Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями
| Строка 99: | Строка 99: | ||
{| class="wikitable" | {| class="wikitable" | ||
! ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ! ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИТАЦИИ | ||
! ИСТОЧНИК | ! ИСТОЧНИК | ||
|- | |- | ||
| | | 1. Приведение психики человека в состояние самоуглубленности и сосредоточенности (сопровождающееся телесной расслабленностью, доходящей до полной прострации), играющее важную роль для обретения познания в некоторых религиозно-философских учениях; отрешенность от окружающего мира. | ||
| | 2. Размышление. | ||
| Толковый словарь Ефремовой | |||
|- | |- | ||
| | | (латинское meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю) | ||
| | умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний). | ||
| Большая советская энциклопедия | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
Версия от 14:21, 24 декабря 2025
Ключевые слова:
Глава 1
Тезиси к обзорной статье по теории:
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
АННОТАЦИЯ Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.
Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.
Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; – руководимая визуализация в психотерапии и медицине.
Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации: – структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции); – языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); – паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); – дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет: (1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи; (2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации; (3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний. На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.
Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.
Материалы и методы
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Процесс

Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Прототип модели
Результаты
Обсуждение
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИТАЦИИ | ИСТОЧНИК |
|---|---|
| 1. Приведение психики человека в состояние самоуглубленности и сосредоточенности (сопровождающееся телесной расслабленностью, доходящей до полной прострации), играющее важную роль для обретения познания в некоторых религиозно-философских учениях; отрешенность от окружающего мира.
2. Размышление. |
Толковый словарь Ефремовой |
| (латинское meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю)
умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний). |
Большая советская энциклопедия |
