Психология и философия в "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 101: Строка 101:
[https://docs.google.com/document/d/1_6pkA8vQ8Mlt4MlznPxJwsaq_vPMJh6YA6hVcvLCbcE/edit?tab=t.0 Лекция 3.3: Механика воскресения: от признания к надежде]
[https://docs.google.com/document/d/1_6pkA8vQ8Mlt4MlznPxJwsaq_vPMJh6YA6hVcvLCbcE/edit?tab=t.0 Лекция 3.3: Механика воскресения: от признания к надежде]


  [Задание 1] '''после лекции 3.3'''
  [https://forms.gle/rDvnve3Cqy9dwiVy9 Задание 1] '''после лекции 3.3'''
[Задание 2] '''после лекции 3.3'''


По завершении курса в обязательном порядке пройти [https://t.me/AnnKir_bot?start=207920 '''итоговое тестирование''']
По завершении курса в обязательном порядке пройти [https://t.me/AnnKir_bot?start=207920 '''итоговое тестирование''']

Версия от 17:28, 13 декабря 2025

Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова

Автор онлайн-курса: Анна Кирпичинина

Добро пожаловать на курс, который может изменить ваш взгляд на великий роман Достоевского! Что если «Преступление и наказание» — это не просто классика, а зеркало наших собственных внутренних страхов? Здесь мы будем разгадывать не просто детективную историю, а самую загадочную территорию — человеческую душу. Вы раскроете тайны философских идей, которые управляют поступками героев, и поймете, почему совесть оказалась страшнее тюрьмы. Готовы ли вы пройти этот путь от мрачных теорий до света искупления вместе с Раскольниковым? Начните это путешествие — и классика заговорит с вами на языке вашей жизни. Курс поможет вам не просто прочитать, а прожить этот роман, разгадав его главную тайну: можно ли «переступить» моральный закон и остаться человеком?

Перед прохождением курса необходимо заполнить гугл-форму, которая поможет провести аудит знаний по данной теме.

О курсе

Адресат: учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи
Продолжительность: 3 месяца

Рекомендую начать знакомство с курсом с вводной презентации

Структура курса:

Аннотация

Курс предлагает системный анализ философских и психологических аспектов романа Достоевского. Первый модуль прослеживает генезис и превращение идеи в разрушительную силу, исследуя философские источники теории Раскольникова. Второй модуль посвящен глубинной психологии персонажей, где совесть становится центральным механизмом нравственного наказания. Третий модуль раскрывает философию искупления через анализ евангельских мотивов и символики. Особое внимание уделяется механизмам работы вины, феномену двойничества и трансформации личности через страдание. Курс завершается интерпретацией финала как начала пути к экзистенциальному преображению.

Модуль 1. Идея как болезнь. Философские истоки преступления

Модуль исследует превращение философской теории в разрушительную силу. Анализируются истоки идеи Раскольникова в европейской философии и механизмы самооправдания. Рассматривается роль Петербурга как соучастника преступления и проводятся параллели с современными идеологиями.

Лекция 1.1 Теория Раскольникова — анатомия философского преступления

Цель лекции: Детально и многослойно проанализировать, как личная философская теория не просто объясняет мир, но становится инструментом самообмана, постепенно подчиняя и разрушая личность её создателя. Раскрыть логическую и нравственную архитектуру идеи «двух разрядов людей» как опасной утопии, ведущей к духовному тупику.

Задание 1 после лекции 1.1
Задание 2 после лекции 1.1
Задание 3 после лекции 1.1

Лекция 1.2 Философские прототипы теории — диалог с эпохой

Цель лекции: Глубоко исследовать, как идеи Раскольникова не являются оригинальным открытием, а становятся болезненным сплавом заимствованных концепций, утративших свой контекст и смысл. Проследить, как философские теории, превращаясь в оружие для оправдания преступления, демонстрируют опасность отрыва интеллектуальных конструкций от живой человеческой реальности и морали.

Задание 1 после лекции 1.2
Задание 2 после лекции 1.2
Задание 3 после лекции 1.2

Лекция 1.3 Психология «больной идеи» — от теории к одержимости

Цель лекции: Детально и системно изучить, как абстрактная идея трансформируется в психическую патологию, захватывая все уровни личности — от сознательного мышления до бессознательных физиологических реакций. Понять механизмы работы «больной идеи», проявляющейся не как простое заблуждение, а как тотальное состояние, ведущее к дезинтеграции воли, эмоций и телесного бытия героя.

Задание 1 после лекции 1.3
Задание 2 после лекции 1.3

По завершении Модуля 1 каждому студенту следует пройти итоговый контроль знаний для получения результатов обучения и выстраивания дальнейшей работы

Модуль 2. Анатомия совести. Психология преступления и наказания

Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике.

Для ознакомления с модулем рекомендуется посмотреть обзорную презентацию

Глоссарий поможет понять основную терминологию модуля и станет помощником в дальнейшей работе по выполнению тестовых заданий

Лекция 2.1 Теория Раскольникова: Идея и ее Истоки. Социально-философские основы бунта

Цель лекции: Глубоко и всесторонне проанализировать внутреннюю логику, философские корни и социальные предпосылки теории Раскольникова, которая является идеологическим стержнем его преступления.

Задание 1 после лекции 2.1
Задание 2 после лекции 2.1

Лекция 2.2 Анатомия преступления: распад личности и физиология совести

Цель лекции: Детально и многослойно проанализировать, как совершенное преступление не просто нарушает закон, но инициирует тотальный процесс саморазрушения личности Раскольникова. Понять механизмы работы совести, проявляющейся не как абстракция, а как конкретные физиологические и психические реакции.

Задание 1 после лекции 2.2
Задание 2 после лекции 2.2

Лекция 2.3 Путь к искуплению: совесть, любовь и воскрешение личности

Цель лекции: Проанализировать сложный, нелинейный путь Раскольникова от духовного тупика к возможности воскрешения. Исследовать роли ключевых персонажей (двойников, Сони, Порфирия), понять концепцию искупления через страдание и значение эпилога.

Задание 1 после лекции 2.3
Задание 2 после лекции 2.3

Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе

Модуль раскрывает философию надежды Достоевского, противопоставленную бунту. Анализируется сила смирения Сони Мармеладовой и символика евангельской притчи о Лазаре. Фокус ставится на интерпретации финала как начала долгого пути к искуплению.

Прежде чем понять, как Раскольников воскресает, нужно понять, почему он должен "умереть" для своей прежней жизни. Эта лекция — не просто пересказ сюжета, а диагностика духовной болезни. Мы будем работать как патологоанатомы души, вскрывая логику краха "наполеоновской" идеи.

Лекция 3.1: Анатомия теории: что такое "Идея Раскольникова"?

Задание 1 после лекции 3.1
Задание 2 после лекции 3.1

После краха теории (Лекция 1) Раскольников оказывается в духовном вакууме. В этой пустоте появляются две фигуры, предлагающие противоположные пути. Это не просто персонажи — это экзистенциальные варианты, два возможных ответа на вопрос: "Как жить после крушения всех идеалов?"

Лекция 3.2: Соня Мармеладова и Аркадий Свидригайлов - два полюса духовной географии Достоевского

Задание 1 после лекции 3.2

Прежде чем начать — важная установка: воскресение у Достоевского — не событие, а процесс. Не "и жили они долго и счастливо", а "началась история постепенного обновления человека". Ключевая метафора лекции: Представьте, что душа — это дом. Теория Раскольникова взорвала его. Свидригайлов показывает груду развалин. Соня приносит чертежи нового дома. А воскресение — это мучительная, кирпич за кирпичом, стройка на месте взрыва. Главный вопрос лекции: Как происходит превращение "твари дрожащей" обратно в человека? Каковы механизмы этой трансформации?

Лекция 3.3: Механика воскресения: от признания к надежде

Задание 1 после лекции 3.3

По завершении курса в обязательном порядке пройти итоговое тестирование

Список использованной литературы

1) Касаткина, Т. А. Характерология Достоевского: типология эмоционально-ценностных ориентаций / Т. А. Касаткина. – Москва : Наследие, 1996. – 334 с.

2) Карякин, Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века / Ю. Ф. Карякин. – Москва : Советский писатель, 1989. – 656 с.

3) Лаврин, А. П. Хроники Харона: энциклопедия смерти / А. П. Лаврин. – Москва : Прогресс, 1993. – 304 с. – (Особый интерес представляет глава, анализирующая мотив убийства у Достоевского).

4) Назиров, Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского / Р. Г. Назиров. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1982. – 360 с.

5) Селезнев, Ю. И. Достоевский / Ю. И. Селезнев. – 5-е изд. – Москва : Молодая гвардия, 2007. – 510 с. – (Жизнь замечательных людей).

6) Фридлендер, Г. М. Реализм Достоевского / Г. М. Фридлендер. – Москва ; Ленинград : Наука, 1964. – 404 с.

Научные статьи из журналов

7) Белов, С. В. К истории создания «Преступления и наказания»: (творческие замыслы и планы) / С. В. Белов // Русская литература. – 1970. – № 4. – С. 132–138.

8) Кузнецова, Ю. М. Концепция «сильной личности» в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского и ее философские истоки / Ю. М. Кузнецова // Философские науки. – 2018. – № 5. – С. 78–92.

9) Тихомиров, Б. Н. О «христологии» Достоевского: (к постановке проблемы) / Б. Н. Тихомиров // Достоевский и мировая культура. – 1998. – № 11. – С. 102–117.

10) Щенников, Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского и философско-этические искания в романе «Преступление и наказание» / Г. К. Щенников // Литература в школе. – 2002. – № 7. – С. 14–19.

Научные статьи из сборников

11) Бахтин, М. М. Полифонический роман Достоевского и его освещение в критической литературе // Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – 4-е изд. – Москва : Советская Россия, 1979. – С. 5–34.

12) Ветловская, В. Е. Психологическая функция сказочного сюжета в «Преступлении и наказании» // Достоевский: Материалы и исследования / отв. ред. Г. М. Фридлендер. – Ленинград : Наука, 1978. – Т. 3. – С. 124–131.

13) Гроссман, Л. П. Достоевский-художник // Гроссман Л. П. Творчество Достоевского / Л. П. Гроссман. – Москва : Наука, 1959. – С. 330–412.