Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом

Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 12:53, 23 декабря 2025; Patarakin (обсуждение | вклад) (Изменил настройки защиты для «Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом» ([Редактирование=Разрешено только автоподтверждённым участникам] (бессрочно) [Переименование=Разрешено только автоподтверждённым участникам] (бессрочно)))


Описание события Тема: «Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом: от инструмента к партнерству»

Методический семинар магистерской программы «Педагогическое образование»

Когда машина может генерировать текст, объяснять концепции и решать стандартные задачи, образование должно сосредоточиться на том, что остается за человеком. На семинаре мы обсудим три ключевые идеи.
  1. принцип функции Дона Нормана: если умение может быть передано машине, оно не столь важно для развития.
  2. концепция симбиоза Джеймса Джи из теории игр – когда партнеры с разными компетентностями работают вместе и становятся сильнее.
  3. наследие конструкционизма Пейперта: - конкретные 20 вещей, которые учитель и ученик могут делать с ИИ в классе.
  • Патаракин Евгений Дмитриевич, профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, профессор Института цифрового образования МГПУ.
Тип события Семинар
Начало 2025-12-23T18:00:00.000Z
Окончание 2025-12-21T19:00:09.000Z
color orange
Адрес события https://digida.mgpu.ru
Видео запись события
Среды и средства, которые использовались в рамках события Logo, Scratch, PerplexityAI
Формируемые в рамках события компетенции Вычислительное мышление
Область знаний Информатика, Робототехника, Образование
Местоположение 55° 45' 30.56" N, 37° 38' 44.21" E
Формат реализации On-line
Карта
Идёт загрузка карты…


Введение

Когда машина может генерировать текст, объяснять концепции и решать стандартные задачи, образование должно сосредоточиться на том, что остается за человеком.


Таблица: Приметы нарушения равновесия

Примета нарушения равновесия Что волшебники замечают
Процент заимствований в работах резко упал, хотя качество якобы выросло Антиплагиат регистрирует падение традиционных показателей плагиата, но инструменты неспособны обнаружить AI-генерируемый контент. Как Гед потерял силу магии, инструменты потеряли способность видеть истину.
Код студентов стал аномально совершенен, особенно в дистанционных олимпиадах по программированию На заочных олимпиадах и тестах резко повысилось качество программного кода - студенты, которые раньше писали с ошибками, теперь создают элегантные решения. Граница между учением и имитацией стёрлась.
Число правок в Википедии от живых людей упало на 26% за три года Люди перестали писать и редактировать энциклопедию. С января 2022 по март 2025 трафик упал с 5.8 млрд посещений до 4.3 млрд - неживая магия вытягивает жизнь из живой системы.
Stack Overflow потерял 77% новых вопросов, разрушив сообщество взаимопомощи Платформа, где программисты помогали друг другу, опустела. Волонтёры перестали задавать вопросы - ChatGPT ответит без осуждения, без требования показать исследование.
Студенты перестали писать в учебные форумы и дискуссионные доски Асинхронные обсуждения, которые были сердцем онлайн-образования, превратились в пустые поля. Студенты пишут из обязанности, не из любопытства.
Волонтёры Википедии теряют мотивацию, видя, что их труд потребляют боты 77% статей написаны 1% редакторов. Когда они видят, что их работа служит корм для AI-систем без атрибуции - мотивация иссякает. Это паразитарные отношения.
Достоверность информации стала неопределённой - AI "галлюцинирует" убедительные ложи Студенты получают хорошо отформатированные, убедительные ответы, в которых может быть 30-40% выдумки. Как Сухая Земля выглядит реальной, но безжизненна.
Число активных редакторов Википедии падает каждый год с 2007 года Не из-за AI только - но AI ускорил этот процесс. Система саморазрушается, когда видит, что её усилия вытягиваются в ничто.
Традиционные инструменты "антиплагиата" стали неэффективны для обнаружения генеративного контента Система проверки, которая защищала академическую честность, превратилась в зверя, кусающего воздух. Новые детекторы существуют, но студенты их обходят новыми версиями промптов.
Студенты боятся друг друга - растёт недоверие, кто "честно" учится, а кто использует AI Эмоциональная архитектура класса разрушена. Одноклассники смотрят друг на друга с подозрением. Сравнение оценок становится тревогой о том, кто "жульничает".
Дистанция между учителем и учеником выросла - учитель больше не уверен, кто написал работу Педагоги теряют возможность оценить истинный уровень понимания. Как волшебник, потеряв силу, не может больше читать мир - учитель не может больше читать, вырос ли его студент.
Качество "исследовательских" проектов выглядит идеальным, но содержит скрытые ошибки и противоречия AI может создать документ, который выглядит научным, но при близком чтении - это мозаика из известных паттернов без подлинного понимания.
Поисковые системы перестали отправлять трафик на Википедию - люди берут ответ прямо из AI-саммари Google AI Overviews, ChatGPT, Claude Opus - они теперь первый слой, через который люди ищут знание. Википедия стала невидимой, как мёртвые в Сухой Земле.
Число вопросов в "сообществах помощи" (Reddit, Quora) стабилизировалось, а число ответов от живых людей упало Люди задают вопросы (ещё), но отвечать перестали - зачем, если AI сделает это за них? Экосистема взаимопомощи коллапсирует.
Студенты признают, что используют AI "только для проверки", но фактически используют для создания Как волшебники могли отрицать, что украли Западные Земли - студенты используют язык переформулировки и "вспомогательного" использования, но суть: работа не их.
Курсовые работы и диссертации выросли в объёме и "красивости", но защиты показывают: студент не понимает, что он писал Стена разрушилась - живой и мёртвый контент смешались. На экзамене становится ясно: текст AI, мысли - чужие.
Системы peer-review в научных журналах начинают обнаруживать AI-генерируемые рецензии Даже рецензирование, последний оплот человеческого суждения, заражено. Боты пишут рецензии на работы других ботов и людей.
Число заявок в аспирантуру и на конкурсы гранов выросло (всем казалось: я смогу!), но реальный уровень падает Иллюзия компетентности. AI создал армию "квалифицированных" студентов, которые не знают, как думать независимо.
Учебные планы содержат темы, которые уже решены AI лучше, чем когда-либо решит студент Равновесие нарушено: зачем учить факты, которые ChatGPT знает лучше? Зачем учить программирование, если Copilot код пишет? Педагогика потеряла навигацию.
Финансирование образовательных платформ, основанное на "engagement", показывает, что люди меньше времени тратят на учёбу, но результаты якобы лучше Парадокс Ле Гуин: система выглядит благополучнее, но жизнь из неё вытекает. Учась меньше, студенты якобы учатся больше. Это невозможно - значит, что-то существенно сломалось в самой архитектуре.

Три ключевые идеи

Принцип Дона Нормана:

The Design of Everyday Things
300px-Donald_Norman_at_AWF05.jpg
если умение может быть передано машине, оно не столь важно для развития.

Концепция симбиоза Джеймса Джи

из теории игр – когда партнеры с разными компетентностями работают вместе и становятся сильнее.

250px-James_Paul_Gee.jpg

Наследие конструкционизма Пейперта

250px-Seymour_Papert.jpg

Конкретные 20 вещей, которые учитель и ученик могут делать с ИИ в классе (1971)

 Description
20 things to doThe concept of "Twenty Things to Do with a Computer," Пейперт и Соломон в 1971 году: Создать робота черепаху, Запрограммировать черепаху нарисовать человека, Изучить биологию робота-черепахи, Сделать экранную черепаху, Играть в Spacewar, Изучить с черепахой дифференциальную геометрию, Рисовать спирали, Нарисовать сердце (и научиться искать ошибки), Выращивать цветы, Сделать фильм, Сделать музыкальную шкатулку и программировать мелодию, Экспериментировать с музыкальными эффектами, Компьютеризировать конструктор и построить башню блоков, Сделать грандиозное световое шоу, Писать стихи, Попробовать программированное обучение, Изучать физики на кончиках пальцев, Объяснить себя при помощи программы, Играть в куклы, Запустить рекурсию и придумать ещё 20 способов