Юсуповы в истории Музея изящных искусств: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 15: | Строка 15: | ||
===Музей изящных искусств=== | ===Музей изящных искусств=== | ||
'''Юсуповы и Музей изящных искусств''' | |||
[[Файл:Диплом.jpg|300px|thumb|right|[https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=9d053967-4ec2-42ee-a847-0ba51939cb49 «Диплом Комитета по устройству Музея Изящных Искусств З. Н. Юсуповой»]]] | [[Файл:Диплом.jpg|300px|thumb|right|[https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=9d053967-4ec2-42ee-a847-0ba51939cb49 «Диплом Комитета по устройству Музея Изящных Искусств З. Н. Юсуповой»]]] | ||
| Строка 34: | Строка 35: | ||
[[Файл:Архангельское.jpg|300px|thumb|right|[https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?page=3&index=7&query=%D1%84%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81+%D1%8E%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2&paginate_page=3 Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы с сыновьями Николаем и Феликсом]]] | [[Файл:Архангельское.jpg|300px|thumb|right|[https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?page=3&index=7&query=%D1%84%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81+%D1%8E%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2&paginate_page=3 Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы с сыновьями Николаем и Феликсом]]] | ||
===Мечты | ===Мечты о собственном музее=== | ||
'''До революции''' | |||
К моменту начала XX века князья Юсуповы владели крупнейшим частным собранием живописи и всерьез задумывались об идее создания в подмосковной усадьбе Архангельское и в петербургском дворце на Мойке частных публичных музеев. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича-старшего '''Феликс-младший''' вспоминал: | К моменту начала XX века князья Юсуповы владели крупнейшим частным собранием живописи и всерьез задумывались об идее создания в подмосковной усадьбе Архангельское и в петербургском дворце на Мойке частных публичных музеев. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича-старшего '''Феликс-младший''' вспоминал: | ||
«Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. ... Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. ... А в петербургском дворце на Мойке и в московском Ивана Грозного - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций». | «Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. ... Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. ... А в петербургском дворце на Мойке и в московском Ивана Грозного - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций». | ||
[[Файл:Зал Прециоза.jpg|300px|thumb|right|[https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=0239f1c8-8cdc-4f7d-8049-dd4843db22a7 Неизвестный фотограф. «Дворец князей Юсуповых на Мойке, Санкт-Петербург. Зал Прециоза. 1860-е–1870-е»]]] | |||
Отчасти в начале XX века удалось достичь цели. Родители Феликса Феликсовича-младшего понимали культурную и историческую ценность своего собрания и многое сделали для того, чтобы юсуповская коллекция вошла в художественную жизнь Петербурга, а также стала известна в Европе. Они начали широко знакомить публику с произведениями из семейного собрания, предоставляя их на различные российские и зарубежные выставки. | |||
С началом в 1914 году Первой мировой войны было принято решение о новом функционале галереи Юсуповых. Она начала выполнять не только просветительские, но и коммерческие функции: устраивались платные обзоры картин, а собранные таким путём средства направлялись на устройство питательно-перевязочных пунктов. | |||
'''После революции''' | |||
Однако воплотить идею о создании полноценных музеев на основе фамильной коллекции в жизнь Феликсу-младшему не удалось. После Февральской революции 1917 года Юсуповы уехали в Крым, а в 1919 году покинули Россию, как оказалось, навсегда. Жизнь князей Юсуповых в эмиграции отражена в [https://www.tiki-toki.com/timeline/entry/2216889/-/ ленте времени]. | |||
После национализации советской властью дворцов и имений многие предметы из коллекции рода Юсуповых (картины, гравюры, фрески) поступили в Эрмитаж и '''Музей изящных искусств''', который в 1937 году был переименован в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В настоящее время музей хранит, как в фондах, так и на основной экспозиции, предметы, составлявшие когда-то коллекцию знатного рода князей Юсуповых. | |||
| Строка 61: | Строка 74: | ||
7. [https://pushkinmuseum.art/events/archive/2019/exhibitions/tsvetaev/index.php Князья Юсуповы и Цветаевский музей] | 7. [https://pushkinmuseum.art/events/archive/2019/exhibitions/tsvetaev/index.php Князья Юсуповы и Цветаевский музей] | ||
8. Юсупов Ф. Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах / Феликс Юсупов ; [пер. с фр. Е.Л.Кассировой]; [предисл. К.Сфири-Шереметьевой]. - М. : "Захаров", 2022. - 432 с. : илл. | |||
Версия от 19:33, 21 декабря 2025
Автор Морозова Юлия
31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (сейчас - ГМИИ им. А. С. Пушкина). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства.

В качестве членов-учредителей в состав Комитета по устройству Музея изящных искусств вошли также князь и княгиня Юсуповы: Феликс Феликсович-старший и Зинаида Николаевна. С направлениями благотворительной и меценатской деятельности княгини З. Н. Юсуповой можно ознакомиться на примере ментальной карты.
Коллекция Юсуповых
Начиная с Николая Борисовича Юсупова-старшего, видного деятеля эпохи правления Екатерины Великой, коллекция рода Юсуповых постоянно росла. Его сын, Борис Николаевич, с женой Зинаидой Ивановной продолжают пополнять и расширять фамильную коллекцию. Благодаря им на французском языке был составлен первый тиражный каталог коллекции.
В дальнейшем юсуповская галерея перешла к единственному сыну и наследнику Зинаиды Ивановны, князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему. В собрании Юсуповых сложилась своеобразная традиция: многие художники в ней были представлены не одной, а несколькими работами.
Дочь Николая Борисовича-младшего, Зинаида Николаевна, последняя, кто повлиял на судьбу родового собрания на рубеже XIX–XX веков. Коллекция произведений искусств, собранная ее предками, находилась в дворцах и имениях Юсуповых. Так, к примеру, усадьба Архангельское, одно из любимых мест Зинаиды Николаевны, стала не только местом хранения собрание, но и местом притяжения многих художников. Виртуально посетить Архангельское можно с помощью чат-бота.
Музей изящных искусств
Юсуповы и Музей изящных искусств

С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен Роман Иванович Клейн.
В апреле 1898 года был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.

Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало 40 человек. В списке меценатов были З. Н. Юсупова и ее муж, Ф. Ф. Юсупов-старший. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - Римского. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего – основателя фамильного художественного собрания.

Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями.
Князь Ф. Ф. Юсупов-старший в 1898-1900 гг. профинансировал копирование раннехристианских фресок в римских катакомбах художником Федором Петровичем Рейманом, по поводу чего писал И. В. Цветаеву:
«Милостивый государь, Иван Владимирович. Душевно рад, что мог быть полезен истинному труженику науки, который своим терпением и усиленным трудом обогатит со временем Музей изящных искусств имени Императора Александра III-го. Мне будет в высшей степени интересно взглянуть на картоны, о которых я уже многократно слышал, а потому заранее благодарю Вас за любезное приглашение их осмотреть. Уважающий Вас князь Юсупов».
Зинаида Николаевна оплатила изготовление слепка конной статуи кондотьера Коллеони, находящейся в Итальянском дворике, исполненной Андреа Верроккьо.

Мечты о собственном музее
До революции К моменту начала XX века князья Юсуповы владели крупнейшим частным собранием живописи и всерьез задумывались об идее создания в подмосковной усадьбе Архангельское и в петербургском дворце на Мойке частных публичных музеев. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича-старшего Феликс-младший вспоминал:
«Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. ... Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. ... А в петербургском дворце на Мойке и в московском Ивана Грозного - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций».

Отчасти в начале XX века удалось достичь цели. Родители Феликса Феликсовича-младшего понимали культурную и историческую ценность своего собрания и многое сделали для того, чтобы юсуповская коллекция вошла в художественную жизнь Петербурга, а также стала известна в Европе. Они начали широко знакомить публику с произведениями из семейного собрания, предоставляя их на различные российские и зарубежные выставки. С началом в 1914 году Первой мировой войны было принято решение о новом функционале галереи Юсуповых. Она начала выполнять не только просветительские, но и коммерческие функции: устраивались платные обзоры картин, а собранные таким путём средства направлялись на устройство питательно-перевязочных пунктов.
После революции
Однако воплотить идею о создании полноценных музеев на основе фамильной коллекции в жизнь Феликсу-младшему не удалось. После Февральской революции 1917 года Юсуповы уехали в Крым, а в 1919 году покинули Россию, как оказалось, навсегда. Жизнь князей Юсуповых в эмиграции отражена в ленте времени.
После национализации советской властью дворцов и имений многие предметы из коллекции рода Юсуповых (картины, гравюры, фрески) поступили в Эрмитаж и Музей изящных искусств, который в 1937 году был переименован в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В настоящее время музей хранит, как в фондах, так и на основной экспозиции, предметы, составлявшие когда-то коллекцию знатного рода князей Юсуповых.
Список литературы и источников
1. Выставка «Князья Юсуповы и Цветаевский музей»
2. Выставка «Князья Юсуповы и Цветаевский музей»
3. Князья Юсуповы и Цветаевский музей
4. Князья Юсуповы, меценаты создания московского Музея изящных искусств
6. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
7. Князья Юсуповы и Цветаевский музей
8. Юсупов Ф. Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах / Феликс Юсупов ; [пер. с фр. Е.Л.Кассировой]; [предисл. К.Сфири-Шереметьевой]. - М. : "Захаров", 2022. - 432 с. : илл.
Историко-ориентированные системы
1. История государства: Вершины и бездны Серебряного века. Передача 5-я.
2. История России в фотографиях
3. Руниверс
