение клинических и клинико-анатомических принципов, введение инструментальных методов исследования, утверждение нозологического принципа, внедрение эксперимента, рост профилактических и лечебных возможностей медицины. Все это было связано с переустройством медицины на основе быстро развивающегося естествознания и внедрения естественнонаучных методов в изучение жизнедеятельности человека в норме и патологии. Новый теоретико-познавательный и методологический уровень медицины требовал и нового типа врача, врача-ученого. Практические цели медицины на протяжении всей ее истории оставались неизменными: помогать больным и предупреждать болезни. В решении этой благородной задачи личность врача, его талант, опыт, интуиция, человеческие качества всегда играли огромную роль. Сама медицина как система знаний до XIX в. создавалась на основе клинического наблюдения. Введение методов естествознания в медицину привело к тому, что врач начинал рассматривать наблюдаемые им клинические факты как проявление определенных закономерностей жизни организма. Возникла проблема взаимодействия медицины как сферы познания и практической деятельности с фундаментальными естественными науками. Это взаимодействие проявилось в творчестве В. М. Бехтерева. Преимущества экспериментального исследования он видел в том, что оно дает возможность открывать некоторые глубокие закономерности, которыми можно объяснить клинические данные и создавать более эффективные методы лечения и профилактики болезней. Но возможности естественнонаучного исследования человека в медицине ограничены рядом причин. Прежде всего, это этические и юридические нормы, запрещающие ставить эксперимент на людях. И во-вторых, это ограниченные возможности моделирования человеческой патологии на животных. Поэтому медицина часто опережает экспериментальные исследования в биологии. В. М. Бехтерев сформировался как врач нового типа, врач-ученый. К этому времени в психиатрии и неврологии прочно утвердился анатомо-физиологический принцип. Кроме изменений происходящих в медицине, более важным было выделение психологии в самостоятельную науку. Вторая половина XIX в. отмечена знаменитой дискуссией между сторонниками парижской психоневрологической школы во главе с Шарко и сторонниками нансийской школы во главе с Бернгеймом. В недрах первой из этих школ формировалась физиологическая точка зрения на понимание природы гипноза, в недрах второй - психологическая. В. М. Бехтерев был непосредственным свидетелем этих интереснейших научных событий. И всю свою жизнь Владимир Михайлович не только исследовал гипноз, но и успешно применял его на практике и именно он в России одним их первых заговорил о гипнозе с точки зрения исследователя. Изучая особенности гипнотического состояния человека он приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он подразделял гипноз на три стадии - малый, средний и глубокий, которые соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля - сонливость, гипотаксия и сомнамбулизм.  Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения, проводимого больному в гипнозе или наяву. На основе многочисленных опытов, наблюдений и исследований В. М. Бехтерев развил представление о гипнозе как о своеобразном видоизменении обычного естественного сна. Но работая с гипнозом Бехтерев приходит в выводу, что есть разница между гипнозом и внушением 18 декабря 1897 года профессор императорской Военно-медицинской академии, директор клиники душевных и нервных болезней Бехтерев произносил речь о «Внушение и его роль в общественной жизни». Его речь была вскоре выпущена книгой. Авторитет В.М.Бехтерева к тому моменту был уже достаточно силен, и по сути своим выступлением о "внушении" он продемонстрировал влияние внушения и принцип доверия на присутствующих. Бехтерев и начал свою речь с «психического контагия» — духовного контакта людей друг с другом, контакта непрерывного и длящегося с рождения до смерти. Бехтерев говорил о взаимной психической заражаемости при посредстве микробов, которые, «хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц...» и о постоянном воздействии и влиянии людей друг на друга. Говорил о внушаемости. Люди привыкли ориентироваться на мысли окружающих — это вполне разумная, более того, жизненно необходимая основа общественного существования, без которой человечество никогда не двинулось бы вперед от первобытного стада полуобезьян, обладавших лишь мощно развитыми, но убогими общественными навыками — подчинением и подражанием. А в человеческом обществе любое слово, идея, мысль, мнение. распространяются широко и внушающе, позволяя множеству пользоваться готовыми духовными ценностями. Так, внушаемость позволяет в детстве доверчиво и с великой пользой впитать продукты интеллектуальной работы целых поколений, опыт целых исторических эпох. Однако, как и любой подарок природы, внушаемость имеет оборотную сторону, участвуя в организации массовых психических безумий, ослеплении тысячных толп населения деревень и городов, а порой и целых народов. Внушение в отличие от убеждения (пружины которого — логика и доказательства) действует путем постепенного уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики. Бехтерев говорил: «Ввиду этого я полагаю, что внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». В середине нашего века психологи мира оживленно принялись обсуждать проблему воздействия на отдельную личность коллективного мнения, общей идеи, группового внушения. Поставлены были несколькими психологами (а потом во множестве лабораторий повторены) удивительные в простоте своей эксперименты: группа заранее подготовленных помощников психолога навязывала одинокому испытуемому (не знающему, что его товарищи по эксперименту — подсадные утки) заведомо неправильно решение разных предлагаемых задач. Воочию видел (или слышал) человек одно, а говорил под давлением единодушного мнения окружающих (подтасованного мнения, но он-то не знал совсем другое. Опыты такие, развиваясь и усложняясь, облетели весь мир, оказавшись удивительно ярким проявителем разных граней и качеств личности. И никто, ни единая душа из обсуждавших эти эксперименты, из восхвалявших познавательную их ценность для понимания личности, не упомянул, что программа таких именно опытов предложена была покойным Бехтеревым в девятнадцатом еще году. Целеустремленно и упрямо ища путей к познанию человека, он уже додумался до экспериментов такого рода, уже описал приблизительный их характер, уже предложил, как всегда, идею и маршрут. Только не успел осуществить..........А пока..... В своем труде "Внушение и его роль в общественной жизни" В.М. Бехтерев говорит о популистическом и научном гипнозе. Он четко разделяет эти два понятия отнеся популизм в зону "животного магнетизма", ожиданий и суеверий и научный гипноз в зону экспериментальных исследований и доказанной научной базы, трактуя его как особое биологическое состояние в виде сноподобного оцепенения как общего тормозного рефлекса, наблюдаемого у различных видов животных, не исключая и человека и совершенно не отождествляя с внушением. Ссылаясь на Бреда написавшего в 40-х годах истекшего столетия исследование о гипнотизме, затем французского врача в Нанси Льебо, лечившего гипнотическим внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение и наконец, приводя в пример исследования Шарко демонстрировавшего в парижском госпитале Сальпетриер явления гипноза на истеричных врачам всего мира и его противника проф. Бернгейма, вызывавшего гипноз путем словесного внушения и рассматривавшего самый гипноз как внушенный сон Бехтерев говорит о возникшей путанице в понятиях и необходимости разделения таких понятий как гипноз и внушение. "Это объясняется исключительно тем, что силу внушения наука познала через гипноз, а когда процесс внушения был лучше изучен в гипнозе, то и самый гипноз такие авторы, как Бернгейм, стали объяснять действием внушения. Определение Бернгейма, пользующееся широкою распространенностью, по которому гипноз есть «внушенный сон», также должно быть признано неудовлетворительным. Дело в том, что такое понимание гипноза предполагает, что все в гипнозе объясняется внушением и что самый гипноз вызывается всегда лишь внушением. Между тем имеется ряд фактов, которые решительно говорят против такого толкования явлений. Сюда относится, напр., указанная еще Шарко повышенная механическая нервно-мышечная возбудимость, наблюдаемая иногда в глубоком гипнозе и характеризующаяся тем, что при простом механическом раздражении, производимом над нервами или мышцами, происходит сокращение соответствующих мышц. Явление это никак не укладывается в рамки одного «психического» воздействия, обозначаемого внушением. Гипноз не является ни болезненным нервным состоянием наподобие истерии, как учил Шарко, ни искусственно вызванным сном или внушенным сном, как учил Бернгейм и как многие его до сих пор понимают. Это-то состояние может быть воспроизводимо то в большей, то в меньшей мере искусственным путем, с помощью физических мер у самых различных видов животных, а у человека еще и путем словесных воздействий. То, что мы называем гипнозом, является лишь искусственным воспроизведением общего тормозного рефлекса в виде сноподобной оцепенелости в той или иной степени "Внушение и его роль в общественной жизни" В.М. Бехтерев Внушение - обыкновенно влияние одного человека на другого, чаще всего через посредство слова, которое действует на другого человека не путем убеждения, как это мы наблюдаем ежечасно в беседах, а путем непосредственного прививания ему тех или других мыслей и состояний. Внушение представляет собою явление, которое наблюдается везде и всюду в социальных условиях жизни, и притом наблюдается в бодрственном состоянии человека при общении людей между собою, в гипнозе же проявляется лишь с особенною яркостью и силою. И все таки внушение - это один из элементов являющийся частью инструмента или метода погружения в гипноз, при этом в гипноз можно погрузить и без внушения. Приведенные Бехтеревым факты не оставляют сомнения в том, что гипноз вызывается не одним внушением и что физические воздействия оказываются иногда более действенными, чем словесное воздействие в форме внушения. " К такому же заключению приводит и тот факт, что дети в младенческом возрасте легко усыпляются путем методического поглаживания или легкого похлопывания по спине и монотонного напева колыбельной песни, тогда как словесное внушение здесь не играет роли. Наконец, в настоящее время, как мы уже говорили, установлено, что гипноз животных является совершенно аналогичным гипнозу у людей, а у животных о словесном внушении не может быть и речи".("Внушение и его роль в общественной жизни" В.М. Бехтерев.) С другой стороны, нельзя не признать и то, что во время гипноза наблюдается повышенная внушаемость, каковой не бывает в обыкновенном сне: загипнотизированного можно заставить путем внушения автоматически ходить, выполнять те или другие действия и т. п. Таким образом не всегда реципиент погружается в гипнотическое состояние при воздействии внушения, но всегда в гипнотическом состоянии можно использовать внушение. "Как объективный признак осуществленного внушения представляется, на мой взгляд, следующий опыт, который мной был сделан около того же времени, как и вышеприведенный. В глубоком гипнозе дается внушение, что будут производиться сильнейшие уколы булавки, от которых будет чувствоваться резкая и продолжительная боль. Между тем на самом деле производится надавливание тупым концом булавки на подбородок или другую часть лица при одновременном внушении, что при этом испытывается сильная боль. В результате получается искривление лица, как от боли, иногда даже прилив крови к лицу и ясная болевая реакция зрачков, выражающаяся их расширением." (Академик В. М. Бехтерев и д-р В. Нарбут Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1902. № 1, 2) И тем не менее ныне твердо установлено, что внушение вообще является актом гораздо более широким, нежели собственно гипнотическое внушение, так как первое проявляется в бодрственном состоянии и притом наблюдается в общественной жизни везде и всюду при весьма разнообразных условиях.. В своей работе «Роль внушения в общественной жизни» Бехтерев обратил внимание на разноречия авторов по этому поводу и на ту путаницу, которая от этого происходит. «Еще недавно этот термин, не имел особого научного значения и употреблялся лишь в просторечии главным образом для обозначения наущений, с той или другой целью производимых одними лицами другим. Лишь в новейшее время этот термин получил совершенно специальное научное значение вместе с расширением наших знаний о психическом влиянии одних лиц на других. Но этим термином стали уже злоупотреблять, прилагая его к тем явлениям, к которым он не относится, и нередко прикрывая им факты, остающиеся еще недостаточно выясненными. Несомненно, что от такого злоупотребления научным термином происходит немало путаницы в освещении тех психологических явлений, которые относятся к области внушения». (Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. I.) Напомню, что сам Бехтерев понимает внушение, как один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится намеренно или ненамеренно со стороны внушающего лица и которое может происходить или незаметно для лица, которому производится внушение, или же с его ведома и согласия. Бехтерев отмечает, что не всегда внушение встречается тем или другим сопротивлением со стороны личности внушаемого лица. Это наблюдается чаще всего в тех гипнотических внушениях, которые касаются нравственной сферы внушаемого лица или же противоречат установившимся отношениям данного лица к тем явлениям, которые служат предметом внушения. В большинстве же других случаев внушение входит без всякого сопротивления со стороны лица, которому производится внушение, нередко оно проникает в его психическую сферу совершенно незаметно, несмотря даже на то, что действует в бодрственном состоянии. Бехтерев оперирует примерами Б. Сиддиса, в которых в большинстве случаев, нет ничего «насильственного», нет ничего такого, что должно быть «преодолеваемо», наконец, нет и ничего такого, от чего «сознание субъекта стремится избавиться». Все происходит самым обычным, естественным порядком, и, однако, это есть настоящее внушение, которое вторгается в психическую сферу, и производит в ней роковые последствия. Конечно в отдельных случаях внушение действительно встречает сопротивление со стороны человека, которого оно имеет в виду, и тем не менее оно проникает в сознание, как паразит, после известной борьбы, почти насильственным способом. Некоторые из внушений, производимых в гипнозе, иногда встречаются известным противодействием со стороны гипнотизируемого лица. Особенно часто это случается с лицами, которым внушают произвести поступок, противоречащий их нравственным убеждениям. Как известно, некоторые из французских авторов по степени сопротивления лица, которому производятся внушения, противоречащие общепринятым нравственным понятиям, находили возможным даже определять нравственность данного лица. Бехтерев не соглашается с Б. Сиддисом, в том, что «черта сопротивления есть основная часть внушения» или что «поток сознания индивидуума борется со внушаемыми идеями, как организм с бактериями, стремящимися разрушить устойчивость равновесия». Владимир Михайлович считает, что в сопротивлении для внушения нет никакой необходимости. Внушение допускает критику. Это обычно замечается в слабых степенях гипноза, когда личность еще относится с критикой ко всему окружающему, и в том числе к внушению. Но все-таки большинство внушений входит в психическую сферу, как о том говорилось ранее, без всякого сопротивления, без всякого насилия, иногда вызывает борьбу со стороны личности внушаемого субъекта, подвергается с его стороны даже критике и выполняется далеко не всегда автоматично. Наше восприятие может быть активным и пассивным. При активном восприятии обязательно участвует «я» субъекта, которое направляет внимание, сообразуясь с ходом нашего мышления и окружающих условий, на те или другие предметы и явления. При пассивном, входя в психическую сферу при участии внимания и усваиваясь путем обдумывания и размышления, становятся прочным достоянием личного сознания или нашего «я». Пассивно воспринятое входя в содержание нашего личного сознания, временно скрываются за порогом сознания, но так, что каждую минуту по желанию «я» они вновь могут быть оживлены путем воспроизведения пережитых представлений. Бехтерев склоняется к тому, что убеждения, "производится всегда не иначе как при посредстве логического мышления и с участием личного сознания", а "внушение, в отличие от убеждения, проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякий вообще предмет пассивного восприятия". Внушение и убеждение, таким образом, являются двумя основными формами воздействия одного лица на другое, хотя в числе способов психического воздействия одних лиц на других кроме убеждения и внушения мы можем различать еще приказание как требование, предполагающее за собой силу, способную заставить выполнять приказываемое, и пример, возбуждающий подражание, а также советы, надежды, желания и пр. Но эти формы воздействия одних лиц на других, кроме чисто автоматического подражания, не могут быть причисляемы к основным, так как при анализе нетрудно убедиться, что как приказание, так и пример действуют частью путем того же убеждения, частью путем внушения. Несомненно, что в известной мере и приказание, и пример действуют совершенно подобно внушению и даже не могут быть от него отличаемы; в остальном же как приказание, так и пример, действуя на разум человека, могут быть вполне уподоблены логическому убеждению. Так, приказ действует прежде всего силой страха за возможные последствия непослушания через сознание необходимости выполнения в силу разумности подчинения вообще и т. п. В этом отношении приказание действует совершенно подобно убеждению. Но независимо от того приказание действует, по крайней мере в известных случаях, и непосредственно на психическую сферу как внушение. Как известно, термин «внушение» до введения его в психологию предпочтительно употреблялся публикой для выражения властного влияния одного лица на другое. Лучшим примером влияния приказа как внушения может служить команда, которая действует, как известно, не только путем страха перед последствиями за непослушание, но и путем прямого внушения, не давая возможности здраво обсудить предмет команды. Точно так же и пример, с одной стороны, действует, несомненно, на разум путем убеждения в полезности того, что человек видит и слышит; с другой стороны, пример может действовать и наподобие психической заразы, иначе говоря, путем прямого внушения, как совершенно невольное и безотчетное подражание. Что касается других форм воздействия одних лиц на других, как требование, советы, выражение надежды или желания, то в сущности они не имеют в виду ничего более, как предоставить материал для суждения другому лицу, а следовательно, имеют в виду поддержать или укрепить в нем определенное убеждение, хотя в известных случаях и эти формы воздействия могут влиять непосредственно на сознание наподобие внушения. Таким образом, как приказание, так и пример, а равно и другие формы психического воздействия одних лиц на других действуют в одних случаях путем убеждения, в других случаях путем внушения, чаще же они действуют одновременно и как убеждение, и как внушение и потому не могут быть рассматриваемы как самостоятельные способы воздействия одних лиц на других, подобно убеждению и внушению. При этом два различных процесса, которые не должны быть смешиваемы друг с другом. В понятии внушения прежде всего содержится элемент непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться посторонним лицом при посредстве слова, или воздействие производится при посредстве какого-либо явления или действия, т. е. имеем ли мы словесное или конкретное внушение, оно всегда влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу, помимо сферы личного сознания или по крайней мере без переработки со стороны «я» субъекта, благодаря чему происходит настоящее прививание того или иного психофизического состояния. Равным образом и те состояния, которые известны под названием самовнушения и которые не требуют посторонних воздействий, возникают обычно непосредственно в психической сфере, когда, например, то или другое представление проникло в сознание как нечто готовое в форме внезапно явившейся и поразившей сознание мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т. д. Во всех этих случаях психические воздействия, возникающие помимо постороннего вмешательства, прививаются к психической сфере также непосредственно в обход критикующего и самосознающего «я» или того, что мы называем личным сознанием. Таким образом, внушать - значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие психофизические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению; под внушением же следует понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний помимо его «я», т. е. в обход его самосознающей и критикующей личности. Внушение может проявляться легче всего в том случае, когда проникает в психическую сферу или незаметно, вкрадчиво, при отсутствии особого сопротивления со стороны «я» субъекта, или по крайней мере при пассивном отношении последнего к предмету внушения, или же, когда оно сразу подавляет психическое «я», устраняя всякое сопротивление со стороны последнего. Поэтому внушение в общем представляет собою гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение. Последнее может действовать только на лиц, обладающих здравой и сильной логикой, тогда как внушение действует не только на лиц с сильной и здравой логикой, но еще в большей мере на лиц, обладающих недостаточной логикой, как, например, детей. Несомненно поэтому, что внушение, или прививание психических состояний, играет особо видную роль в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор, пока логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего развития, позволяющего ему усваивать логические выводы не менее, нежели готовые продукты умственной работы других, передаваемые с помощью так называемого внушения, или психической прививки. Равным образом и в простом классе населения внушение, или прививка идей, играет гораздо более видную роль, нежели логическое убеждение. Всякий обращавшийся с народом знает это хорошо по собственному опыту и знает цену логических убеждений, которые если и имеют иногда успех, то лишь временный, тогда как внушение или приказание здесь почти всегда действует верно. Известно, какую магическую силу имеют в некоторых случаях заговоры знахарей, действие непроверенный БАД, эффект плацебо. Этот поражающий пример, взятый из жизни современного общества, показывает нам со всею яркостью, какова может быть сила внушения в бодрственном состоянии при условии слепой веры в силу производимого внушения и в отсутствии психического противодействия по отношению к внушению. Но не повторяется ли то же самое в большей или меньшей мере и с врачом, подходящим к кровати больного? Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно в буквальном смысле слова действует на больного суровый, холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения. Надо, впрочем, заметить, что далеко не все лица верят слепо в могущество того или другого врача по отношению к своей болезни, а потому и психическое влияние врача на своих пациентов бывает неодинаковым. Вообще надо признать, что так как большинство лиц не может удержать себя от невольного сопротивления посторонним психическим воздействиям, то естественно, что намеренное внушение в бодрственном состоянии в более или менее резко выраженной степени удается далеко не у всех. Но совершенно другое мы имеем, когда дело идет не о намеренном, но о совершенно невольном внушении, производимом при естественном общении одного лица с другим. Взаимовнушение. Бесспорно, что мы все влияем друг на друга. Действие невольного внушения и взаимовнушения гораздо шире, чем можно было бы думать с самого начала. Оно не ограничивается только отдельными более или менее исключительными лицами, подобно намеренному внушению, производимому в бодрственном состоянии, и также не требует для себя никаких особых, необычных условий, подобно внушению, производимому в гипнозе, а действует на всех и каждого при всевозможных условиях. Вообще надо признать, что передатчиками внушения могут служить все вообще органы чувств, не исключая осязания и мышечного чувства, но само собою разумеется, что такие органы, как слух и зрение, как органы, наиболее приспособленные для общения людей друг с другом, являются важнейшими органами, при посредстве которых чаще всего и вернее всего передаются внушения. В сущности невольное внушение и взаимовнушение, будучи явлением всеобщим, действуют везде и всюду в нашей повседневной жизни. Не замечая того сами, мы приобретаем в известной мере чувства, суеверия, предубеждения, склонности, мысли и даже особенности характера от окружающих нас лиц, с которыми мы чаще всего общаемся. Подобное прививание психических состояний происходит взаимно между лицами, совместно живущими, иначе говоря, каждая личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты. Происходит, следовательно, в полном смысле слова психический взаимообмен между совместно живущими лицами, который отзывается не на одних только чувствах, мыслях и поступках, но даже и на физической сфере, поскольку на ней вообще может отражаться влияние психической деятельности. Это влияние особенно сказывается на мимике, придающей лицу определенное выражение и обрисовывающей в известной мере его черты. Факт этот, между прочим, объясняет нам то обстоятельство, что, как уже давно было замечено, существует в значительном числе случаев большое сходство в чертах мужа и жены, которое, очевидно, более всего зависит от психической ассимиляции путем взаимовнушения обоих лиц, находящихся в сожительстве. В счастливых браках это сходство черт лица встречается, по-видимому, еще чаще, нежели в массе всех вообще браков. Но нет ничего убедительнее в смысле непосредственной передачи психических состояний от одного лица другому, как передача патологических явлений. Всякому известно, что истерика, случившаяся в обществе, может повлечь за собою ряд других истерик, с другой стороны, заикание и другие судорожные формы легко передаются предрасположенным субъектам совершенно непосредственно, путем невольного и совершенно незаметного прививания, или внушения. Не менее поучительные случаи мы имеем в массовых самоубийствах и в так называемых случаях наведенного помешательства. В тех и других случаях дело идет о действии внушения, благодаря которому и происходит зараза самоубийств, с одной стороны, и, с другой - передача болезненных психических состояний от одного лица другому. Известны примеры, что случаи наведенного помешательства наблюдались в целой семье, состоящей из четырех, пяти и даже шести лиц. Эти случаи представляют, таким образом, уже настоящую психическую семейную эпидемию. С другой стороны, психиатрам давно известен факт, что при совмещении душевнобольных в известных случаях происходит заимствование бреда одними больными от других и в таком случае иногда бред больных соответственным образом видоизменяется, в силу чего и случаи эти получают название видоизмененного помешательства (folic transformee). Известно также, что наилучшим средством устранения такого заимствованного бреда является немедленное обособление больных, влияющих друг на друга. Можно, конечно, подумать, что в вышеприведенных примерах дело идет о таких патологических случаях, которые отличаются особой восприимчивостью к психическим влияниям со стороны других лиц. Однако не подлежит сомнению, что в некоторых случаях передача психической инфекции представляется крайне облегченною и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в сознании многих лиц идеи одного и того же рода и одинаковые по характеру аффекты и настроения. Благодаря этим условиям развиваются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших психологических явлений Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц. Массовые галлюцинации объяснимы только с точки зрения внушения, совершенно невольного, со стороны одних лиц на других. Когда господствует в населении или в группе лиц то или другое настроение и когда мысль работает в известном направлении, тогда у того или другого лица с психическою неуравновешенностью особенно легко появляются обманы чувств, по содержанию отвечающие настроению и направлению его мыслей, которые тотчас же путем невольного внушения, словесного или иного, сообщаются и другим лицам, находящимся в одинаковых психических условиях, В подобного рода случаях на помощь внушению идет нередко и самовнушение, под которым мы понимаем прививание психических состояний, обусловленное, однако, не посторонними влияниями, а внутренними поводами, источник которых находится в личности самого лица, подвергающегося самовнушению. Всякий знает, что человек может настроить себя на грустный или веселый лад, что он может при известных случаях развить воображение до появления иллюзий и галлюцинаций, что он может даже вселить в себя то или другое убеждение. Это и есть самовнушение, которое, подобно внушению и взаимовнушению, не нуждается в логике, а, напротив того, нередко действует даже вопреки всякой логике. Известно также, что самовнушение в некоторых случаях, подобно гипнотическому внушению, может обнаруживать резкое влияние на сосудодвигательную и растительную сферы организма. Благодаря самовнушению те или другие мистические, фанатические и иные идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые благодаря господствовавшим верованиям также получали наклонность к эпидемическому распространению. Например убийство президента Ливии Муа́ммара Кадда́фи или майдан на Украине. Достаточно подробно Бехтерев рассказывает о "малевщине" о большой одержимой секте, с руководителем которой он встретился в Казани, т.к. последний был помещен туда для прохождения лечения. Бехтерев ссылается на проф. И. А. Сикорского, который указывает, что в тот период времени целый ряд нравственных и физических факторов (развитие штундизма, алкоголизм населения и пр.), составили благоприятную почву для развития эпидемии в населении. Этими факторами объясняли ученные с первого взгляда непонятный факт, что родоначальником малеванщины и ее распространителями явились лица помешанные. Как справедливо замечает проф. И. А. Сикорский, «население, увлеченное брожением, усвоило себе парадоксальное параноическое мышление и логику помешанных и в силу этой болезненной логики стало разрешать основные вопросы жизни и религии при помощи сравнений и пустой игры слов». Бред и болезненная логика помешанных явились образцом мудрости и подражания для населения, которое раньше обнаруживало здравую логику и здравое мышление. Сегодня по прошествии 150 лет мы так же должны обратить внимание на то, что с развитием информационных систем, социальных сетей мы так же можем приобрести "малевщину" и ряд других аналогичных проблем адаптированных к современным условиям. Повальное увлечение мистицизмом, здоровым питанием, зарабатыванием "легких денег" - это не полный перечень направлений психического заражения. Психическая зараза, которая передается по каналам внушения приобретает угрожающий оттенок в наше время и если не прислушаться к голосу ученного, которые еще 150 лет назад заложил и объяснил основы внушения и психической заразы, то наше общество может пострадать из-за рисков возникновения общественного волнения. Яркий пример революция 1918 года, когда идеи небольшой группы людей, при поддержки Европы путем внушения и взаимовнушения распространились на всю страну и изменили не только режим управления, но и судьбу каждого человека проживающего в царской России. На сколько прав был великий ученный можно судить по перестройке 90-х. Когда митинг у белого дома предрешил судьбу великой державы - Советского Союза. Возможно мы развиваемся по некой спирали и каждое государство проживает свой отведенный только этому государству век, но процесс изменений всегда один - массовая истерия, которая происходит путем взаимного заражения. Что Великая французская революция, что Американская буржуазная революция, что Великая Октябрьская Социалистическая революция и т.д. - все великие события изменившие ход и порядок истории в ту или иную сторону проводились путем внушения, самовнушения и взаимовнушения. Я согласна с Бехтеревым о психической заразе, которую люди умели и использовать и распространять с испокон веков. Если проанализировать жизнедеятельность Бехтерева, то мы можем отметить то количество учебных заведений, который были открыты им ( Приложение 1). Поднять культурный уровень населения - вот одна из основных его идей, о которой почему-то мало говорят. Бехтерев считал , что при большем умственном развитии, при большей культурности населения подобного рода психопатические явления маловероятны. Сегодня при отсутствии пропаганды мы находимся в зоне риска. Учитывая исследования ученых нам следует обратить внимание на создание здоровой пропаганды и использовать возможность психического заражения и внушения в "мирных " целях. Необходимо в кратчайшие сроки сделать модным читать (не сообщения в соц сетях, а книги), писать (не блоги, а книги), учить (не тренинги проводить, а полностью специализироваться и уметь преподавать определенные темы). В погоней за "западом" мы забыли о том, что каждый из нас поддается внушении производимое устно и печатно. На каждого из нас влияет то, что идет с каналов телевидения, с интеренет станиц, с эфиров радиостанций. Да, мы не можем это остановить, но в наших силах задать направление поступающей информации дабы, учитывая ошибки прошлого не создать себе проблем будущего т.к. распространение психической инфекции, как и развитию обыкновенной физической заразы, способствует более всего известная подготовленность психической почвы в населении или в известном круге лиц.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Научные труды В. М. Бехтерева имеют большую научную ценность и сегодня, так как очень хорошо объясняют нашу современную психическую эпидемию - экстрасенсорного бума, магии, колдовства и других видов чудодейства. В. М. Бехтерев внес крупный вклад в развитие биологических и медицинских наук. Им созданы новые научные направления. Его деятельность была столь обширной и плодотворной, что вряд ли возможно в кратком очерке перечислить названия всех его научных работ и открытий. Разные библиографические справочники свидетельствуют, что он написал и опубликовал от 700 до 900 научных работ, среди которых более 10 монографий. В. М. Бехтерев является всеобще признанным классиком современной нейроморфологии. Он открыл и описал ряд образований головного и спинного мозга, некоторым из которых присвоено его имя (ядро вестибулярного нерва Бехтерева и др.). Велики заслуги ученого и в области нейрофизиологии. Основные его усилия в этой области были направлены на изучение трех кардинальных проблем: локализации функций в коре головного мозга, открытия сочетательных рефлексов (по терминологии И. П. Павлова - условных рефлексов) и влияния нервной системы на функции внутренних органов. Эти достижения были обобщены в труде «Основы учения о функциях мозга», о котором И, П. Павлов писал, что он «представляет собой весьма обширное систематическое изложение указанного в заголовке предмета, изложение, единственное по своей полноте не только в русской, но и в иностранной литературе» . Изучение В. М. Бехтеревым и его учениками сочетательно-рефлекторных механизмов регуляции функций внутренних органов показало, что интероцептивные (органические, по терминологии В. М. Бехтерева) импульсы имеют специфическое отношение к предлобным долям коры головного мозга. Не потеряли своего значения и взгляды В. М. Бехтерева на организацию и локализацию церебральных функций мозга. Описанные В. М. Бехтеревым механизмы деятельности нервной системы во многом близки тому, что сейчас известно как «принцип обратной связи» в деятельности сложных саморегулирующихся систем. Важное место в научном творчестве В. М. Бехтерева занимают его исследования в области функций органов равновесия. Им была изучена роль полукружных каналов, лабиринта, дна третьего желудочка мозга и мозжечка в образовании наших представлений о пространстве. Экспериментально-психологические исследования Бехтерева по проблемам психологии были направлены преимущественно на изучение восприятия, ассоциативных процессов, психомоторных актов. Деятельность В. М. Бехтерева в области психиатрии совпала с периодом бурного развития и расцвета русской психиатрии. Он внес существенный вклад в развитие этой области медицины. В. М. Бехтерев был и прекрасным диагностом и врачевателем. Он осуществил крупные мероприятия по организации психиатрической помощи, улучшению режима психиатрических учреждений, сделал очень много для внедрения в лечение психических болезней многообразных видов терапии, организации психо- и трудотерапии в психиатрических учреждениях, службы призрения и патронажа психически больных, психоневрологических диспансеров. Чрезвычайно широк был диапазон лечебных средств и методов, которыми пользовался В. М. Бехтерев. В основе этой деятельности врача-ученого лежали высокогуманные идеалы и устремления. Вопросами гипноза, внушения и телепатии В. М. Бехтерев занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Первые его публикации на эту тему относятся к 1890 г. Свою концепцию сущности гипноза как явления человеческой психики, а также широкие обобщения по лечебному применению внушения в гипнозе он изложил в работе «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» (1894-1896). В дальнейшем на эту тему В. М. Бехтеревым было написано большое количество трудов, часть которых публикуется в данном издании. Большой интерес проявлял В.М. Бехтерев к изучению внушения. Как выдающийся психотерапевт, он хорошо понимал, что внушение может служить одним из основных средств лечения. В психотерапии оно применяется как во время гипнотических сеансов, так и в состоянии бодрствования. Поэтому В. М. Бехтерев, пользуясь в своей практике этим лечебным фактором, не мог не изучить его природу, механизмы осуществления, условия применения и вообще его роль в жизни человека. Внушение привлекало внимание В. М. Бехтерева и потому, что оно играло заметную роль во многих процессах общественной жизни. В соответствии с господствующими в конце XIX в. представлениями о внушении В. М. Бехтерев рассматривал его как непосредственное прививание тех или иных психических состояний от одного лица к другому, происходящее «без участия воли воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания». Само собою понятно, что много внимания В. М. Бехтерев уделял внушению как лечебному фактору. Важнейшим условием эффективного применения внушения как лечебного средства является вера больного в действенность применяемого средства, вызывающая ожидание грядущего исцеления. Без такой веры невозможна никакая психотерапия, никакое лечение словом. В своем научном творчестве В. М. Бехтерев не прошел и мимо проблемы телепатии, или внушения на расстоянии. Термин «телепатия» ввели в науку английские исследователи Герней, Майерс и Подмор в 1886 г. для обозначения некоторых загадочных явлений психики. В буквальном переводе с греческого телепатия означает чувствование на расстоянии. По утвердившейся традиции под телепатией понимают психический процесс, при котором возможна передача мыслей, чувств, ощущений, желаний, команд и т. д. без посредничества известных нам органов чувств и технических средств. Такой подход к пониманию телепатии предполагает возможность передачи психических состояний при помощи особой энергии и экстрасенсорного восприятия. В. М. Бехтерев оказался поистине пророком в своих утверждениях о том, что, чем больше будет средств воздействия на человеческую психику, способов передачи психического влияния на человека, тем более повальным будет увлечение таинственными явлениями человеческой психики. Как бы предвидя нашу сегодняшнюю действительность, он писал в 1894 г.: «Так как человечество вообще склонно преклоняться перед всем таинственным... то, без сомнения, те или другие приспособления и приборы, как бы увеличивающие действительную силу и значение производимых внушений, а иногда и обладающие в глазах внушаемого своего рода магической силой, получают огромное значение при всяком вообще психическом лечении» . В. М. Бехтерев не только изучал, использовал и пропагандировал гипноз и внушение как лечебные методы, но и обращал самое серьезное внимание на условия и показания их применения. Он руководствовался важнейшим принципом применения любого лечебного средства - «прежде всего не вреди!». В этом отношении как врачи, так и все интересующиеся найдут в публикуемых работах В. М. Бехтерева много поучительного и полезного для себя. В результате многолетних исследований В. М. Бехтерев создал оригинальную теорию о природе внушения как своеобразного психического явления, связанного с глубокими изменениями в структуре сознания. Взгляды В. М. Бехтерева на сущность гипноза и внушения и на структуру сознания дают право считать, что у него была концепция сознания и бессознательного, которая до сих пор, к сожалению, не привлекла внимания специалистов, но безусловно заслуживает глубокого научного анализа.












Приложение 1 Основные труды и жизненные этапы


20 января 1857 года родился Владимир Михайлович Бехтерев 1867 поступление в Вятскую гимназию 1873 зачислен в студенты первого курса медицинского отделения.

      в Медико-хирургическую академию - он был 

1876 года студент четвертого курса Медико-хирургической академии 1877 участник летней военной кампании 1878 звание военного врача-докторанта 1879 принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 1880 году опубликованный очерк «Вотяки, их история и современное состояние» 1881 защита диссертации на «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» степень доктора медицины. 1883 статья «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы» 1884 зачислен в клинику душевных болезней на штатную врачебную должность. 1884 командировка за рубеж года(Германия, Франция) 1885 году создает при Казанском государственном университете первую экспериментальную психофизиологическую лабораторию и получает должность заведующего кафедрой душевных болезней 1887 статья «Физиология двигательной области мозговой коры» 1888 Сознание и его границы 1891 организация в Казани неврологического научного общества 1891 «Классификация душевных болезней» (Казань г) 1892 «Проводящие пути головного и спинного мозга» 2 тома 1893-1918 года регулярное издание журнал «Неврологический вестник». 1893 возглавляет кафедру и клинику нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской академии. 1893 «К вопросу о врачебном значении гипноза» (Казань, г) 1894 году Владимир Михайлович получил первый генеральский чин действительного статского советника. 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. 1900 года двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» 1900 «Неврозопатологические и психиатрические наблюдения» 1900 «Лечебное значение гипноза» 1902 году он опубликовал книгу «Психика и жизнь» 1903-1907 «Основы учения о функциях мозга» (СП б, г). 1909 Педологический институт 1907-1910 годах В.Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология» 1910 открывает Педагогический факультет Психоневрологического института 1912 открывает Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма 1911 «Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение» 1915 открывает Приют для детей и интеллигентных родителей-беженцев 1915 открывает Приют для детей с обучением ремеслу и счетоводству 1918 открывает Обследовательский детский институт 1918 открывает Институт морально-дефективных детей 1918 открывает вспомогательная школа дефективных детей 1918 Институт по изучению мозга и психической деятельности. 1918 «Общие основания рефлексологии» 1920 открывает Воспитательно-клинический институт 1921 открывает Педагогический институт социального воспитания 1921 открывает Учебно-показательный Детский Дом 1923 «Объективное изучение личности»; 1923 «Общие основы рефлексологии» 1924 Высшие педологические курсы 1924 Центральная воспитательная школа 24 декабря 1927 года Владимир Михайлович Бехтерев умер.





ЛИТЕРАТУРА 1. Диссертация "Психическое здоровье как проблема возрастной и педагогической психологии в наследии В.М. Бехтерева" код 19.00.07, 19.00.01. 2006 год. к.п.н. Костина О.А. 2. Диссертация "Ритмическая организация суггестивного текста" код. 10.02.01 2003 г. к.ф.н. Болтаева С. В. 3. Вестник психологин, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. I. 4. Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1898. № 1, 2, 3. 5. Психология. Философия. Образование - психологические исследования.  : Избр. психолог. труды. Шифр издания : 371/Ч-40 .Челпанов, Георгий Иванович. М.: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999 6. Об истоках объективной психологии В.М. Бехтерева : сборник научных трудов.

Место публикации : Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий: Сб. науч. трудов: В 2 ч.: Ч.2/ Моск. гуманит.- соц. акад.. - М.: Изд-во МГСА, 2002. - С.35-45. Левченко Е.В.

7. Вопросы психологии творчества в трудах В.М. Бехтерева : сборник научных трудов Место публикации : Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий: Сб. науч. трудов: В 2 ч.: Ч.2/ Моск. гуманит.- соц. акад.. - М.: Изд-во МГСА, 2002. - С.45-50Лукова О.А. 8. Психологическая концепция В. М. Бехтерева: диахронический анализ Место публикации : Психологический журнал. - 2007. - Т. 28 , № 5. - С.22-31. Левченко Е.В. 9. В. М. Бехтерев - родоначальник комплексного изучения человека Место публикации : Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.110-126. Мунипов В.М. 10. Методологические проблемы социальной психологии в трудах В.М.Бехтерева. Г.М. Андреева. 11. "Внушение и его роль в общественной жизни" В.М. Бехтерев 12. Академик В. М. Бехтерев и д-р В. Нарбут Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1902. № 1, 2