Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций

Материал из Поле цифровой дидактики
Фото из архива И.Бродского

Автор Стариков Андрей



Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.

Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности. О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. Стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.


Список использованных источников

1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения

2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог

3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке

4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra

5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта

6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы

7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики

8. Три миссии университета: образование, наука, общество

9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы

10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации

11. [http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/2_3.html Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы]