Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
|||
| Строка 20: | Строка 20: | ||
Данные и методы. | Данные и методы. | ||
Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: | Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз [[PubMed]], [[Google Scholar]], Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: | ||
– язык осознанности и руководимых медитаций; | – язык осознанности и руководимых медитаций; | ||
| | ||
Версия от 19:21, 24 декабря 2025
Ключевые слова:
Глава 1
Тезиси к обзорной статье по теории:
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.
Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.
Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; – руководимая визуализация в психотерапии и медицине.
Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:
– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);
– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.);
– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов);
– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности).
Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:
1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;
2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;
3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.
На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.
Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.
Материалы и методы
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Процесс

Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Прототип модели
Результаты
